Нетрезвый вид или нетрезвое состояние

Рубрики Вопрос юристу

Ежедневно в Украине за руль садятся в среднем 250 пьяных водителей

Штрафы за вождение в нетрезвом состоянии хотят увеличить до 41 тысячи гривен.

За 2015 год в Украине задокументировали 93 тысячи фактов управления автомобилями подшофе. То есть ежедневно таких случаев фиксируют около 250. И это только те, кого «поймали» правоохранители.

Чтобы уменьшить количество пьяных на дороге, в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который предусматривает увеличение штрафов за вождение в пьяном виде. Сколько может стоить нетрезвое вождение, говорится в сюжете программы «Сніданок з «1+1».

29-летний водитель такси Николай уже четыре года ведет безалкогольный образ жизни. Поэтому для него не понятно, как можно выпившим садиться за руль.

«Пьяный водитель – это почти то же, что дать человеку автомат и позволить, чтобы он стрелял», – говорит таксист.

Так он думал не всегда. Потому что перед тем, как бросить пить, он имел неприятный опыт – его в состоянии алкогольного опьянения за рулем остановили правоохранители. Наложили штраф и лишили права вождения на два года.

«Я просто понял, что бухать – одни проблемы. А за руль садиться тем более нельзя», – говорит Николай.

К сожалению, не все делают выводы как этот таксист, сетуют правоохранители. А когда полицейские их останавливают – искренне удивляются. И это – как минимум.

«Бывает, агрессивно себя ведут. Даже до оказания сопротивления при задержании», – говорит полицейский.

Чтобы обезопасить от таких водителей, в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который предусматривает существенное увеличение суммы штрафов. Сейчас за нетрезвое вождение взимают максимум 6 тыс. грн, в планах – увеличить эту сумму до 41 тыс. грн. Законопроект разрабатывали совместно с правоохранителями.

Глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе уверяет, что ситуация с вождением подшофе в Украине критическая.

«Если будет поддержка общества, если будет поддержка депутатов и политическая воля – мы сможем сделать так, чтобы решить эту проблему», – говорит Деканоидзе.

Но даже после увеличения украинские штрафы останутся одними из самых маленьких в мире. Так, в Великобритании штраф за вождение навеселе составляет 7,2 тыс. евро, а это почти 210 тыс. грн. В Испании и Финляндии за нетрезвое вождение могут лишить свободы на срок от двух до четырех лет. А в Китае могут даже приговорить к смертной казни.

Наказывать будут жестко: Рада сделала шаг к усилению ответственности за пьяную езду

Из-за большого количества ДТП в Украине против пьяных водителей планируются жесткие меры

Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения смертности на дорогах, что позволит усилить ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. За это проголосовали 240 народных депутатов.

Законопроектом предлагается лишать свободы на срок от 8 до 10 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до десяти лет тех, кто сел за руль в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения.

Также предлагается лишать права водить транспортное средство пожизненно и лишать свободы сроком на пять лет тех, кто был лишен права водить транспортное средство и сел за руль без такого разрешения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В свою очередь первый заместитель главы Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Николай Паламарчук отметил, что комитет дал добро на изменения в законодательстве.

«Предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей 286-1 «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортного средства лицами, которые управляют транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном употреблением наркотических или других одурманивающих средств» путем внесения изменений в закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины». Члены комитета пятью голосами приняли решение рекомендовать Верховной Раде Украины удовлетворить в первом чтении и принять законопроект за основу».

В Украине высокий показатель смертности на дорогах, поэтому депутаты попытаются решить эту проблему усилением ответственности для водителей. Ранее мы писали, что каждые три минуты в Украине происходит ДТП, а каждые 2,5 часа в них гибнет человек. За 2017 год в стране случилось более 162 тысяч ДТП, в которых пострадали более 27 тысяч человек.

Также напомним, что в Украине вступили новые правила для водителей с начала 2018 года, однако повышение штрафов за нарушения на дороге будет позже. Повышение штрафов депутаты должны были рассмотреть в конце прошлого года, однако законопроект Кабмина №7286 отправили на доработку из-за «коррупционных рисков».

МВД за оставление места ДТП предлагается установить штраф 3400 гривен и лишать прав до шести месяцев. В 20 раз предлагается увеличить штраф за управление машины водителем, у которого нет прав – он составит 10 200 гривен, а за повторное нарушение – 40 800 гривен. Водителей, которых лишили прав ранее, но они сели за рули и нарушили ПДР будут платить штраф в размере 20 400 гривен, а за повторное совершение этого нарушения в течение года – 40 800 гривен.

Выпил, поехал — в тюрьму: как наказывают за вождение в нетрезвом виде в России и мире

МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. С 1 июля 2015 года в России водители, которые были повторно задержаны за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением прав до 3 лет.

Ужесточены наказания для водителей, которые в нетрезвом виде совершили ДТП, приведшее к гибели одного человека: теперь срок их тюремного заключения должен быть не меньше 2-х лет. Также всем подобным нарушителям будет законом запрещено занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В США ответственность за вождение в нетрезвом виде регулируется законодательством штатов. Так, во Флориде первое задержание грозит нарушителю арестом до 6 месяцев и штрафом от $500 до $1 тыс., а также лишением прав на срок от 180 дней до года. При повторных случаях ответственность увеличивается. После четвертого раза нарушитель навсегда лишается прав, возможный срок лишения свободы увеличивается до 5 лет, а штраф – до $5 тыс. В Небраске, например, злостные нарушители лишаются прав на 15 лет, платят штраф до $10 тыс. и отбывают наказание сроком от 1 до 5 лет тюрьмы.

Во Франции тюремный срок и размер штрафа зависят от уровня опьянения. Нарушитель может провести за решеткой до 2 лет и заплатить от €135 до €4,5 тыс. Водителям, которые под действием алкоголя спровоцировали ДТП, приведшее к нанесению тяжелых травм или гибели людей, грозит до 10 лет тюрьмы и штраф до €150 тыс.

В Германии водитель со стажем, впервые задержанный за вождение в пьяном виде, заплатит минимальный штраф в €500 и будет лишен прав на один месяц (для начинающих водителей предусмотрена сумма в €250). При последующих нарушениях в зависимости от степени опьянения сумма штрафа может быть увеличена до €1-3 тыс., а срок лишения прав — от полугода до года. Кроме того, нарушителя обязывают пройти платные (до €300) занятия по безопасности дорожного движения или медицинско-психологическое обследование. В крайнем случае виновный может получить до года тюремного заключения.

В Великобритании преследуется уже сам факт нахождения за рулем авто в нетрезвом виде. Штраф может составить 2,5 тыс. фунтов стерлингов, а арест – 3 месяца. Также есть вероятность, что нарушителя лишат прав. Вождение или попытка вождения автомобиля в состоянии алкогольного опьянения грозит лишением свободы сроком до 6 месяцев, лишением прав на период не менее 1 года. Сумма штрафа в этом случае законом не оговаривается, оставляя его размер на усмотрение суда. Если по вине пьяного водителя произошла авария, приведшая к смерти, он может быть осужден на срок до 14 лет.

В Испании вождение в пьяном виде влечет за собой лишение прав на период от 1 до 4 лет. Также нарушитель подвергается аресту, который составляет от 3 до 6 месяцев, или направляется на общественные работы от 31 до 90 дней. Если в течение года нарушитель оказывается повторно задержан за езду в нетрезвом виде, он должен дополнительно заплатить штраф €1 тыс. Если водитель подверг опасности чью-то жизнь, он может провести за решеткой от 6 месяцев до 5 лет, а лишение прав составляет от 1 до 10 лет.

Наказание и штраф при езде в нетрезвом виде без прав. Советы юриста: как избежать наказания, общение с ГИБДД.

К сожалению, за год в России от 20 до 30 тысяч человек гибнут на дорогах, и примерно в десять раз больше получают травмы. Значительная часть этой печальной статистики связана с тем, что за рулём оказываются водители в состоянии опьянения. Именно поэтому государственные органы борются с любителями выпивать за рулём – и наказание здесь может быть весьма суровым.

Разберёмся же, что ждёт пьяного водителя – и что делать, если вас несправедливо обвинили в том, что вы сели за руль «под градусом».

○ Езда в нетрезвом виде без прав. Наказание, штрафы и последствия.

Прежде всего посмотрим, какой вид считается нетрезвым. В этой области сейчас есть немало слухов и домыслов – от «от одной рюмочки алкотестер ничего не покажет» до «выпил кефиру – могут отобрать права».

Отчасти слухи верны: ещё недавно в России действовал принцип «нулевого промилле». Это означало, что ни в выдыхаемом воздухе, ни в крови водителя алкоголя содержаться было не должно. Однако с 2013 года правило отменено, и в ст. 12.8 КоАП РФ внесены соответствующие изменения. Теперь требуется, чтобы прибор зафиксировал дозу этилового спирта более 0,16 мг на литр воздуха, выдыхаемого из лёгких. Изменения связаны с тем, что:

  • Именно такую погрешность имеет большинство алкотестеров.
  • Алкоголь, вообще-то, является частью обмена веществ. В следовых количествах он всегда присутствует в человеке – и поэтому «нулевое промилле» оказалось абсолютно нереалистично.
  • Некоторые продукты (кефир, чёрный хлеб, безалкогольное пиво) при употреблении могут вызвать ложные срабатывания – но от любого их количества доза никогда не дойдёт до 0,16 мг на литр воздуха.

Надо помнить: минимальные дозы касаются только алкоголя. Другие психоактивные вещества (наркотики, токсические вещества и т. д.) по-прежнему содержаться ни в какой дозе не должны. Впрочем, опиаты, каннабиноиды и другие соединения такого типа организмом человека ни в каком виде не синтезируются, и если они нашлись в крови – значит, водитель их употреблял.

Что же ждёт нетрезвого водителя, у которого прибор показал превышение дозы алкоголя?

Прежде всего – ему придётся попрощаться с правами. Ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ однозначно гласит: за управление автомобилем или другим ТС в состоянии опьянения наказанием является лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Вторым наказанием в этом случае будет штраф. В отличие от лишения прав, здесь нет «вилки», то есть диапазона, внутри которого возможен выбор меры наказания: в любом случае заплатить придётся 30 тысяч рублей.

Точно такие же последствия ждут и человека, который сам трезв, но пустил за руль пьяного. Ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ не менее жестка: наказание будет абсолютно таким же, как если бы владелец машины или её водитель, разрешивший управлять выпившему, сам пил за рулём. Те же самые 30 тысяч штрафа и лишение прав на тот же срок.

Некоторые водители, потеряв права, могут решить, что уж теперь-то им море по колено: чего их могут лишить, если уже наказание состоялось?

Но повторять то же нарушение не стоит: если ГИБДД задержит человека, уже лишенного прав, да ещё и пьяного – то его ждёт повторное наказание в виде ареста сроком от 10 до 15 суток. Если же в силу каких-то причин водитель не может отбывать арест – его снова ждёт штраф, и снова на 30 тысяч рублей. Однако это касается лишь тех случаев, когда права отобрали не за пьянку. Почему – об этом будет сказано далее.

Заметим попутно, что наказание может ждать не только пьяного за рулём, но и выпивающего после ДТП. Пусть даже вы попали в аварию, чудом уцелели, нервы на пределе и срочно нужно как-то успокоиться – до освидетельствования у нарколога нельзя выпивать ни грамма алкоголя. ПДД однозначно запрещает это делать – и здесь начинает действовать правила ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ. Наказание будет таким же, как при пьянке за рулём: без водительских прав на полтора-два года – и штраф в 30 тысяч.

○ Будущее любителей выпивать за рулем.

Последние изменения в законодательство, касающиеся последствий употребления алкоголя водителями, произошли в 2015 году. Именно тогда УК РФ дополнился ст. 264.1, согласно которой повторное задержание в пьяном виде водителя, ранее уже лишавшегося прав по ст. 12.8 КоАП, превращает дело из административного в уголовное. В этом случае виновного ждёт уже более суровая кара – от штрафа минимум в 200 тысяч рублей, до лишения свободы сроком до 2 лет. Срок лишения прав, кстати, в этом случае увеличится ещё на 3 года.

В ближайшем будущем нового ужесточения мер ответственности не планируется, однако загадывать здесь нельзя: новый законопроект может быть внесён в любой момент и за несколько месяцев утверждён, подписан и вступит в силу.

Поэтому для каждого водителя должно быть абсолютно жёстким правилом: выпил хотя бы немного – на ближайшие 8-10 часов о вождении забудь.

○ Советы юриста: как доказать невиновность?

А теперь поговорим о том, что делать, если вас остановил инспектор ГИБДД и обвинил в том, что вы находитесь за рулём в состоянии опьянения.

Прежде всего: ни в коем случае не отказывайтесь пройти освидетельствование! Даже если вы торопитесь и не хотите терять время на нарколога – отказ от прохождения карается по ст. 12.26 КоАП РФ точно так же, как и само вождение в пьяном виде. Даже если потом вы сами доедете до нарколога, сдадите кровь или мочу и окажется, что вы на момент составления протокола были абсолютно трезвы – всё равно вас ждёт штраф в размере 30 тысяч и лишение прав на 1,5-2 года.

Но не соглашайтесь и признавать себя пьяным. Довольно частой уловкой инспекторов является довод: мол, сознайся сам – и тогда только штраф оплатишь, а прав не лишат. Увы, КоАП РФ не оставляет выбора: даже если судья всей душой вам сочувствует – он обязан лишить вас прав. Максимум, чего здесь удастся добиться – это лишения на полтора, а не на два года.

В том случае, если инспектор использовал свой алкотестер, прибор показал пресловутые 0,16 мг на литр, но вы твёрдо знаете, что сегодня не пили – сами требуйте направления на освидетельствование в стационаре у нарколога. Автоматический прибор, даже правильно настроенный и опломбированный, может барахлить, анализ же в лаборатории ложноположительных результатов практически не даёт.

Помните также, в каких случаях инспектор имеет право заподозрить вас в употреблении алкоголя. Правила освидетельствования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 №475 дают пять чётких признаков:

  1. Запах алкоголя в выдыхаемом воздухе.
  2. Неустойчивая поза.
  3. Нарушенная речь.
  4. Резкая смена цвета лица (обычно покраснение).
  5. Неадекватное поведение.

Если у вас не наблюдается ничего из этого – инспектор не имеет права к вам цепляться. Здесь вам могут помочь показания свидетелей, если в машине вы не один.

Само по себе освидетельствование с помощью прибора производится в следующем порядке:

  • Инспектор знакомит водителя с процедурой, демонстрирует прибор, целое клеймо или пломбу на нём, а также свидетельство или запись в паспорте о том, что прибор-анализатор поверку прошёл и сейчас исправен.
  • Производится отбор пробы.
  • Составляется акт освидетельствования. К нему обязательно должен быть прикреплён бумажный носитель информации, распечатанный прибором. Если алкотестер не фиксирует на бумаге результаты анализа – он не может применяться, а результаты анализа не должны вноситься в акт.
  • В документах расписываются сам инспектор, понятые, а также освидетельствуемое лицо.

Если у вас есть сомнения в исправности прибора или в непредвзятости инспектора – от освидетельствования на аппарате вы можете отказаться. Но в этом случае инспектор ГИБДД обязан отстранить вас от управления машиной и направить уже к врачу-наркологу.

Кстати, отвезти и привезти обратно вас должны сами сотрудники ГИБДД: подозреваемого в употреблении алкоголя водителя за руль его собственной машины они пускать не имеют права. Сам же нарколог (врач или прошедший специальные курсы фельдшер) составляет свой акт освидетельствования в 3 экземплярах: один он оставляет у себя, второй выдаёт инспектору ГИБДД, третий должен быть выдан на руки водителю.

Освидетельствование в медучреждении проводится одним из следующих методов:

  • Анализ крови. Этот вариант достаточно точен, но не слишком быстр.
  • Анализ мочи. Вот здесь могут быть проблемы. Дело в том, что за счёт выведения алкоголя через почки концентрация его в моче может быть выше, чем в крови: в мочевом пузыре он перестаёт расщепляться и накапливается. Впрочем, разница здесь заметна лишь при пороговых значениях, когда в счёт идёт уже каждая десятая доля промилле.
  • Анализ волос. Этот метод применяется, когда есть подозрение в употреблении наркотиков. В отличие от крови и мочи, следы наркосодержащих препаратов из волос никуда не исчезают долгое время – и потому можно их можно обнаружить даже через несколько дней. Однако такой анализ слишком сложен и проводится далеко не во всех медицинских учреждениях.

Также могут быть применены и другие методы, допущенные Минздравом РФ.

Но, допустим, дело дошло до суда, и решение состоялось не в вашу пользу. Можно ли обжаловать штраф? Да, на это у вас есть десять дней. Однако здесь лучше уже обратиться к юристу, специализирующемуся на защите прав автомобилистов. Обжалование судебных решений – вопрос достаточно сложный, и потому лучше не рисковать.

Кого считать нетрезвым? Новые правила проверки на опьянение.
Правовое ток-шоу для автомобилистов на Авторадио «Право руля».

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Права, которые изъяли за вождение в нетрезвом виде, станут возвращать?

В последние дни работы нынешней сессии Верховной Рады народные избранники заметно активизировались. Их инициативы касаются и сферы безопасности дорожного движения. В частности, в парламенте зарегистрирован законопроект, согласно которому предлагается существенно увеличить штраф за непристегнутый ремень безопасности во время движения автомобиля. Кроме того, в первом чтении принят законопроект, предполагающий уголовную ответственность за езду в нетрезвом виде вместо ныне действующей административной.

Верховная Рада приняла за основу законопроект № 7279-д о досудебном расследовании уголовных проступков. Проект закона предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Украины. В частности, в документе определяется само понятие уголовного проступка, критерии разграничения уголовных проступков и преступлений, а также виды наказания, которые могут ограничиваться высокими штрафами (не более трех тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан — на сегодня это 51 тысяча гривен) или другим наказанием, не связанным с лишением свободы.

Несколько статей законопроекта имеют непосредственное отношение и к водителям. Так, например, предлагается существенно повысить ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом виде. В частности, авторы этого документа предлагают исключить норму об управлении транспортом в нетрезвом состоянии из Кодекса об административных правонарушениях и перенести ее в Уголовный кодекс, сделав нетрезвое вождение уголовным проступком. За это нарушение планируют ввести штраф от 17 до 34 тысяч гривен и лишение права управления до трех лет, а при повторной езде подшофе — штраф до 51 тысячи гривен с запретом управлять машиной на срок от двух до трех лет.

Планируемые изменения уже вызвали критику юристов, специализирующихся в сфере безопасности дорожного движения. Так, по мнению известного адвоката Вадима Володарского, принятые Верховной Радой в первом чтении новшества фактически освобождают водителей от наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. И вот почему.

То, что управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения исключается из Административного кодекса и переходит в разряд уголовных преступлений, вносит прецедент безнаказанности, считает Вадим Володарский. Поскольку введение уголовной ответственности не имеет обратной силы, то все, кто на момент вступления в силу закона был лишен права управления согласно ныне действующей статье 130 Админкодекса, становятся лишенными наказания. И им должны будут вернуть водительские удостоверения, ведь норма, на основании которой они были изъяты, будет отменена.

Кроме того, у водителей появится много возможностей для уклонения от ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Дело в том, что в Уголовном делопроизводстве нет понятия «медицинский осмотр» и не предусмотрен порядок его проведения. Более того, принятый в первом чтении законопроект даже не предусматривает урегулирование этого вопроса. Остается только понятие «осмотр лица» (ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса). Он может проводиться следователем с привлечением медработника. Соответственно, решение о наказании должен выносить следователь, однако закон не регламентирует его взаимодействие с медицинским работником.

Согласно законопроекту, на практике алгоритм действий в случае выявления водителя, относительно которого есть подозрения, что он пьян, будет таков: задержание, затем получение постановления прокурора, после — освидетельствование и наконец, если состояние опьянения подтвердится, — внесение сведений в Единый реестр досудебных расследований и дальнейшее дознание.

— Вы представляете, как увеличатся затраты времени и средств как для водителей (и пьяных, и, что хуже, трезвых), так и для патрульных полицейских, дознавателей и прокуроров, — говорит адвокат Вадим Володарский. — Более того, все это нужно будет успеть сделать, пока водитель не протрезвел. Представьте, захотят ли патрульные в большинстве случаев со всем этим возиться? Успеют ли все вовремя сделать? Разве это можно назвать эффективной борьбой с пьяными водителями?

По мнению Вадима Володарского, законопроект вносит еще одно существенное противоречие — в статье 130 Админкодекса по-прежнему остается ответственность за отказ от проведения медосмотра на состояние опьянения. При том, что управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения перекочевывает в разряд уголовных правонарушений. То есть, по сути, устанавливается административная ответственность за отказ человека давать доказательства против себя в уголовном процессе! А это очевидное нарушение права человека на защиту!

— Принятие законопроекта № 7279-д приведет к тому, что, с одной стороны, ситуация ухудшится для тех, кого в «пьянке» заподозрили необоснованно, а, с другой, — наказать того, кто действительно едет в нетрезвом виде, станет проблематично. А все потому, что проекты зачастую пишут люди, которые не разбираются в особенностях правового регулирования автомобильной сферы. Ну, а на права водителей им традиционно наплевать, — резюмирует юрист.

Помимо введения уголовной ответственности за управление транспортом в нетрезвом состоянии, народные избранники также предлагают существенно увеличить ответственность за вождение с непристегнутым ремнем безопасности, подняв штраф за это нарушение до 50 необлагаемых налогом минимумов (850 гривен). Это предусмотрено законопроектом, авторами которого выступили сразу 25 народных депутатов, в числе которых Антон Геращенко, Ирина Геращенко, Виктория Сюмар и Анна Гопко.

На сегодня штраф за игнорирование ремня безопасности в Украине составляет 51 гривню. В то же время, по информации авторов законопроекта, лишь 15 процентов отечественных водителей пользуются ремнями безопасности, что является самым низким показателем в Европе. Например, в Польше ими пользуются 83 процента автомобилистов.

«Ежегодно на дорогах Украины гибнут не меньше 3,5 тысячи человек и травмируются не меньше 35 тысяч. При этом ремни безопасности могли бы спасти, по крайней мере, значительную часть тех, кто находился в автомобиле во время ДТП», — подчеркивают разработчики документа.

Мы попросили Вадима Володарского прокомментировать и этот законопроект. По мнению адвоката, этот документ в предвыборный период, скорее всего, будет одобрен большинством в Раде.

— Думаю, изменения таки примут, — говорит адвокат. — Все украинские законы, которые так или иначе закручивают гайки в отношении водителей, чаще всего принимаются без особых препятствий.

По мнению Вадима Володарского, если законопроект будет принят, участятся случаи необоснованного наложения штрафов за непристегнутые ремни безопасности. «Штраф станут налагать под честное слово полицейского, — говорит юрист. — Ни одна из сторон не будет иметь четких доказательств того, нарушен закон или исполнен. Опровергнуть это будет трудно. Участятся случаи необоснованных штрафов».

«ФАКТЫ» будут следить за всеми инициативами парламента в сфере безопасности дорожного движения, в том числе и перечисленными законопроектами.