Некоммерческие организации льготы

Рубрики Наша практика

6.2. Налоговые льготы некоммерческих организаций

С принятием части второй Налогового кодекса РФ число налоговых льгот для некоммерческих организаций значительно сократилось. Наиболее существенной стала отмена льгот по уплате налога на прибыль для некоммерческих организаций.

Налог на прибыль

Согласно главе 25 Налогового кодекса, вступившей в действие с 1 января 2002 г., все некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет.

Однако в ст. 251 Налогового кодекса определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Для некоммерческих организаций это преимущественно целевые поступления (см. табл. 6.2.1). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы (отметим, что данные взносы могут собираться только некоммерческими организациями, основанными на системе членства — общественными организациями, ассоциациями (союзами), некоммерческими

партнерствами), целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Необходимо заметить, что такие некоммерческие организации, как государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации не вправе получать пожертвования, согласно ст. 582 части второй ГК РФ. Это связано с тем, часть вторая ГК РФ была принята до принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях», который предусматривал новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, не нашедшие отражения в ГК РФ.

имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

средства в виде полученных от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.02 № 923) грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Виды целевого финансирования некоммерческих организаций, облагаемые налогом на прибыль

Таблица 6.2.1 ^Орган.-правовая форма Общественная Некоммерческое Ассоциация Автономная Фонд Религиозная Учреждение организация партнерство (союз) некоммерческая организация Источники ^^ организация финансирования ^^ 1. Членские и вступительные взносы не облагаются облагаются 2. Пожертвования не облагаются облагаются не облагаются 3. Гранты 4. Суммы финансирования из бюджетов всех уровней 5. Имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования не облагаются 6. Средства, полученные в рамках благотворительной деятельности 7. Средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) 8. Используемые по целевому назначению поступления от собственников учреждений облагаются не

облагаются 1) Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость взимается с некоммерческих организаций в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передачи имущественных прав, в том числе передачи прав собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. Налог взимается по ставке 20 (10) процентов от стоимости реализованных (переданных, оказанных) товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (с учетом акцизов), без включения в них налога с продаж.

медицинских товаров, важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций;

оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно- просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально- зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных

мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок,

— реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

Не подлежит также налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:

художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;

всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

Некоммерческие организации льготы

Деятельность некоммерческой организации включает два уровня: основную и предпринимательской деятельности

. Основная деятельность некоммерческой организации — это деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана и которая предусмотрена в. Уставе

Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности некоммерческих организаций в области здравоохранения это может быть предоставление медицинских услуг, создание медицинской техники, в ведения научно-исследовательской работы тощо.

Проведение основной производственной деятельности — главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность некоммерческой организации поддерживается и стимулируется гос жавой (льготы при уплате налогов, предоставление заказов и т.д.).

. Фонд»Возрождение»в 2007 г провозгласил. Программу»Инициативы в области здравоохранения»Целью этой программы стало содействие реформированию отрасли здравоохранения, улучшения уровня здоровья населения, во дтримуючы новые подходы к решению актуальных проблем общественного здоровья, прежде всего из-за внедрения целостной модели помощи при состояниях, связанных с. ВИП /. СПИД и немедицинским употреблением нарк отиким вживанням наркотиків.

. ПРИОРИТЕТЫ. ПРОГРАММЫ 2007. ГОДА:

— начало результативного и прозрачного диалога между общественностью и государством в вопросах внедрения политики в сфере здравоохранения;

— привлечение общественности к решению неотложных проблем общественного здравоохранения;

— начало независимого мониторинга центрального и местных бюджетов в сфере здравоохранения, обеспечения прозрачности и эффективности государственной политики, а также ее соответствия потребностям чушки ентив

— реформирование системы здравоохранения в Украине, в частности в сферах паллиативной помощи, наркополитики, снижения вреда и защиты прав пациентов;

— развитие политики уменьшения вреда от употребления наркотиков и профилактика. ВИП /. СПИД в среде потребителей инъекционных наркотиков;

— развитие системы паллиативной помощи в Украине;

-. Защита прав пациентов на доступ к качественной и комплексной медицинской, социальной и юридической помощи

. ПРИНЦИПЫ. РЕАПИЗАЦИИ. ПРОГРАММЫ:

— программа осуществляет свою деятельность предоставлением (рантовой поддержки актуальным общественным инициативам;

— программа привлекает отдельных специалистов для выполнения экспертных задач, проведения научных исследований, участия в конференциях;

— программа предоставляет техническую помощь представителям общественности, которые считают нужным установить рабочие отношения с представителями органов власти;

— программа поддерживает активные связи со средствами массовой информации с целью распространения информации о ходе выполнения проектов, об отдельных показатели состояния здоровья населения и т.д.

В странах с рыночной экономикой некоммерческим организациям, в том числе и в области здравоохранения, разрешается, кроме основной деятельности, заниматься также предпринимательской деятельностью с помощью ос зования некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Однако следует учесть, что некоммерческие орг анизации создаются и функционируют не для ведения предпринимательской деятельности, а для выполнения ими основной деятельности, которая отражена в. Уставті.

Доход некоммерческой организации

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход. К основным источникам формирования дохода некоммерческой организации относятся:

o регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников);

o средства добровольного медицинского страхования;

o добровольные имущественные взносы и пожертвования;

o ассигнования из государственного бюджета;

o выручка от реализации товаров, научно-исследовательских и других работ, услуг;

o доходы, получаемые от собственности;

o другие, не запрещенные законом поступления

Под регулярными поступлениями от учредителей (участников) понимают вступительные и членские взносы в тех некоммерческих организациях, правовые формы которых предусматривают членство (общественное объединение, ассоциаций ция и др.). В регулярных поступлений можно отнести средства, перечисляемые учреждениям их владельцами, если это делается. Регулярногоно.

. Средства добрвильногоо медицинского страхования — это средства, поступающие в организацию за помощью добровольного медицинского страхования. Под добровольными имущественными взносами понимаются любые пожертвования граждан и юридических лиц. Эти средства могут поступать в некоммерческую организацию как в натуральной, так и в денежной форме. Доказательством поступления тех или иных средств ( (имущества) в собственность некоммерческой организации являются платежные поручения, приходно-расходные кассовые ордера и акт сдачи-приемки имуществна.

Пожертвования носят исключительно целевой характер: они предназначены для выполнения конкретных программ, мероприятий или для ведения основной деятельности в целом. К добровольных имущественных взносов и пожертвований относятся также денежные поступления от спонсоров. Конечно, в основе таких поступлений должен быть положен спонсорское соглашение. Как правило, учреждение здравоохранения при спонсорской соглашением предоставляет объявлений ни услуги фирме-спонсору, поэтому иногда спонсорство рассматривается как вид рекламной деятельности рекламироваться имеют лекарственные средства (те, которые разрешены. Законом Украины»О рекламе») и товары медицинского назн ачення, диетическое питаниечне харчування.

Особого внимания заслуживает такой источник поступления, именуемое грантом. Во грантом понимаются средства, предоставляемые предприятиям, организациям и физическим лицам для выполнения конкретных програм ам.

В мировой практике под грантом, как правило, понимают целевые средства, предоставляемые на безвозвратной, некоммерческой основе. Гранты позволяют медицинским центрам, научным организациям, высшим учебным с заведениям осуществлять новые проекты, приобретать современного оборудования, повышать уровень профессиональной квалификации сотрудников, выдавать научную и научно-популярную литературу тощо.

В странах с рыночной экономикой существует система получения средств из государственного бюджета посредством государственного или муниципального контракта, предусматривающего участие некоммерческих организаций в выполнении о ограм, удовлетворяющих государственные и муниципальные нужды. Например, некоммерческие организации, работающие в области здравоохранения, могут заключить контракт с местными органами государственной власти на над. Ання медицинских услуг определенным категориям населения (пожилым, инвалидам, многодетным семьям и т.д.). Получение государственного и муниципального контракта некоммерческими организациями возможно только на конкурсной основві.

В мировой практике существует опыт, по которому государство может оказывать некоммерческим организациям субсидии и субвенции, в частности на выделение государственных субсидий. Субсидии предоставляются некоммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Как правило, субсидии, получаемые некоммерческой организацией, направляются на частичное покрытие определенных видов затрат, связанных с осуществлением основной действие льности (например, коммунальные расходы). Получение такого рода средств из государственного бюджета часто связано с определенными требованиями. Средства из государственного бюджета в виде субвенции могут быть предоставлены некомерци йний организации на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства поступают в некоммерческую организацию на безвозмездной и безвозвратной основе частности, некоммерческий учреждение здравоохранения может получит ты бюджетные средства в виде субвенции на финансирование расходов, связанных с ее участием в выполнении государственной целевой программы, финансирование которой предусмотрены соответствующими бюджетамиджетом.

Мировой опыт показывает, что ассигнования из государственного бюджета, которые поступают некоммерческим организациям, должны носить целевой характер. С помощью такого рода финансирования государство привлекает некое ерцийни организации к реализации федеральных, региональных и местных программ по охране здоровьяя.

. Структура доходов некоммерческой организации зависит от организационно-правовой формы, вида собственности, осуществления предпринимательской деятельности, характера медицинских услуг и товаров, которые она производит, и т.д.. Доход некоммерческой орган низации отрасли охоронм здоровья в зависимости от источника поступлений средств можно разделить на целевые поступления и доход от предпринимательской деятельностиі.

. Целевые средства — средства в денежной и натуральной форме, поступающих в не-коммерческую организацию, для выполнения основной (уставной) деятельности

Доходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, формируются за счет получения средств от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции, приобретения и реализац ции доли, паев, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах. Проведение предпринимательской деятельности равен некоммерческие организации к коммерческим организациям, деятельность которых регу ется соответствующим законодательством.

Виды расходов некоммерческой организации представлены на рис 64. Функционирование некоммерческой организации в области здравоохранения связано с осуществлением определенных затрат

их можно подразделить на несколько видов в соответствии с функциональным назначением. К расходам на содержание некоммерческой организации относятся:

o расходы, связанные с командировками и служебными поездками;

o заработная плата административно-управленческого персонала;

o канцелярские и хозяйственные расходы;

o затраты на приобретение оборудования и инвентаря;

o капитальный и текущий ремонт;

o арендная плата;

o плата за телефон, почтово-телеграфные расходы;

o представительские расходы;

o расходы на проведение обязательного аудита

. Затраты на выполнение программ, мероприятий, связанных с основной (уставной) деятельностью включают расходы на выполнение программ, на которые выделены целевые средства. Эти программы, меры должны быть связаны с основной деятельностью некомерций-ной организации. Распределение этой группы расходов зависит в от вида программы, мероприятия (обучение персонала, проведение научно-исследовательской работы, предоставления медицинских услуг определенным категориям населения и т.д.о).

Содержание расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, регулируется нормативными документами, которые определяют деятельность коммерческих организаций. В настоящее время в украинском законодательстве отсутствует нормати ивна база, определяющая предпринимательскую деятельность некоммерческих организациий.

В некоммерческой организации должен вестись отдельный учет расходов по основной и предпринимательской деятельности. Часть этих расходов может возмещаться за счет прибыли, оставшейся в распоряжении некомерц ной организации после уплаты налоговв.

. Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов включают расходы, связанные с созданием продукции (работ, услуг), предназначенной для других подразделений некоммерческой организации (ремонт и обслуживание медицинского оборудования и т.п.)

. Потери и списания включают стоимость оборудования, медицинской техники, пришедших в негодность, транспортных средств, инвентаря и хозяйственных принадлежностей

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Статья 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (далее Закон №7-ФЗ) определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и иных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в целях, направленных на достижение общественных благ. Но не смотря на то, что некоммерческие организации призваны удовлетворять нематериальные потребности человека, сотрудники, которые работают в некоммерческих организациях, должны получать заработную плату, да и за аренду помещения тоже необходимо платить, то есть для функционирования любой некоммерческой организации необходимы денежные средства. И здесь на помощь приходит часть 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ, которая говорит о том, что некоммерческая организация все-таки может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям. Это может быть производство товаров или оказание услуг, участие в хозяйственных обществах, приобретение и реализация ценных бумаг, а также иная, не противоречащая действующему законодательству деятельность. Также некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, земельные участки, денежные средства в рублях и валюте и иное имущество. Обращаем ваше внимание, что по предпринимательской деятельности некоммерческие организации обязаны вести учет доходов и расходов, уплачивать установленные законом налоги и иные обязательные платежи, а также вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном ФЗ от 06.12.2011г. N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете». И в этом случае, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, при этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям.

Государственная поддержка может осуществляться в следующих формах:

  • размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НКО, ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ (1 ЧАСТЬ)
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НКО, ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ (2 ЧАСТЬ)

Налоговый Кодекс РФ предусматривает ряд налоговых льгот для некоммерческих организаций. Давайте рассмотрим.

НДС

Согласно пп.2 п.3ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья, полезных ископаемых, охотничьих ружей, меховых изделий и иных товаров, содержащихся в списке, утв. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884), работ, услуг, производимых и реализуемых (исключение брокерские и иных посреднические услуги, не указанные в пп.12.2 п.2 ст. 149 НК РФ):

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов;

На практике часто возникает вопрос, о том, является ли объектом налогообложения НДС передача имущества от коммерческой организации некоммерческой в качестве дара? Отметим, что в соответствии с пп.8 п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения по НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется, в частности, по договору дарения в общеполезных целях (договору пожертвования), в порядке, установленном ФЗ от 30.12.2006 № N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (см. также письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112). То есть объекта налогообложения не возникает.

НДФЛ

Освобождаются от налогообложения доходы физических в виде сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также сумм, уплаченных религиозными и благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов, религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, медицинским организациям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Налог на прибыль

Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. В частности, в соответствии с п.2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К таким целевым поступлениям относятся, например, вступительные и членские взносы. Такие поступления не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/4/48). Основным условием применения данных положений является соблюдение их целевого назначения, в противном случае организацию могут ожидать последствия в виде бесспорного взыскания суммы поступивших средств (ст. 306.2 БК РФ).

Также к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п. 2 ст. 251 НК РФ), средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (пп.9 п. 2 ст. 251 НК РФ), денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.13 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Обращаем Ваше внимание, что налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Также не учитываются при налогообложении средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи — структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности и имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп.16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Что касается расходов, то статья 264 НК РФ содержит ряд прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относящихся к деятельности некоммерческих организаций. Это расходы, осуществленные налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (пп. 38 п.1 ст. 264 НК РФ). Такие организации могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет (п.1 ст. 267.1 НК РФ).

Иные налоги

Относительно уплаты иных налогов, также можно увидеть некоторые льготы, установленные для некоммерческих организаций. Так, п.5 ст. 395 НК РФ, освобождает от налогообложения общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

Статья 381 НК РФ содержит перечень налоговых льгот по налогу на имущество для религиозных организаций и общественных организаций инвалидов — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности.

Налоговые льготы относительно транспортного налога, на федеральном уровне для некоммерческих организаций не установлены, если такая организация имеет на балансе автомобиль, то она уплачивает налог в общем порядке. Однако субъекты могут самостоятельно установить наличие льготных категорий того или иного налога, так например, Закон Московской области от 24.11.2004г. N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.

Еще одна льгота — освобождение от уплаты государственной пошлины, об этом нам говорит п.2 ст. 337 НК РФ и п. 4 ст. 333.38 НК РФ: от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах и по всем видам нотариальных действий, освобождаются общественные организации инвалидов.

В заключение отметим несколько положений об отчетности некоммерческих организаций. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках включает себя и отчет о целевом использовании полученных средств. Этот отчет составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и сдают его в налоговый орган, орган статистики, а также другим заинтересованным лицам, например тем, кто предоставил целевые средства.

В отчете отражают остаток на начало отчетного года, поступление средств, их расходование и остаток на конец отчетного периода. В составе поступивших средств указываются вступительные, членские взносы, а также прочие поступления. Существует точка зрения, что данный отчет не является обязательной составляющей отчетности, однако данное мнение является ошибочным в силу положений ч.2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ: годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Теоретические аспекты налогообложения некоммерческих организаций

Грищенко А. В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Проблемы налогообложения некоммерческих организаций являются одними из самых сложных проблем реализации налоговой политики. Особенности налогообложения некоммерческих организаций всегда будут связаны с исключениями из общих правил налогообложения, сами некоммерческие организации требуют особых процедур бухгалтерского и налогового учета. Это приводит к тому, что в отношении некоммерческих организаций применяются более сложные правила налоговой политики и налогового администрирования, чем к большинству других налогоплательщиков.

Современная российская система налогообложения некоммерческих организаций (далее – НКО) формировалась в течение последних 20 лет в значительной мере спонтанно, под влиянием текущих политических и экономических соображений. Поэтому налоговые проблемы, с которыми сталкиваются российские НКО в настоящее время, по крайней мере до последнего момента не являлись результатом какой-либо целенаправленной политики.

Вне зависимости от того, осуществляет некоммерческая организация предпринимательскую деятельность или нет, она является участником налоговых правоотношений, будучи юридическим лицом.

Уплата различных видов налогов НКО зависит от следующих факторов:
— вид осуществляемой хозяйственной деятельности, сущность хозяйственных операций;
— вид осуществляемой предпринимательской деятельности;
— объем, стоимость, состав и характеристика имущества, являющегося собственностью некоммерческой организации;
— наличие трудовых отношений;
— международная деятельность некоммерческой организации.

Необходимо отметить, что в целях соблюдения налогового законодательства и правильного исчисления сумм налогов НКО нужно четко организовать раздельный бухгалтерский и налоговый учет хозяйственных операций и сделок, связанных с ведением предпринимательской деятельности и не связанных с ней.

Основными налогами для НКО являются:
1) налог на прибыль организаций;
2) налог на добавленную стоимость;
3) страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
4) единый налог (упрощенная система налогообложения);
5) налог на имущество организаций;
6) транспортный налог;
7) земельный налог.

В налогообложении НКО предусматриваются особенности и льготы, связанные со спецификой их деятельности.

Специфика правового положения и деятельности НКО в большинстве глав НК РФ не отражена, в связи с чем у них возникает большое количество сомнений, неясностей и противоречий в правилах исчисления налогов – в отличие от организаций, функционирующих на коммерческих принципах.

Помимо федеральных льгот НКО отдельных видов могут иметь льготы по региональным и местным налогам, а также сниженную ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в соответствующие бюджеты.

НКО приобретают статус налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций с момента государственной регистрации в качестве юридического лица. Обязанность исчислять и уплачивать налог на прибыль в бюджет возникает одновременно с обязанностью вести бухгалтерский и налоговый учет, на основе которого определяется факт получения доходов, осуществления расходов и получения прибыли. Налогообложение по налогу на прибыль организаций регулируется гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее – НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предоставляет НКО несколько возможностей для освобождения от уплаты и уменьшения налоговых платежей:
1) в НК РФ дается перечень доходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ);
2) льготы по налогообложению (ст. 264, 265, 267.1 НК РФ);
3) у НКО есть возможность перехода на специальные налоговые режимы.

Объектом обложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для НКО это прибыль от ведения разрешенной предпринимательской деятельности, определяемая на тех же условиях, что и прибыль коммерческих организаций.

В деятельности некоммерческой организации объект обложения налогом на прибыль может возникнуть в двух случаях.
1. При получении доходов от реализации, включая:
— реализацию товаров, работ, услуг в ходе предпринимательской деятельности;
— реализацию валюты, полученной в качестве целевых поступлений;
— реализацию на возмездной основе основных средств, иного излишнего оборудования;
— разовую продажу товаров, работ, услуг, в том числе в рамках основной деятельности организации, и т. д.

2. При получении внереализационных доходов.
При определении налогооблагаемой прибыли к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. В целях обложения налогом на прибыль доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ).

Перечень внереализационных доходов приведен в ст. 250 НК РФ.

Статья 250 НК РФ была дополнена п. 23, по которому внереализационным доходом признаются суммы в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Закон № 275-ФЗ), за вычетом следующих сумм:
— стоимость (остаточная стоимость) недвижимого имущества, по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, – при возврате денежного эквивалента недвижимого имущества;
— стоимость, по которой ценные бумаги были учтены в налоговом учете жертвователя на дату их передачи на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, – при возврате денежного эквивалента ценных бумаг.

Датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом № 275-ФЗ порядке и возвращенного жертвователю или его правопреемникам, признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика (подп. 11 п. 4 ст. 271 НК РФ).

При этом если стоимость указанных в п. 23 ст. 250 НК РФ недвижимого имущества или ценных бумаг превышает денежный эквивалент такого имущества, возвращенный жертвователю или его правопреемникам, то разница между этими величинами признается убытком и учитывается в целях налогообложения в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ.

Статья 251 НК РФ содержит перечень доходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Любые поступившие в НКО доходы не от реализации товаров (работ, услуг), не указанные в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными.

Кроме того, в составе внереализационных доходов учитываются также целевые поступления в виде подакцизных товаров, поскольку п. 2 ст. 251 НК РФ на них не распространяется.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» внесены изменения в гл. 25 НК РФ, касающиеся налогообложения некоммерческих организаций.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не облагаемым налогом на прибыль согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, дополнительно отнесены:

— средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи – структурные подразделения (отделения)), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1);

— средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.2).

Действие подп. 10.1 и 10.2 п. 2 ст. 251 ч. 2 НК РФ (в редакции Закона № 235-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Таким образом, доходы от предпринимательской деятельности разрешается не включать в налоговую базу весьма ограниченному кругу организаций. Из них наиболее многочисленную группу составляют религиозные организации, имеющие такие налоговые преференции.

Статьи, устанавливающие перечень, порядок и момент признания соответствующих видов расходов, одинаково регулируют эти вопросы применительно к коммерческим и НКО.

Прочие расходы связанные с производством и реализацией НКО приведены в п. 1 ст. 264 НК РФ.

НК РФ с 2012 г. дополнен ст. 267.3, по которой некоммерческие организации получили право уменьшать налоговую базу на расходы на формирование резервов предстоящих расходов.

Налогоплательщики – некоммерческие организации, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.

Таким образом, с 2012 г. некоммерческие организации получили возможность выбирать способ налогового учета расходов на ведение предпринимательской деятельности из двух возможных:
1) признавать такие расходы в том периоде, к которому они относятся, в соответствии с общими требованиями гл. 25 НК РФ;
2) создавать резерв предстоящих расходов в порядке, предусмотренном новой ст. 267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Решение о создании резерва необходимо отразить в учетной политике НКО для целей налогообложения.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль НКО не учитывается ряд статей расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

Статьи НК РФ регулируют порядок исчисления и уплаты налога на прибыль НКО одинаково как для коммерческих, так и для НКО.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Доходы и расходы налогоплательщика в целях ее расчета учитываются в денежной форме.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток в данном отчетном (налоговом) периоде, налоговая база признается равной нулю. Убытки, понесенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.

Особенности при определении налоговой базы по налогу на прибыль НКО установлены только для потребительских кооперативов, имеющих право осуществлять кооперативные выплаты по паям (ст. 277 НК РФ), и негосударственных пенсионных фондов (ст. 295–296 НК РФ).

НКО могут платить налог на прибыль, используя основную ставку – 20% – и ставки по особым налоговым базам.

В п. 2 ст. 289 НК РФ установлена упрощенная форма отчетности для НКО, а именно возможность представлять декларацию по упрощенной форме с истечением не только отчетного, но и налогового периода в случае, если у нее не возникает обязательств по уплате налога.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

НКО признаются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). При этом НК РФ не содержит специальных правил обложения НДС НКО. К числу обязанностей НКО как плательщиков НДС относятся: представление налоговых деклараций по НДС, в том числе при отсутствии объекта налогообложения; ведение книги покупок и книги продаж, журнала учета счетов-фактур; учет объектов налогообложения по НДС.

Являясь по законодательству плательщиками НДС, НКО могут использовать следующие предоставляемые НК РФ возможности для освобождения от его уплаты или уменьшения налоговых платежей.

1. Согласно ст. 145 НК РФ, НКО имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
2. Статьями 149 и 150 НК РФ установлены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), в том числе по ввозу товаров на территорию Российской Федерации.
3. Появилась возможность перехода отдельных НКО на специальные налоговые режимы, заменяющие уплату ряда налогов, в том числе НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), специально установленными налогами.

Объектом обложения НДС признаются операции, указанные в ст. 146 НК РФ.

Все операции, не подлежащие обложению НДС, можно условно разделить на четыре группы.
1. Социально значимые операции (реализация медицинских товаров или медицинской помощи, услуг детских дошкольных учреждений, услуг в сфере образования и искусства и т. п.), практически все осуществляемые НКО.
2. Экономические операции (реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализация необработанных алмазов и т. п.), как правило, не существляемые НКО.
3. Не создающие добавленной стоимости операции (страховая деятельность, игорный бизнес и т. п.), как правило, не осуществляемые НКО. Исключение составляют отдельные организационно-правовые формы – например, негосударственные пенсионные фонды.
4. Льготируемые операции (осуществляемые организациями, использующими труд инвалидов, религиозными организациями и т. п.), предусмотренные непосредственно как льготные для НКО отдельных организационно-правовых форм.

НКО имеют значительное количество льгот по НДС (ст. 149 НК РФ), в основном относящихся к группе социально значимых и льготируемых.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) по НДС устанавливается как квартал.

Налоговые ставки по НДС определяются ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставкам 0, 10 и 18%. Как правило, НКО осуществляют операции, подпадающие под налогообложение ставками 10 и 18%.

Налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Особенности деятельности налогоплательщика (коммерческой или некоммерческой) не играют роли при исчислении налоговой базы.

С 1 января 2010 г. отменен единый социальный налог. Вместо него НКО уплачивают страховые взносы. Регулирует отношения Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами и выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона о благотворительной деятельности гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами для НКО, поименованы в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Плательщиками налога на имущество признаются некоммерческие организации, указанные в п. 1 ст. 373 НК РФ.

Глава 30 НК РФ предусматривает налоговые льготы в виде освобождения отдельных организаций от уплаты налога. Можно выделить две группы НКО, каждая из которых имеет свои особенности применения льгот по налогу на имущество.

К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы: государственные научные центры; религиозные объединения и организации – в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности; организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения, и др.

Вторая группа – НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. Так, освобождаются от налога на имущество общественные организации инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 80%, и др.

Также существует группа НКО, которые не имеют льгот по налогу на имущество: некоммерческие партнерства, автономные НКО, автономные учреждения, фонды государственного и муниципального учреждения (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений).

Общие правила исчисления и уплаты транспортного налога содержатся в гл. 28 НК РФ. НКО уплачивают его в том случае, если имеют на балансе транспортные средства. Налог исчисляется и уплачивается НКО на общих основаниях.

Земельный налог уплачивают НКО, имеющие земельные участки как объекты налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в соответствии с правоудостоверяющими документами на земельные участки.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в соответствии с ЗК РФ; автономным учреждениям в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Освобождаются от налогообложения:
— религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе в форме союзов общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых для ведения уставной деятельности;
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
— организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Литература
1. Гончаренко Л. И. Налогообложение некоммерческих организаций / Л. К. Чемерицкий, Е. Е. Смирнова, И. В. Липатова. – М.: Кнорус, 2012.
2. Грищенко А. В. О льготах и порядке освобождения от НДС для некоммерческих организаций // Справочник экономиста. – 2011. – № 4.
3. Грищенко А. В. Особенности исчисления налога на имущество в некоммерческой организации // Советник бухгалтера. – 2010. – № 6.
4. Грищенко А. В. Особенности исчисления налога на прибыль в некоммерческой организации // Справочник экономиста. – 2011. – № 3.
5. Грищенко А. В. Налогообложение некоммерческих организаций. – М.: Моск. гор. ун–т управления Правительства Москвы. – 2011. – С. 48–49.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ.
8. Свищева В. А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование. – М.: ГроссМедиа; РосБух, 2008. – С. 181.
9. Филиппова Н. А. Налогообложение некоммерческих организаций: учебное пособие / Н. А. Филиппова, Л. П. Королева, О. В. Дерина, Т. В. Ермошина. – М.: Кнорус, 2012.