Нпф это коммерческая организация

Рубрики Вопрос юристу

Что такое НПФ?

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Первые негосударственные пенсионные фонды появились в 90-е годы после выхода Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» (от 16 сентября 1992 г. № 1077). С 7 мая 1998 г. по настоящее время действует Федеральный закон «О негосударственных пенсионный фондах» №75-ФЗ, который регулирует деятельность НПФ в России.

С 2014 года для продолжения деятельности по ОПС, НПФ, существующие в форме некоммерческих организаций, должны были пройти проверку ЦБ, процедуру акционирования и вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений.

Чем занимается НПФ?

НПФ осуществляет два несвязанных друг с другом вида деятельности:

С 2010 года пенсия гражданина Российской Федерации состоит из двух частей — страховой и накопительной. На страховую часть уходит 16% отчислений работодателей с зарплаты, а на накопительную 6%. В то время как денежные средства, получаемые от работодателей в качестве взносов на страховую часть пенсии, тратятся на выплату пенсий сегодняшних пенсионеров, накопительную часть Вы можете перенести в НПФ.

Согласно договору об ОПС в негосударственном пенсионном фонде на накопительную часть начисляется инвестиционный доход. За последние пять лет накопленная доходность от инвестирования пенсионных накоплений в АО «НПФ Согласие-ОПС» превышает аналогичный показатель Пенсионного фонда России.

Заключая договор НПО, клиент фонда выбирает пенсионную схему, согласно которой будет вестись его дальнейшее обслуживание. Пенсионные взносы, перечисляемые по договору НПО, учитываются на пенсионном счете клиента. Эти средства инвестируются в интересах клиента и на них начисляется инвестиционный доход.

Стоит ли опасаться НПФ?

Многие люди, ранее не знакомые с НПФ, боятся отдавать в их руки управление своей будущей пенсией. Не переживайте зря! Эти организации изначально созданы для того, чтобы сделать нашу с Вами старость финансово независимой.

Насколько можно доверять тому или иному фонду показывают актуальные рейтинги и рэнкинги. Они составляются несколько раз в год и иллюстрируют эффективность работы НПФ. Деятельность всех НПФ подлежит обязательному лицензированию.

Деятельность НПФ контролируется Центральным Банком Российской Федерации.

НПФ осуществляют деятельность на основании:

  • Федерального закона N75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998г. ,
  • Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Других нормативно-правовых актов.

Подробнее о негосударственных пенсионых фондах

Вниманию клиентов фонда!

Если персональные данные, указанные Вами при заключении договора с Фондом, изменились, просим направить в Фонд актуальную информацию.

Перейти и не потерять: правила и тонкости обязательного пенсионного страхования

Генеральный директор фонда Александр Вьюницкий в прямом эфире телеканала Королёв-ТВ

«Страховая в баллах, накопительная – в деньгах, ИПК – в собственности». Как будут формироваться пенсии россиян по-новому?

Интервью члена Совета директоров АО «НПФ Согласие-ОПС» Андрея Неверова телеканалу «360° Жуковский»

Интервью гендиректора АО «НПФ Согласие-ОПС» Александра Вьюницкого телеканалу ПРО БИЗНЕС

Александр Вьюницкий о том, в чем разница между накопительной и страховой пенсиями

Пенсии россиян: вопросы и ответы

Новости Фонда и публикации СМИ

31 Октября 2018

С начала года фонд наращивал безрисковые активы, что принесло, по итогам третьего квартала, положительный результат за счёт процентного дохода.
«КОММЕРСАНТЪ»

26 Октября 2018

Информацию о ходе реорганизации и ее завершении также можно получить по адресам, на официальных сайтах в сети «Интернет»: http://www.neftegarant-ops.ru, http://www.neftegarant-npo.ru, www.soglasie-npf.ru и по телефонам фондов.

24 Октября 2018

Негосударственные пенсионные фонды АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ», АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ-НПО» и АО «НПФ Согласие-ОПС» завершают процедуру реорганизации. Получено решение Банка России о согласовании проведения реорганизации.

Права и обязанности НПФ «Согласие» по обязательному пенсионному страхованию в полном объеме переданы АО «НПФ Согласие-ОПС». НПФ «Согласие» основан в 1994 г.

а) НПФ — некоммерческая организация

Негосударственный пенсионный фонд — это некоммерческая организация, которая создается частными лицами или организациями и не ставит своей целью получение прибыли. НПФ только накапливает средства, а получением прибыли занимается специализированная управляющая компания, которая размещает накопленные фондом средства под проценты.

Таким образом, выбирая НПФ, в котором вы хотите откладывать деньги на пенсию, ознакомьтесь сначала с составом попечительского совета. Немаловажным является также и состав активов НПФ, т.е. того чем располагает фонд, так как именно состав активов определяет возможность фонда выполнить свои обязательства.

В настоящее время трудно дать более конкретный совет по выбору пенсионного фонда. Надежность фонда — это надежность его инвестиций, а оценка надежности инвестиций в современной России не может быть достаточно достоверной, как из-за инфляции, так и из-за большого числа рисков, которым подвергаются вложенные деньги. Поэтому, собственно говоря, и пенсионный бизнес пока не слишком развит.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 октября 2017

Как выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для формирования накопительной пенсии?

В чем разница между государственным пенсионным фондом и негосударственным? М. Монгуш, Кызыл

Отвечает руководитель группы по инвестированию пенсионных накоплений ОПФР по Республике Тыва Чимис Эрес-ооловна Монгуш.

Вы можете спросить «Зачем мне слушать про пенсию сейчас, когда мне всего 20,30 или 40лет и до нее еще, ох, как далеко?!» Но не торопитесь отмахиваться от этой темы. Это здорово, что вам до пенсии пока далеко! Ведь, чем раньше начнете задумываться о будущей пенсии, тем больше успеете сделать, чтобы увеличить ее размер.

  1. Для этого необходимо контролировать платит ли работодатель взносы за Вас в ПФР.
  2. Грамотно управлять своими пенсионными накоплениями.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии.

Страховые взносы в ОПС работодатели платят по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Важно знать! В 2014 — 2019 годах по решению государства все средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии, т.е. все 22% идут на формирование только страховой пенсии.

Накопительная часть будущей пенсии формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплачивающих дополнительные страховые взносы.

Граждане, у которых формируются средства пенсионных накоплений в системе ОПС, вправе передавать эти средства страховщику для инвестирования на финансовом рынке государственной или частными управляющими компаниями. Страховщиком пенсионных накоплений может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав граждан. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» и частные управляющие компании.

В Российской Федерации есть два типа пенсионных фондов — государственный (ПФР) и негосударственные (НПФ).

Государственный пенсионный фонд

В России на данный момент работает только один государственный пенсионный фонд — Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Пенсионный фонд России входит в бюджетную систему страны и выполняет широкий круг социально значимых задач, связанных с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием граждан РФ.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения. На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. НПФ, как и ПФР, может выступать страховщиком гражданина в части его пенсионных накоплений. По достижении человеком пенсионного возраста НПФ обязан выплачивать накопительные пенсии, исходя из размера накоплений гражданина, сформированных на его счете в НПФ.

В чем отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного

Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ —не входит в бюджетную систему РФ и является частной компанией.

Выбор НПФ только за Вами

Необходимо внимательно подходить к выбору негосударственного пенсионного фонда (НПФ), принимать во внимание опыт, репутацию НПФ и показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Полная информация о негосударственных пенсионных фондах размещена на сайте Банка России и на сайтах самих НПФ. Список негосударственных пенсионных фондов, которые вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц, размещен на сайте Банка России и Агентства по страхованию вкладов.

Выбор страховщика – это личное решение гражданина. Требовать перевода средств пенсионных накоплений в НПФ не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни коммерческие банки при кредитовании.

Варианты подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ:

Через клиентскую службу ПФР или МФЦ

      Заявление можно подать как лично, так и через представителя.

Через интернет

      Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

По почте

    В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке.

Если Вы принимаете решение о смене страховщика, то есть о переводе средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из НПФ в ПФР, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику через пять лет. Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления чаще одного раза в пять лет, не выгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете обратиться в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, д.18, каб. 308, тел. (394 22) 9-61-20.

Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами

2013 год завершился принятием целого ряда законов, направленных на проведение в России так называемой пенсионной реформы. В частности, утверждена новая формула для расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, до конца 2015 года продлен срок выбора гражданами тарифа взноса на формирование накопительной части пенсии.

Кроме того, значительные поправки внесены в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон). ПФР в своем информационном сообщении от 20 января 2014 года 1 отмечает, что изменения вызваны непрекращающимися из года в год жалобами граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) и объясняет, почему возникали такие ситуации.

Как выбор тарифа взноса на накопительную часть пенсии влияет на выбор страховщика

Подробнее о тонкостях нового порядка расчета пенсий читайте в нашем материале: «Новая пенсионная формула: плюсы и подводные камни».

Россияне могут сами определить, кто будет страховщиком по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС): ПФР или НПФ. Если же для управления пенсионными накоплениями выбирается частная управляющая компания, то страховщиком по ОПС все равно остается ПФР. Раньше подать заявление о выборе НПФ можно было в любом таком фонде. НПФ передавал данные в ПФР, являясь его трансфер-агентом, и на основании этих данных пенсионные накопления гражданина переводились в НПФ.

Трансфер-агент – юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему документов, необходимых для проведения операций в реестре, и передаче зарегистрированным и иным лицам выписки по лицевым счетам, уведомления и иную информацию из реестра, которые предоставлены регистратором (ст. 8.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Регистратор (держатель реестра) – лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (п. 1 ст. 8 указанного закона).

Статус трансфер-агента обязывал НПФ передавать в ПФР проверенные и достоверные сведения, однако не все негосударственные фонды могли обеспечить достаточный уровень контроля за этим процессом.

Напомним, Законом предусмотрена возможность перехода из негосударственного фонда в ПФР и наоборот – из ПФР в НПФ, а также перехода из одного негосударственного фонда в другой (не чаще одного раза в год). Во всех трех случаях заявление о переходе подается в Пенсионный фонд РФ. Форма заявлений о переходе и инструкции по их заполнению также утверждаются ПФР. Однако последний сообщает, что в 2014 году порядок перевода пенсионных накоплений граждан из одного НПФ в другой, а также из НПФ в ПФР снова может измениться. Возможно, подавать заявление о смене негосударственного фонда можно будет не только в ПФР (как сейчас), но и в НПФ, в котором на данный момент формируются накопления. При этом нужно будет заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ, в который планируется перевести накопления. Предлагаемая процедура должна исключить ситуацию неправомерного перевода средства в новый, заинтересованный, НПФ. Заявление о переходе из НПФ в ПФР также можно будет подавать в фонд, в котором находятся накопления.

Отметим, что в текущем и следующем году на выбор страховщика непосредственно будет влиять тот вариант пенсионного обеспечения, который выберет гражданин. Так, россияне 1967 года рождения и моложе в течение указанного периода должны определиться: формировать накопительную часть трудовой пенсии или нет 2 . В первом случае пенсионные накопления нужно будет перевести в НПФ или выбрать частную управляющую компанию (далее – УК) либо один из возможных инвестиционных портфелей 3 государственной управляющей компании, функции которой в настоящее время выполняет «Внешэкономбанк».

Тариф взноса на накопительную часть пенсии для выбравших такой вариант будет по-прежнему составлять 6%. Для так называемых «молчунов», накопления которых находятся в ПФР и которые ни разу не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля УК или переходом в НПФ, данный тариф составит 0%. В этом случае тариф на формирование страховой части пенсии будет составлять 16%. Те, кто только начинает свою трудовую деятельность и вступает в систему ОПС с 2014 года, смогут выбрать вариант пенсионного обеспечения в течение пяти лет. До тех пор, пока выбор не будет сделан, тариф будет составлять 0%.

Таким образом, выбор 6%-ного тарифа накопительной части пенсии в любом случае связан с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

Акционирование НПФ

Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму. До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ.

Галина Морозова, президент НПФ Сбербанка:

«Основное преимущество акционерного общества перед некоммерческой организацией в том, что структура управления обществом более открыта и прозрачна. Преобразование НПФ в форму акционерного общества позволит и регуляторам, и самим клиентам видеть собственников НПФ. Также смена правового статуса НПФ и переход к международным стандартам деятельности будут способствовать росту привлекательности НПФ со стороны инвесторов.

Стоит отметить, что реорганизация НПФ в акционерное общество является обязательным условием вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений, аналогичной системе страхования банковских вкладов».

Как отмечают авторы законопроекта 4 , на основе которого был принят Закон № 410-ФЗ, создание НПФ в форме акционерных обществ позволит этим фондам стать полноправными участниками рынка, а также повысит прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров фондов за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений. Они также подчеркивают, что такая организационно-правовая форма фондов, как некоммерческая организация, не соответствует содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой деятельности на финансовом рынке.

В связи со сменой организационной формы фондов установлены новые требования к размеру их собственных средств и уставного капитала. Так, на момент подачи в Банк России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь собственные средства, рассчитанные в установленном ЦБ РФ порядке, в сумме не менее чем 150 млн руб., а с 1 января 2020 года – не менее чем 200 млн руб.

Напомним, что ранее к средствам НПФ предъявлялись такие требования: величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года должна была составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 года – не менее 100 млн руб.; в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц фонды должны были иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный денежными средствами, в размере не менее 3 млн руб. – с 11 мая 1998 года (день вступления в силу первой редакции Закона), не менее 30 млн руб. – с 1 января 2005 года и 100 млн руб. – с 1 января 2009 года.

Евгений Добровольский, председатель совета НПФ «Согласие»:

«Акционирование несет в себе значительное количество трудностей для НПФ. Многие фонды столкнутся с проблемой того, как фактическим владельцам фондов реализовать свои права владения организацией при акционировании. Формулировки в законодательстве никак не облегчают эту процедуру. Также уже озвучена проблема, возникающая перед крупными компаниями, являющимися конечными владельцами НПФ – акционирование автоматически увеличивает долговую нагрузку таких компаний, что может негативно сказаться на отчетности и капитализации.

К минусам можно отнести увеличение организационных издержек для поддержания работы фонда, увеличение бюрократической нагрузки и сроков принятия стратегических решений. Или, например, такой момент: согласно требованиям законодательства, продажа более 10% акций фонда требует обязательного согласования с ЦБ РФ. Соответственно, затруднительно не только вступить в права владения НПФ, но и распоряжаться им в дальнейшем.

В принципе, как плюс можно трактовать то, что после акционирования у фонда будут непосредственные собственники – держатели акций, и их права будут надлежащим образом оформлены и подтверждены. Но фактически основные плюсы от акционирования извлекает регулятор и общество в целом (если иметь в виду повышение прозрачности рынка). Положительных аспектов непосредственно для деятельности НПФ акционирование практически не несет».

Установлено, что решение о государственной регистрации при создании, в том числе путем реорганизации, и ликвидации НПФ, о государственной регистрации изменений, вносимых в его устав, а также о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, принимает Банк России. Одновременно с принятием решения о госрегистрации НПФ ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию выпуска его акций. Отметим, что выпускать фонды будут только обыкновенные акции. Осуществлять операции с векселями и выдавать займы они не вправе. Выплачивать же дивиденды по акциям фонды смогут только по истечении пяти лет со дня их госрегистрации (ст. 20.3 Закона).

Кроме того, Законом № 410-ФЗ уточнены требования к лицам, занимающим руководящие должности в фондах. Так, прописано, что должности единоличного исполнительного органа фонда, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа фонда, главного бухгалтера и его заместителей не вправе занимать лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. Перечень оснований для признания лица несоответствующим этим требованиям закреплен в п. 22 ст. 7 Закона.

Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ):

«Застрахованные лица будут понимать всю структуру управления НПФ, видеть, кто владеет фондом. Кроме того, акционирование – один из обязательных процессов в рамках вступления НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений граждан. Полагаем, что, в целом, у большинства НПФ не возникнет сложностей при акционировании, так как структуры владения фондами и сейчас достаточно открыты. Более детально оценивать уровень прохождения акционирования НПФ пока рано, так как регламента, подробно описывающего все этапы этого процесса, еще нет».

Резерв по обязательному пенсионному страхованию

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ теперь будут создавать резерв по ОПС. Средства, из которых формируется данный резерв, указаны в ст. 20.1 Закона. К ним относятся:

  • ежегодные отчисления в резерв фонда по ОПС, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода – за счет собственных средств фонда;
  • средства пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;
  • проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;
  • доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;
  • иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.

Установлено, что расчетной базой для определения размера ежегодных отчислений в резерв фонда по ОПС являются сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных фондом и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах) фонда, предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений.

Начиная с 1 января 2018 года размер такого резерва должен составлять не менее 1% и не более 10% от указанной выше расчетной базы. Ставка ежегодных отчислений или порядок ее расчета устанавливается Банком России и не может превышать 0,5% расчетной базы.

Формирование такого резерва – одна из мер по созданию в нашей стране системы гарантирования пенсионных накоплений. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» предусмотрено, что такая система будет двухуровневой. Ее составляющие: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений, который создается Агентством по страхованию вкладов, в том числе за счет гарантийных взносов страховщиков.

Средства резерва фонда по ОПС будут использоваться для выплат накоплений при наступлении гарантийных случаев, перечень которых определен в ст. 3 данного закона, а также для выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц. Из фонда гарантирования выплаты будут осуществляться, если страховщика признают банкротом, аннулируют его лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию или при недостаточности у него пенсионных накоплений – когда сумма накоплений на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов.

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение

Следует отметить, что НПФ предоставлено право осуществлять досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – Закон дополнен главой X.2, которая вступит в силу с 1 января 2017 года. Суть данного пенсионного обеспечения – в выплате негосударственных пенсий ранее достижения гражданами пенсионного возраста (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин) 5 . Оно осуществляется вкладчиками – работодателями работников, занятые на работах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными (по результатам специальной оценки труда). Для его осуществления указанные вкладчики заключают пенсионные договоры досрочного негосударственного пенсионного обеспечения с фондами, определенными пенсионными программами работодателей. Такие договоры заключаются в пользу работников и с их согласия (ст. 36.29 Закона).

Пенсионный договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее – Договор) и пенсионная программа работодателя определяют порядок реализации прав работника и его правопреемников (в случае смерти работника) на соответствующие денежные выплаты при прекращении Договора, в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя и при расторжении трудового договора с работником независимо от основания.

Пенсионные взносы при указанном пенсионном обеспечении уплачиваются в пользу работников работодателем за счет его средств. Однако пенсионная программа может предусматривать возможность добровольного участия работников в формировании средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения за счет доходов от их заработной платы. В этом случае на именном счете работников ведется раздельный учет поступлений пенсионных взносов, уплачиваемых за счет их доходов от зарплаты и за счет работодателя.

Назначение негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется со дня возникновения у работника права на указанную пенсию при наличии средств, учтенных на его именном пенсионном счете (ст. 36.37 Закона). Размер такой пенсии не может быть ниже размера, рассчитанного исходя из общего совокупного объема учтенных на именном пенсионном счете работника пенсионных взносов работодателя, уплаченных в пользу этого работника, дополнительных добровольных взносов работников на формирование средств для выплаты указанных пенсий, уплаченных за счет доходов от зарплаты работников, и дохода, полученного от размещения указанных средств. Выплачиваться эти пенсии будут до тех пор, пока работник не достигнет пенсионного возраста.

Внесенные в Закон поправки направлены на то, чтобы сделать сферу негосударственного пенсионного обеспечения более прозрачной, а также понятной для застрахованных лиц и гарантировать россиянам выплату их пенсионных накоплений даже в случае банкротства страховщика. Эксперты отмечают положительные моменты этих изменений, однако подчеркивают, что для полноценной их реализации необходимы и время, и дополнительные разъяснения.

Так, по мнению Галины Морозовой, президента НПФ Сбербанка, одна из возможных сложностей, с которой могут столкнуться некоторые НПФ, – это определение состава акционеров. Такая проблема будет актуальна для тех фондов, которые на протяжении своей деятельности неоднократно меняли учредителей.

Евгений Добровольский, председатель совета НПФ «Согласие» также выделяет в качестве главной проблемы распределение акций фактическим владельцам в случае, если на момент принятия решения о преобразовании они не являются учредителями фонда или лицами, сделавшими взнос в совокупный вклад учредителей. «К сожалению, формулировка о том, что акции распределяются на основании решения нынешнего совета фонда, в законе отсутствует, хотя она снимала бы проблему практически полностью. Поэтому многим фондам придется как-то решать вопросы с юридическими лицами, которые по факту давно не имеют никакого отношения к работе фонда, но формально имеют право претендовать на участие в распределении акций», – подчеркивает он.

Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), считает, что сложности могут быть связаны со своевременной подготовкой нормативной базы. «Это прежде всего критерии для акционирования и нормативы надежности для вхождения в систему гарантирования средств пенсионных накоплений. Чем раньше мегарегулятор утвердит эти документы, тем быстрее начнется сам процесс. Сегодня у участников рынка есть уверенность, что ЦБ затягивать разработку нормативной базы не будет, более того регулятор ее готовит в тесном сотрудничестве с НПФ», – заключает он.

Таким образом, два года, предоставленные НПФ на смену организационно-правовой формы, должны показать, какие фонды спокойно пройдут эту процедуру, а какие ее просто не «переживут». Кроме того, станет понятно, как изменится в связи с этими переменами уровень доверия граждан к негосударственным фондам, и изменится ли он вообще.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД» в других словарях:

Негосударственный пенсионный фонд — (англ. private pensionary fund) в РФ особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение ее участников на осно … Энциклопедия права

Негосударственный пенсионный фонд — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) особая организационно правовая форма неко … Википедия

негосударственный пенсионный фонд — см. пенсионный фонд негосударственный. * * * (англ. private pensionary fund) в РФ особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное… … Большой юридический словарь

Негосударственный пенсионный фонд — 1. Негосударственный пенсионный фонд (далее фонд) особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному… … Официальная терминология

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — коммерческая или некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства вкладчиков и участников с предоставлением последним в оговоренные сроки и при выполнении определенных условий пенсионных выплат. Пенсионные выплаты могут быть… … Энциклопедический словарь экономики и права

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном… … Административное право. Словарь-справочник

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Негосударственный пенсионный фонд — (НПФ) – особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном… … Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Осуществляет два вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) и обязательному пенсионному страхованию (ОПС). ОПС подразумевает… … Банковская энциклопедия

Благосостояние (негосударственный пенсионный фонд) — НПФ «Благосостояние» Тип Некоммерческая организация Год основания 1996 Расположение … Википедия