Можно ли после развода венчаться

Рубрики Вопрос юристу

Можно ли венчаться после развода?

Популярное

Волгоградцам рекомендуют сменить резину в связи с обледенением дорог

Прохор Шаляпин сменил прическу и стал похож на Настасью Самбурскую

В 2019 году «Химпром» выпустит первую партию карбида кальция

На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.

? Я стараюсь молиться каждый день перед сном, читаю «Отче наш» и «Богородицу». Но правильно ли это? Как грамотно и с какой частотой следует молиться? Существует ли молитвенное правило для мирян?

Молиться следует после сна утром и вечером. Молитвенные правила напечатаны в православных молитвословах, которые можно приобрести в любой церковной лавке. Эти правила так и называются: «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущий». Если вам пока сложно вычитывать все правило, можно молиться правилом св. Серафима Саровского, которое включает в себя «Царю Небесный…, «Отче наш» (3 раза), «Богородице» (3 раза) и «Символ Веры» (1 раз). Если совсем нет времени, можно даже помолиться по дороге на работу, но совсем оставлять молитву к Богу нельзя, хотя бы «Отче наш» или «Господи, помилуй мя грешнаго» можно произнести в любом месте и в любой ситуации. Все молитвословы напечатаны для мирян. Для монашествующих существуют свои правила молитвы.

? Почему женщины ходят в церкви с покрытой головой, а мужчины нет?

В Священном Писании сказано: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа… Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). Покрывать женщинам голову в храме – это давняя традиция, существовавшая в целом ряде древних культур и подтвержденная в Священном Писании. Апостол говорит о том, что женщина покрывает голову в знак того, что она зависима от мужчины. Мужчина и женщина неодинаковы, и эта неодинаковость, о которой говорит Священное Писание, не есть что-то такое, что делает женщину менее значимой, менее важной в системе координат религиозного сознания. Это утверждение объективного факта. Покрытие головы как знак повиновения определенной власти является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает Апостол Павел, «знаком для Ангелов», то есть свидетельством для невидимого духовного мира. Этот знак, являясь малым и незначительным фактом, свидетельствует о важных духовных явлениях. Покрытие женщиной головы указывает на добровольное подчинение женщины Божьей иерархии и Божьему порядку.

? Батюшка, расскажите, можно ли употреблять святую воду при заболеваниях? Я, например, страдаю гастритом. Слышала, что святой водой можно и умываться каждое утро. Это правда?

Употреблять святую воду можно и нужно как здоровым людям, так и болящим. Лучше утром натощак, еще лучше – с кусочком просфоры. А главное – с верой в сердце. Есть специальная «Молитва на принятие просфоры и святой воды». Умываться также можно, но не обильно, а в качестве обтирания лица, больной части тела или кропления головы.

? Мой брат был повенчан, а потом развелся. Это грех? Как в этом случае следует молиться? Могу ли я молить за брата? Сейчас он снова женат, но они с супругой не венчаны. Можно ли венчаться второй раз?

Развод христианской (да и любой) семьи – это беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия. Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод становится освобождением. Снисходя к человеческой немощи и желая предохранить от дополнительного греха, Церковь допускает второй брак. Допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй – снисхождение». Венчание вторым браком существенно короче, чем венчание новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Что касается молитвы, то вы, конечно, можете молиться за брата. И это будет очень хорошо. Молитесь Николаю Чудотворцу, мученикам Гурию, Самону и Авиву, а еще к святым Петру и Февронии. Во всякой скорби ежедневно можно читать по одной главе Евангелия, а перед и после главы вот эту молитву: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) словами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

О повторных браках и венчании

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Как развенчаться: порядок и особенности

Церковь очень трепетно ​​подходит к процедуре венчания. Перед венчанием батюшка проводит с брачующимися беседу и объясняет, что развенчаться практически невозможно, поскольку это благословение Божие. Если не уверен, что проживешь с этим человеком всю оставшуюся жизнь – лучше не венчаться.

Однако те, кто когда-то перед лицом Господа клялись любить и уважать друг друга, но потом взяли и передумали, имеют шанс получить свободу. Процедура развенчания достаточно сложная, но во всех церквях примерно одинакова.

Порядок обращения за церковным разводом

Если решение принято, первое, что нужно сделать, – это прийти в ту церковь, в которой венчались, и поговорить с тем настоятелем, который совершал обряд венчания. Если такой возможности нет, можно обратиться в любую ближайшую церковь.

При обращении настоятель обязательно проводит с человеком беседу о принятом решении и о его последствиях, после чего нужно написать обращение на имя управляющего епархией. В нем указывается дата и место венчания, история брака, а также излагаются причины развода с приложением доказательств (документов, подтверждающих обстоятельства и причины развода).

Обращение передается заявителем настоятелю, который прилагает к указанному прошению свой рапорт. В рапорте священник на основании беседы выражает свое отношение к данному разводу.

Основными документами, которые необходимо приложить к обращению, являются:

  • копия свидетельства о разводе;
  • копия свидетельства о заключении нового брака (если есть);
  • копия документа о венчании (при наличии);
  • подписанное второй половинкой согласие на развенчание (если есть);
  • другие документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в обращении.

Рапорт, обращение и документы направляются управляющему епархией, который принимает решение о возможности расторжения церковного брака. Соответствующий документ выдается заявителю в храме по месту обращения.

Перечень причин для расторжения церковного брака

Чтобы получить разрешение развенчаться или благословение на новый брак, церковью с учетом современных реалий установлен перечень причин, по которым развенчаться после развода возможно. Одного только юридически оформленного развода, как правило, недостаточно. В перечень весомых оснований входят следующие условия:

  1. Измена мужа или жены.
  2. Венерическое заболевание, в том числе СПИД (при наличии медицинского заключения).
  3. Алкоголизм, наркомания, игромания (при наличии медицинского заключения).
  4. Признание гражданина недееспособным или наличие психического заболевания (решение суда или медицинская справка).
  5. Смена веры (принятие другой веры или отречения от православия в пользу атеизма).
  6. Вступление в новый брак.
  7. Совершение преступления с привлечением к ответственности и наказанием одного из супругов (подтверждается приговором суда).
  8. Совершение преступления в отношении мужа или детей (посягательство на здоровье и жизни).
  9. Отсутствие более пяти лет (подается документ из полиции или решения суда).
  10. Совершение женой аборта без ведома или без согласия мужа (если только аборт не был необходим по медицинским показаниям и был сделан по рекомендации врачей, или если беременность была угрозой жизни женщины).
  11. Покушение на самоубийство.
  12. Насильственное заключение брака против воли одного из супругов.
  13. Неспособность иметь детей.
  14. Двоеженство.
  15. Инцест (брак между родственниками).

В перечисленных случаях священник без особых проблем и без согласия второго из супругов дает согласие на развенчание. Во всех остальных случаях церковь подходит к данному вопросу индивидуально. Если священники признали, что оснований для церковного развода недостаточно, в просьбе могут отказать.

Венчание после развода

Повторное бракосочетание является веской причиной, чтобы развенчаться. Это один из случаев, когда согласие второго супруга не требуется. Однако тем, кто венчается вторично, венцы не должны накладывать. На повторное венчание можно получить благословение, если новый супруг (супруга) не являлись причиной расторжения первого брака. Тот из супругов, кто был виноват в разводе, может еще раз венчаться, только покаявшись.

Развенчиваться после развода или нет – личное дело каждого, но прежде, чем принять такое решение, надо убедиться, что оно правильное, поскольку обратного пути уже не будет.

Таинство венчания в церкви:

Процесс развенчания. Возможен ли развод после венчания?

Количество разводов увеличивается с каждым годом, со статистикой не поспоришь. Сейчас только в первые 4 года расторгается порядка 40% браков. Основной причиной этого, что бы ни перечисляли в качестве основания для развода бывшие супруги, является легкомысленное отношение к семейной жизни, непонимание своих обязанностей. Венчание в церкви, став модной тенденцией, никаким образом не останавливает современных супругов, хотя церковь развод совсем не приветствует.

Содержание статьи:

За годы советской власти в СССР выросло два поколения атеистов, для которых церковь была олицетворением мракобесия, что полностью соответствовало государственной идеологии. Однако после того как Советский Союз развалился, церковь начала переживать возрождение и многие бывшие атеисты вспомнили о православии. Для кого-то оно стала возможностью окрепнуть духом, заручившись верой, а для кого-то – просто модным веянием. Приняв обряд крещения, многие остановились в своем духовном развитии только на внешней религиозной атрибутике – нательных крестах и посещениях церкви по крупным праздникам, никаких других обязательств и обязанностей перед богом они не считают своим долгом исполнять.

Для таких людей венчание представляет собой просто красивый обряд, возможность упомянуть в беседе, что брак зарегистрирован не только в загсе, но и в церкви. А между тем обряд венчания, подтверждающий пред Господом законность брака, является одним из семи христианских таинств и его целью является даже не соединение двух любящих друг друга людей, не рождение законных детей, а построение таких взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые являются духовно-телесным единством. Брак, согласно Библии, символ не только отношений между супругами, но и отношения Господа к своему народу, Христа к церкви. Как нерасторжимы эти связи, так же нерасторжим должен быть и брак.

Церковь рассматривает брак как совместный духовный подвиг двух людей, как школу любви и веры, обет, данный перед лицом Господа, нарушение которого невозможно. Но, конечно, люди – не святые, поэтому изначально существовала только одна причина, по которой брак, освященный церковью, мог бы быть расторгнут – это измена одного из супругов. Но и в этом случае требовались серьезные и неопровержимые доказательства этого проступка, чтобы в последующем невиновный супруг мог вторично вступить в церковный брак. Сегодня перечень таких причин, признаваемых уважительными, существенно расширен.

В начале прошлого века собор Русской православной церкви утвердил перечень тех причин, по которым может произойти развенчание или расторгнут брак. Кроме уже упомянутого прелюбодеяния в этот перечень были включены: — смена православной веры одним из супругов; — вступление кого-нибудь из них в другой брак; — неспособность к супружеской жизни вследствие самокалечения мужа или жены; — заболевания, представляющие угрозу для здоровья будущих детей (сифилис, проказа); — противоестественные пороки; — исчезновение одного из супругов на долгое время; — посягательство на здоровье и жизнь второго супруга или детей; — сводничество или снохачество; — потеря дееспособности одним из супругов.

Уже в XXI веке в этот перечень были добавлены заболевание СПИДом, алкоголизм и наркомания, которые тем не менее обязательно должны быть подтверждены медицинскими документами. И еще один повод считается церковью уважительной причиной для развода – это аборт, сделанный женщиной без согласия мужа, в том случае, когда не существовало медицинских показаний для него и беременность не угрожала здоровью и жизни жены.

Процедуры развенчания как таковой не существует, вам не потребуется вместе с супругом или по отдельности являться в церковь для того, чтобы развестись перед Богом. Но если вы собрались второй раз выйти замуж, вам необходимо снять полученное при венчании благословение на предыдущий брак и получить разрешение на заключение следующего. Учтите, что у вас на руках, так же, как и в первом случае, уже должно быть свидетельство о заключении повторного брака, выданное в загсе.

Разрешение на вторичный брак и венчание вам сможет дать не каждый священнослужитель, а только архиерей. Чтобы подать прошение на его имя, обратитесь в местное Епархиальное управление, в котором вам подскажут, как правильно составить и изложить свою просьбу. Адрес областного управления можно узнать в любом действующем храме. К просьбе необходимо приложить свидетельство о венчании, канонические документы о расторжении первого брака и о заключении второго.

Как правило, решение вторично венчаться принимается уже более взвешено и ответственно, не под влиянием моды, а по велению души. Если у вас еще есть какие-то сомнения, не стоит сразу после заключения брака в государственных органах идти венчаться в церковь. Привлекая в свидетели своего брачного союза Господа, вы оба должны понимать, что несете ответственность не только друг перед другом, но и перед Ним. Только после того, как вы поймете, что ваш супруг действительно является вашей второй половиной и вы готовы соединить свою жизнь с его «пока смерть не разлучит вас», делайте этот серьезный шаг.

Развод после венчания

протоиерей Аркадий Шатов,
настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

протоиерей Аркадий Шатов:

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.