Общественное объединение это коммерческая организация

Рубрики Наша практика

Образование | Чем некоммерческая организация отличается от общественной инициативы

Подпишись
на рассылку

Лучшие публикации Теплицы, доставленные на твой email

Подпишись
на Теплицу(Pro)

Не пропусти лучшие новости для экспертов в области IT, активистов, дизайнеров

Подпишись
в Фейсбуке

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
ВКонтакте

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
в Телеграм

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
на YouTube

Не пропусти видео-уроки, скринкасты, записи вебинаров и мероприятий

Наталья Баранова

Всего материалов: 510

Чем некоммерческая организация отличается от общественной инициативы

В чем разница между зарегистрированным благотворительным фондом и движением горожан против точечной застройки? По каким критериям можно отличить некоммерческую организацию? В этих вопросах Теплице помогала разбираться директор по развитию Центра развития некоммерческих организаций Анна Клецина.

Зачастую люди, которые хотят изменить свою жизнь к лучшему и повлиять на решение реальной проблемы объединяются в инициативные группы или движения. Инициативные группы формируются спонтанно и добровольно: на публичных мероприятиях, собраниях или в социальных сетях. Их цель – защитить свои права и интересы. Такое объединение не является юридическим лицом, и вся работа участников не регулируется законодательно, а функционирует неформально.

В российском законодательстве нет понятия «инициативная группа». Однако статья 30 Конституции РФ гарантирует право граждан объединяться для защиты своих интересов, а также существует Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

По закону «общественное объединение» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Если у какой-то инициативной группы есть устав и цели некоммерческого характера, ее можно считать общественным объединением. Оно вправе действовать без какой-либо государственной регистрации.

Например, «Диссернет» – это вольное сетевое сообщество, главной целью которого является проверка диссертаций на плагиат и иные нарушения. Оно не зарегистрировано. Другой пример: поисковый отряд «Лиза Алерт» – общественное объединение, которое состоит из добровольцев и занимается поиском пропавших без вести людей.

«Есть инициативные группы, которые принципиально продолжают действовать именно как незарегистрированная организация. Одни понимают, что могут подвергнуться меньшим проверкам, другие не хотят тратить силы и время на администрирование, кто-то опасается работать с деньгами или действует из соображений безопасности». Анна Клецина

В инициативной группе нет формальностей и бюрократии, нет необходимости составлять отчеты в госорганы. Однако при этом нельзя привлекать средства с помощью фандрайзинга (так как нет банковского счета).

По наблюдениям Анны Клециной, сначала появляется общественная инициатива, которая со временем вырастает и регистрируется как НКО. «Но так происходит не всегда. Некоторые инициативные группы стихийно зарождаются, решают задачу и расходятся, Например, движение горожан против уплотнительной застройки. И если проблема решается, движение прекращает существовать», – объясняет Анна Клецина.

Таким образом, главное отличие некоммерческой организации (НКО) от инициативной группы в том, что она подлежит государственной регистрации в органах юстиции. С момента государственной регистрации НКО получает права и наделяется обязанностями юридического лица. НКО регистрируются в различных правовых формах, которые описаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

В каких случаях нужна регистрация

1. Для получения частных и корпоративных пожертвований необходимо юридическое лицо. Образование юридического лица даст банковский счет, возможность заниматься фандрайзингом, участвовать в торгах, грантах и субсидиях, то есть законно осуществлять деятельность на территории государства.

Однако в этом случае необходимо отчитываться перед налоговыми органами. Также существуют транзакционные издержки на сбор средств – комиссия со стороны краудфандинговых платформ, платежных систем. Теплица рекомендует изучить раздел финансовой грамотности на сайте «Кухня НКО».

2. Для систематической и масштабной работы. «Неформальное движение заведомо более летучее образование, оно работает на низовом уровне и решает узкую задачу. Однако если есть цель развернуть масштабную деятельность и воздействовать широко, работать систематически, то стоит задуматься о том, чтобы создать НКО», – уточнила Анна Клецина. Специалист уверена, что в этом случае нужен «каркас».

Тогда организация будет действовать в законодательных и управленческих рамках, функции будут четко распределены, сотрудники смогут получать заработную плату, проводить митинги, шествия, собрания, у организации появится определенное публичное лицо, способность участвовать в долгосрочных программах и проектах, участники смогут вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественное объединение

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Общественное объединение» в других словарях:

Общественное объединение — Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5… … Бухгалтерская энциклопедия

Общественное объединение — (англ. social union) в РФ добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. Право граждан на создание О.о.… … Энциклопедия права

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), созданная по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. О.о. могут создаваться в одной из… … Юридическая энциклопедия

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принцип добровольности основывается … Российское избирательное право: словарь-справочник

Общественное объединение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное объединение добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирова … Википедия

общественное объединение — по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Большой юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — согласно Конституции РФ и Федеральному закону Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1997 и 1998 гг.), существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся)… … Энциклопедический словарь конституционного права

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. По своей правовой природе О.о. свободные коллективные… … Энциклопедия юриста

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» в других словарях:

Общественное объединение — Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5… … Бухгалтерская энциклопедия

Общественное объединение — (англ. social union) в РФ добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. Право граждан на создание О.о.… … Энциклопедия права

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), созданная по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. О.о. могут создаваться в одной из… … Юридическая энциклопедия

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принцип добровольности основывается … Российское избирательное право: словарь-справочник

Общественное объединение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное объединение добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирова … Википедия

общественное объединение — по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Большой юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — согласно Конституции РФ и Федеральному закону Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1997 и 1998 гг.), существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся)… … Энциклопедический словарь конституционного права

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. По своей правовой природе О.о. свободные коллективные… … Энциклопедия юриста

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на объединение… … Административное право. Словарь-справочник

В данном материале будут рассматриваться общественные объединения в понимании Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» без учета особенностей правового регулирования политических партий и профессиональных союзов.

Критерии сравнения

Фонд

Учреждение

Общественное объединение

Добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей (дефиниции дана в соответствии с Законом “Об общественных объединениях”)

Для местного – не менее десяти учредителей от двух или более административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться его деятельность

Для отделения международного общественного объединения, созданного на территории иностранного государства, – не менее десяти учредителей от Республики Беларусь

в случае, если учредителем выступает иностранная организация – легализация выписки из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства ее юридического статуса иностранной организации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

Необходимо внесение имущественных взносов учредителей.

С республиканских и местных молодежных и детских объединений, а также объединений ветеранов ВОВ государственная пошлина не взимается.

  • оплата за сообщение о регистрации в журнале «Юстиция Беларуси» (90 000 бел. рублей)

легализация (заверение документов о создании орг.структур на территории иностранных государств (протоколы, списки членов)

перевод документов (в случае необходимости)

  • для международных объединений – не менее 10 членов от Республики Беларусь, а также не менее трех членов от одного или нескольких иностранных государств;
  • для республиканских объединений – не менее пятидесяти членов от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;
  • для местных объединений – не менее десяти членов от двух или более административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться его деятельность
  • для отделения международного общественного объединения, созданного на территории иностранного государства, – не менее десяти членов от Республики Беларусь

3. В отношении одного из учредителей (учредителя) фонда не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество.

4. При создании фонда путем реорганизации иного юридического лица учредителями (учредителем) либо органом, принявшим решение о реорганизации, регистрирующему органу не представлены наряду с уставом фонда передаточный акт или разделительный баланс либо в его уставе отсутствуют положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

5. Нарушен установленный порядок создания фонда.

6. Устав фонда не соответствует требованиям законодательства.

7. Фондом представлены иные документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы.

8.В месячный срок не выполнены требования, указанные в решении о приостановлении государственной регистрации.

1. Непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных законодательством

2. Оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства.

3. Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

2. Несоответствие устава объединения требованиям законодательства.

3. Представление объединением подложных, поддельных или недействительных документов.

4. Несоответствие названия объединения, в том числе сокращенного, их символики, а также условий членства в объединении требованиям законодательства и (или) уставу

5. Неустранение объединением в срок, установленный соответствующим регистрирующим органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации объединения.

  • 100 базовых величин – для местных фондов;
  • 1000 базовых величин – для республиканских и международных фондов.

Стоимость имущества фонда определяется: при создании фонда – по стоимости имущественных взносов учредителей (учредителя) фонда в денежной и неденежной форме; при деятельности фонда – по стоимости чистых активов фонда

Деятельность республиканского – на территорию всей Республики Беларусь.

Местного – на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц

а) вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;

б) денежные средства, полученные от участников (членов) в порядке предстоящего финансирования и (или) в порядке возмещения расходов на приобретение и (или) выполнение (оказание) работ (услуг) для этих участников (с учетом стоимости товаров, включенной в стоимость указанных работ (услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества);

в) стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, – на выполнение задач, определенных уставами;

г) доходы в виде процентов от хранения денежных средств, указанных в предыдущих подпунктах, на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах.

2. Дополнительные налоговые льготы имеют спортивные объединения. Особые налоговые льготы установлены для Общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество инвалидов» и их предприятий»

  • некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, для организации детских и юношеских спортивных секций и групп, детских театров, студий, танцевальных, литературно-художественных коллективов
  • ·общественными объединениями, фондами, в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь

2. Указ президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 содержит перечень объединений, которым помещения могут выделяться в безвозмездное пользование.

наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;

отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

сведения о составе органов фонда и их руководителях, указав фамилию, собственное имя, отчество, дату рождения, гражданство, адрес места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих органах и дату избрания на эту должность с приложением соответствующих протоколов;

документы о передаче имущества, указанного в обязательстве о передаче имущества.

Фонд обязан ежегодно до 1 марта предоставить:

  • информацию о продолжении деятельности фонда с указанием места нахождения руководящего органа;
  • сведения о мероприятиях, проведенных фондом в уставных целях за год;
  • ежегодный отчет об использовании своего имущества с указанием сведений о его опубликовании.

В десятидневный срок со дня принятия решения об изменении состава органов фонда или смене их руководителей – сведения о составе органов фонда и их руководителях.

Должен не менее чем за семь дней известить регистрирующий орган о заседании правления (совета) фонда

  • информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения руководящего органа;
  • списки членов выборных органов, в которых указывается фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих выборных органах и дата избрания каждого из членов с приложением соответствующих протоколов.

В случае изменений в составе выборных органов необходимые сведения представляются в соответствующий регистрирующий орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения.

  • информацию о численности общественного объединения;
  • сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях за год.Должно не менее чем за семь дней известить соответствующий регистрирующий орган о заседании (созыве) своего высшего органа.
  • информацию о количестве учредителей фонда;
  • информацию о стоимости имущества фонда, в том числе:

1) имуществе, переданном учредителями (учредителем) фонда;
2) поступлениях от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий;
3) доходах, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом фонда предпринимательской деятельности;
4) иных не запрещенных законодательством Республики Беларусь поступлениях;

  • информацию об общей сумме расходов, понесенных фондом на достижение общественно полезных целей, указанных в его уставе;
  • информацию о количестве унитарных предприятий, хозяйственных обществ, созданных фондом для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе об участии фонда в таких юридических лицах.

Ежегодный отчет предоставляется также в регистрирующий орган.

(см. также пояснения в колонке “Общественное объединение”)

(см. пояснения в колонке “Общественное объединение”)

  • правление (совет) – высший коллегиальный орган;
  • исполнительный орган (дирекция, директор);
  • попечительский совет.

Могут быть также предусмотрены другие органы.

(обязательно наличие руководителя юридического лица).

3. Контрольно-ревизионный орган, избираемый из членов, достигших 18-летнего возраста;

Могут быть также предусмотрены другие органы.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции.

  • изменения целей фонда;
  • изменения наименования фонда;
  • изменения вида фонда;
  • изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);
  • создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда;
  • изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе фонда;
  • изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки не установлены этим законодательством.
  • в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче имущества;
  • в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
  • если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет меньше минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда (в этом случае регистрирующим органом выносится письменное предупреждение с указанием срока, в течение которого стоимость имущества фонда должна быть доведена до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этот период фонд должен принять меры по доведению стоимости имущества фонда до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. Если по истечении указанного срока стоимость имущества фонда остается менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, считается, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, а вероятность получения необходимого имущества невозможна).
  • если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  • в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством[1].

Кроме того, ликвидируется по решению суда в соответствии со ст.57 Гражданского кодекса (см. п. 2 колонки “Учреждение”).

2) суда в случаях:

  • непринятия решения о ликвидации в соответствии с пунктом 1 в связи с истечением срока, на который создано учреждение, достижением цели, ради которой оно создано;
  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям учреждения, или признанием судом недействительной регистрации учреждения в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, иных случаях, предусмотренных законодательством 2 .

3) по решению регистрирующего органа в случае:

  • непринятия собственником имущества, руководителем учреждения мер по смене собственника имущества, руководителя учреждения, состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;
  • осуществления учреждением деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

1) осуществления объединением пропаганды войны или экстремистской деятельности;

2) нарушения объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

3) если при государственной регистрации объединения со стороны учредителей были допущены нарушения актов законодательства, носящие неустранимый характер;

4) если численность и состав объединения не соответствуют требованиям закона «Об общественных объединениях»;

5) неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности объединения, в срок, установленный решением суда;

6) непредставления объединением в течение трех лет подряд в установленный срок отчета в регистрирующий орган.

7) за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами[2];

8) за однократное нарушение установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи (предусмотренных частями второй-третьей п. 4 Декрета президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. №24 “О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи” или нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи)

На практике, кроме того, ликвидируется по решению суда в соответствии со ст. 57 Гражданского Кодекса (см. п. 2 колонки “Учреждение”).

[1] Например, за нарушение требований, предусмотренных частями второй-третьей п.4 Декрета президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. №24 “О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи” (с изменениями и дополнениями на 19 апреля 2011 г.) или нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи

[2] Если ответственные лица общественного объединения не обеспечили порядок организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам

Основные положения об общественных организациях

Это объединение, основанное на добровольных началах, с системой самоуправления и некоммерческими целями деятельности.

Понятие и виды общественных организаций

Общественная организация – объединение, основанное на добровольных началах, характеризующееся наличием системы самоуправления, некоммерческими целями деятельности, формированием на основании инициативы граждан.

Цели деятельности таких организаций – реализация интересов, которые провозглашены Уставом сообщества, без получения коммерческой выгоды. Задачей некоммерческих объединений является также удовлетворение духовных потребностей граждан.

Право на образование некоммерческих структур подтверждается Конституцией Российской Федерации, регулируется нормам гражданского права.

Основные положения об общественных организациях содержатся в Гражданском кодексе и нормативных актах. Общественное объединение может существовать только на добровольных началах, никто не может принудить участвовать в деятельности такой организации.

По критерию организатора общественные организации делятся на:

  • Объединения (формируются физическими лицами);
  • Ассоциации (формируются юридическими лицами).

В зависимости от цели деятельности существуют такие виды общественных организаций:

  • Политические партии.
  • Общественные движения.
  • Профессиональные союзы.
  • Организации самодеятельности.
  • Общественные самоуправления по территориальному принципу.

Данные виды входят в перечень некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях».

Цели создания общественных организаций, их деятельность

Общественные организации действуют с целью реализации задачи, направленной на удовлетворение нематериальных, духовных интересов граждан.

Объединения являются некоммерческими, поэтому получение материальных благ – не первостепенная задача, но, согласно нормам законодательства, они все-таки могут иметь некоторую денежную прибыль.

Если материальная выгода, получаемая некоммерческой организацией, используется для реализации основной цели деятельности, она может быть задействована в рамках предоставления законных услуг, реализации продукции.

Основные цели и задачи деятельности общественных организаций изложены в уставном документе юридического лица – Уставе. Основой формирования общественного объединения является общность интересов членов сообщества.

Основная цель деятельности зависит от типа общественной организации:

  • Защита профессиональных интересов представителей определенных специальностей;
  • Реализация религиозных и культурных прав граждан;
  • Образовательная и просветительская деятельность;
  • Политическая деятельность;
  • Развитие системы местного самоуправления;
  • Развитие искусства и рукоделия, литературы, музыки и других направлений искусства.

Правовые основы функционирования общественных организаций

Основанием для функционирования общественных организаций являются нормы российского законодательства в сфере гражданского права.

Ключевые моменты зафиксированы в Конституции – основном законе Российской Федерации.

Особенности деятельности регулируются законами федерального уровня, нормативно-правовыми актами.

Государственная регистрация общественного объединения

Государственная регистрация общественных объединений необходима для начала активной деятельности. Регистрация требуется для получения данным объединением прав юридического лица и полноценного осуществления деятельности в рамках закона.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что решение о возможности регистрации должно приниматься федеральными органами власти, которые имеют полномочия в данной сфере.

Когда такое решение принимается, общество вносится в ЕГРЮЛ. Важную роль в регистрации, на основании законодательства, играет Федеральная налоговая служба.

Согласно закону, регистрация юридических лиц некоммерческой направленности осуществляется по общим правилам регистрации юридических лиц. В уведомительном порядке в реестр вносятся компании, главная цель работы которых – профсоюзная деятельность, они являются ассоциацией профсоюзов.

Особенности имущественных отношений внутри общественных организаций

Данная форма существования юридических лиц формируется с условием, что участники такого сообщества не имеют материальных (имущественных) прав. Основная деятельность – некоммерческая.

Данные юридические лица могут иметь прибыль от законной деятельности, но она не является основной целью, а может быть использована для реализации уставной задачи.

Стоит отметить, что полученные от предоставления услуг или реализации продукции доходы, не могут распределяться между членами сообщества.

Юридическое лицо может иметь имущество, сформированное из членских взносов, выплаченных на добровольном основании. Вся деятельность и порядок организации сбора взносов регулируется Уставом организации.

Объединение общественных организаций в ассоциации (союзы)

Согласно закону, общественная организация, по решению участников сообщества, может преобразоваться в союз или ассоциацию путем объединения.

Цели деятельности могут быть направлены на достижение общественно значимой идеи, интересов и благ для граждан, не связанными с получением выгоды.

В союзы могут объединяться лица физические и юридические.

На основании принятия решения об объединении, после официальной процедуры и разработки Устава, формируется новое юридическое лицо.

Преобразование общественной организации

Согласно решению участников организации, возможно преобразование сообщества.

Преобразование юридического лица данного типа возможно в такие виды сообществ:

  • Союз или ассоциация;
  • Фонд;
  • Автономная некоммерческая организация.

Реорганизация в общественную организацию в обратном направлении может осуществиться только из ассоциации.

Преобразование возможно только в порядке, предусмотренном нормами закона.