Мониторинг земель лекции

Рубрики Вопрос юристу

Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

– достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

– единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

– взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

– централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

– наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Методы ведения мониторинга земель: 1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные); 2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления); 3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

51. Землеустройство: понятие и порядок проведения.

Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни.

К объектам землеустройства относят: территории субъектов РФ, муниципальные образования населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования и части этих зон.

Землеустроительные мероприятия (в содержании земельной реформы):

1. изучение состояния земель в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земель.

Это мероприятие включает в себя:

1) инвентаризацию земель – проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земельных участков и других характеристик земли;

2) обследование и изыскания (почвенные, ботанические) – проводятся для получения информации о состоянии земель, в том числе для выявления нарушенных земель.

3) оценка качества земель;

Две основные цели оценки качества земель:

· для получения информации о возможности и эффективности использования земель в сельском хозяйстве;

· установление продуктивности оленьих пастбищ и наличие биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока;

2. планирование и организация рационального использования земель и их охрана;

1) разработка предложений по использованию и охране земель;

2) природное сельскохозяйственное районирование земель.

3. описание местоположения границ объектов землеустройства;

4. установление на местности границ объектов землеустройства (установление различных знаков);

5. мероприятия по внутрихозяйственному землеустройству:

1) организация рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация использования территорий общинами коренных малочисленных народов и их представителями;

2) разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и защите земель от негативного воздействия.

Основанием для проведения землеустройства являются решение органов государственной власти и органов местного самоуправления, договоры о проведении землеустройства и судебные решения.

Проведение землеустройства является обязательным (регулирует ФЗ “О землеустройстве”):

1. при изменении границ объектов землеустройства;

2. при выявлении нарушенных земель, а также при выявлении земель, подвергнутых негативному воздействию;

3. при проведении мероприятий по восстановлению, консервации, рекультивации земель и защите земель от негативных воздействий.

Землеустроительная документация подлежит государственной экспертизе. Кроме того, землеустроительная документация обязательно сдаётся в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

При осуществлении землеустройства осуществляется контроль в форме проверок. При проведении контроля могут выполняться обследования и выездные проверки, в т.ч. по документам. В результате проведения проверок составляется соответствующий акт.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

Лекция № 8. Тема:Мониторинг земель на территории РФ;

Тема:Мониторинг земель на территории РФ

1. Проблема загрязнения и деградации земель и необходимость мониторинга земель

2. Цели и задачи государственного мониторинга земель

3. Содержание ГМЗ

1. Проблема загрязнения и деградации земель.Масштабы и интенсивность ухудшения общей экологической обстановки и, в частности, деградации почв создают опасную экологическую и социально-экономическую ситуацию.

Негативные процессы разрушают земли и приводят к резкому ухудшению состояния и использования земель, безвозвратной потере площадей вследствие техногенного нарушения, происходящих оползневых, селевых, эрозионных, абразионных, термокарстовых и других процессов.

Одной из самых острых проблем земледелия в Российской Федерации в настоящее время является прогрессирующая деградация почвенного покрова. В результате эрозии почв сельскохозяйственные земли деградированы и практически утратили плодородие на площади около 38 млн. гектаров. На Северном Кавказе практически все сельскохозяйственные угодья являются эродированными и эрозионно-опасными. В Поволжье, на Южном Урале и в Западной Сибири не менее 25 процентов пашни подвержено эрозии. Эрозионные процессы в последние годы усилились в ряде регионов страны.

В наибольшей степени деградационные процессы проявляются в республиках Калмыкия, Дагестан, Ставропольском крае и Астраханской области на территории, объединенной географическим названием Черные земли и Кизлярские пастбища и занимающей площадь 5,5 млн. гектаров.

Резкое ухудшение качества земель происходит из-за затопления и подтопления больших площадей, что приводит к переувлажнению и заболачиванию земель, ухудшению водно-воздушного режима почв, непригодности к рациональному хозяйственному использованию.

Так, например, интенсивно проявляющиеся процессы подтопления земель на Юге России, в Поволжье, на Дальнем Востоке и на других территориях, процессы опустынивания, охватившие земли 35 субъектов Российской Федерации, деградации оленьих пастбищ Севера, зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем привели к резкому снижению качества земель и их продуктивности.

Одновременно с этим, особо опасным является загрязнение земель и захламление их отходами производства и потребления, что характерно для земель, находящихся вокруг крупных городов и агломераций, а загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами отмечается на территориях Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа и восточнее – до Камчатки, а также под трассами нефтепроводов.

Наряду с указанными, продолжают действовать следующие негативные процессы:

· дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

· уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

· нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне;

· загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

· увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство.

В результате развития указанных процессов экологическая устойчивость природных систем значительно понизится.

Исходя из социально — экономической политики страны для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Это возможно на основе внедрения передовых технологий, системного подхода, увязки имеющихся ресурсов с организацией исполнения и осуществления регулярных наблюдений за использованием и состоянием земель с целью своевременного выявления и прогноза развития негативных процессов для разработки и реализации комплексных мероприятий по охране земель и их рациональному использованию.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

В целях обеспечения реализации Положения о мониторинге земель 5 февраля 1993 г. Совет Министров — Правительство Российской Федерации приняли постановление за № 100 «О государственной программе мониторинга земель Российской федерации на 1993-1995 годы».

Основными задачами мониторинга земель в 1993-1995 годах ставились:

— формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель;

— ландшафтно-экологическое районирование территории Российской Федерации с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

— формирование информационной базы мониторинга земель;

— совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;

— формирование организационных структур мониторинга земель.

Предполагалось, что в результате выполнения Государственной программы мониторинга земель будет создана информационная база данных о состоянии земельного фонда, что позволило бы:

— обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений на землю,

— вскрывать закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений,

— разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера,

— осуществлять контроль за состоянием земель, их использованием и охраной на более высоком качественном уровне.

Однако, из-за недостаточного финансирования (на осуществление мероприятий по данной Программе в среднем в течение 3-х лет было выделено всего около 10% от требуемых ассигнований из федерального бюджета) и ряда других причин (несформулированность содержательной стороны мониторинга земель, отсутствие перечня обязательных параметров, фиксируемых на федеральном, региональном и локальном уровнях и т.д.) Госпрограмма была выполнена не полностью.

Наибольшие результаты были достигнуты в обеспечении земельных комитетов геодезическими приборами и оборудованием. За короткий срок были разработаны и поставлены в земельные комитеты более 2000 электронных тахеометров, более 200 комплектов спутниковой геодезической аппаратуры, большое количество мобильных автоматизированных комплексов МАК «Землемер», ЗИС, цветных картографических сканеров и т.п.

Очередной этап развития мониторинга земель связан с принятием 25 октября 2001 года нового Земельного кодекса Российской Федерации. Статья 67 данного Кодекса определяет:

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Фактическое содержание государственного мониторинга земель (ГМЗ) раскрывается во втором пункте данной статьи в виде следующих задач ГМЗ:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846 было утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определило, что:

Государственный мониторинг земель включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Таким образом, на современном этапе государственный мониторинг земель можно рассматривать как состоящий из двух основных компонент:

1) мониторинг использования земель, по результатам проведения которого устанавливается соответствие фактического использования целевому назначению и разрешённому использованию земельных участков, а также соблюдение установленных ограничений и обременений;

2) мониторинг состояния земель, по результатам проведения которого выявляются изменения состояния земель всех категорий, обусловленные воздействием природных и антропогенных негативных процессов:

— подтопления и затопления,

— зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем,

— загрязнения земель токсичными веществами,

— захламления промышленными и бытовыми отходами,

— вырубка и гари на землях лесного фонда,

— другие процессы и явления.

В целях получения информации о количественном и качественном состоянии земель в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» осуществляются:

— геодезические и картографические работы;

— почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

— оценка качества земель;

Результаты изучения состояния земель фиксируются в учетных формах (базах данных) ГМЗ, а происходящие изменения отслеживаются по мере получения информации.

Собираемая в ходе ГМЗ информация о состоянии и использовании земель различных категорий позволяет государству, как крупнейшему собственнику земли, эффективно выполнять функции государственного управления земельными ресурсами страны.

2. Цели и задачи государственного мониторинга земель

Стратегической целью государственного мониторинга земель является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения национальной безопасности страны.

Конкретизация указанной стратегической цели осуществляется с учетом следующего.

Государственный мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей среды, и, следовательно, основные цели и задачи государственного мониторинга земель должны соответствовать целям и задачам мониторинга окружающей среды.

Земли — это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом, на основе которого осуществляется хозяйственная и иная деятельность, и, наконец, являются недвижимым имуществом.

Мониторинг земель представляет собой систему, предназначенную для установления фактов и предупреждения появления условий для вредного влияния среды обитания на здоровье человека и снижения степени антропогенного воздействия на природу (земли).

Исходя из этого, следует, что основное назначение ГМЗ состоит в предупреждении наступающих изменений окружающей природной среды, которые могут причинить вред человеку, а в процессе осуществления ГМЗ должно быть обеспечено получение информации о фактическом использовании земель и их состоянии, в соответствии с установленной системой показателей, обеспечивающей возможность:

— контроля за использованием земель, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому загрязнению, оценки результатов дезактивации и рекультивации загрязненных земель и соблюдения особого режима их использования;

— адекватной оценки и предотвращения деградации, загрязнения и захламления земель, нарушения земель, воздействия хозяйственной и иной деятельности, негативно влияющей на земли;

— реализации целевого назначения и разрешенного использования земель;

— выявления земель потенциально пригодных для использования в качестве сельскохозяйственных угодий;

— определения эффективного использования земель и изменения состояния земель как производственного ресурса;

— объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земель, наносимых убытков, потерь и ущерба и т.д.

Своевременное выявление изменений критических уровней контролируемых показателей ГМЗ позволит принимать на определенных территориях экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, а если по тем или иным показателям не достигнут их критический уровень, но установлена тенденция к негативной их динамике, создается возможность заблаговременно информировать соответствующие органы власти, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер о предупреждении негативных процессов и воздействий на земли.

В ст.67 Земельного кодекса РФ приведены следующие задачи государственного мониторинга земель:

1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.

2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Конкретизация данных укрупненных задач применительно к указанным выше целям осуществления ГМЗ позволяет выделить следующие задачи.

1. Определение режима использования зараженных и загрязненных земель. Мониторинг соблюдения установленного режима использования земель. Мониторинг изменения состояния загрязненных земель.

2. Мониторинг использования земель и выявление с/х угодий, которые фактически выведены из земель с/х назначения или используются не по своему целевому назначению. Разработка прогнозов в целях установления влияния изменений в использовании и состоянии земель с/х назначения на продовольственную безопасность и экономическую безопасность России.

3. Выявление земель, подверженных: захламлению; дегумификации, эрозии и дефляции; опустыниванию; затоплению и подтоплению; засолению; закислению; зарастанию мелколесьем и кустарником; опасным экзогенным процессам; опасным техногенным процессам. Мониторинг соблюдения установленного режима использования земель. Мониторинг изменения состояния земель. Оценка происходящих изменений. Разработка прогнозов в целях влияния изменений в состоянии земель на экологическую безопасность России и влияния негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности на социальное и экономическое развитие страны и регионов. Выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий выявленных и наблюдаемых негативных процессов.

4. Формирование государственного информационного ресурса государственного мониторинга земель. Автоматизация информационных процессов /создание автоматизированных информационных систем и средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий/. Разработка регламентов придания информации ГМЗ легитимности и её предоставления по запросам потребителей. Создание единых картографических основ /в том числе цифровых/ для отображения и постоянного обновления информации об использовании и состоянии земель.

5. Регламентированное обеспечение информационных систем кадастра и земельного контроля легитимными данными о состоянии и использовании земель.

6. Обеспечение государственных и муниципальных органов власти, граждан, а также землеустройства данными о состоянии и использовании земель.

7. Обеспечение правового регулирования ГМЗ.

8. Обеспечение технического регулирования ГМЗ.

Реализация поставленных задач требует:

— организации наблюдений, получение достоверной и объективной информации об использовании и состоянии земель;

— системного анализа и оценки получаемой информации;

— программного и инженерно — технического обеспечения мониторинга на основе современных научных решений и эффективных электронно — вычислительных комплексов;

— межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга и выработке предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Содержание ГМЗ. Проблема мониторинга земель является постоянной заботой общества. Мониторинг земель необходимо рассматривать как важное дело, не имеющее определенных временных рамок, когда его можно начать и закончить.

В этой связи, определяя содержание ГМЗ, необходимо выделить следующие:

1) ГМЗ как система долговременных мероприятий должна предусматривать:

а) создание и совершенствование систем наблюдений, инвентаризацию информационного ресурса;

б) создание АС ГМЗ;

2) Ведение ГМЗ предполагает, что есть некоторый перечень показателей, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных, их дальнейшая обработка, хранение и анализ с использованием АС ГМЗ. При этом системы наблюдений ГМЗ принципиально не могут быть выстроены безотносительно к составу показателей ГМЗ. В целом наблюдения подразделяются на:

— наблюдения на полигонах;

— периодические наблюдения по установленной системе показателей, являющейся минимально достаточной для достижения целей, стоящих перед ГМЗ.

Сбор данных на полигонах осуществляется с использованием расширенной системы показателей, которая учитывает природно-климатические особенности региона, особенности наблюдаемых на полигоне негативных процессов, комплексность полигона (использование полигона для сбора данных системами наблюдений других министерств и ведомств), необходимость внедрения новой техники и технологий и т.д. Работы на полигонах направлены на выявление комплексных причин возникновения негативных явлений, отработки технологий сбора информации и выработки предложений по применению опыта, полученного на полигонах в практической деятельности, как при осуществлении ГМЗ, так и при осуществлении землепользования в целях улучшения состояния земель. Системный анализ и комплексный подход позволит на основе научно обоснованных заключений своевременно выявлять и принимать меры по ликвидации негативных процессов на землях.

В ходе проведения периодических наблюдений осуществляется выявление изменений в использовании и состоянии земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. При этом:

а) на основании имеющегося картографического материала (топографические, географические и специальные карты; материалы аэрофото-, космофото- и специальной съемки; материалы почвенных, геоботанических и специальных обследований и т.д.) природно-климатических условий, уровня экономического развития региона, экологической обстановки, особых техногенных и прочих факторов устанавливаются:

— периодичность проведения наблюдений;

— технологии сбора, обработки и анализа данных;

б) выявляется фактический режим использования земель, площади земель фактически исключенных из хозяйственного использования, а также исполнение ранее принятых решений о проведении дезактивации и рекультивации земель;

в) все технологи наблюдений, съемок, обработки и анализа материалов отрабатываются на полигонах. Проведение периодических съемок и наблюдений предусматривает проведение плановых работ в установленные сроки с минимизацией затрат. Основное назначение всех съемок состоит в выявлении площади изменений, которые произошли в использовании и состоянии земель, по отношению к предыдущему туру наблюдений.

3) ГМЗ не объединяет, не поглощает и не заменяет работ по мониторингу, проводимых в рамках наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе в составе мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мониторинга мелиорированных земель, являющихся составной частью государственного мониторинга земель, а также государственного мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга).

Для каждого из указанных мониторингов законодательством Российской Федерации определяются соответствующие цели, задачи, устанавливается свой Порядок ведения. На этой основе формируются перечни необходимых показателей, технологии работ, разрабатываются методики и т.д.

4) Осуществление ГМЗ предполагает соответствующее научное обеспечение, предусматривающее комплексное решение научно — исследовательских, технологических и опытно — конструкторских задач с учетом того, что анализ состояния земель, построение прогнозов и выработка рекомендаций по предотвращению и устранению последствий влияния негативных процессов тесно связана с проведением агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных мероприятий, мониторинга агрохимического, санитарно — токсикологического, радиационного состояния почв, а также мониторинга орошаемых и осушенных земель, выявления наиболее эффективных методов и способов воздействия на все факторы, влияющие состояние земель.

5) Составной частью ГМЗ является информационное обеспечение органов государственной власти, муниципальных образований, государственного земельного кадастра, государственного контроля за состоянием и использованием земель, а также физических и юридических лиц. Это в свою очередь накладывает соответствующие требования к составу работ, которые должны осуществляться в ходе ГМЗ. В этой связи можно сказать, что содержание ГМЗ определяется не только сбором, анализом и интерпретацией данных о состоянии и использовании земель, но и приданием легитимности информации ГМЗ, созданием:

— справочно — информационных материалов (бюллетени, перечни, справочники, информационные листки и т.д.);

— информационно — аналитическая продукции (доклады о состоянии и тенденции развития, научные публикации, аналитические обзоры, справки, каталоги, фактографическая информация и т.д.);

— баз данных — документальных (библиографические, реферативные, полнотекстовые), фактографических и т.д.;

— информационно — консультационной службы в составе федерального и региональных центров, объединенных единым коммуникационным пространством,

— а также организацией и проведением выставок, семинаров и других мероприятий, необходимых для рекламы и пропаганды актуальной информации, передачи в доходчивой и простой форме своевременной информации о состоянии и использовании земель.

6)В составе АС ГМЗ выделяется информационная система ИС ГМЗ представляет собой государственный свод системно-организованных данных о состоянии и использовании земель в границах административной территории (субъект Российской Федерации, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны земель, использования земли, как природного ресурса, и обеспечения продовольственной и экологической безопасности.

Информационный ресурс в ИС ГМЗ образуется из следующих легитимных документов ГМЗ:

— документы, содержащие обработанные данные первичных наблюдений и определения интегральных показателей,

— информационно — аналитические документы, содержащие результаты анализов, экспертных оценок, прогнозов и рекомендаций, аналитические обзоры и т.д.;

— документов, содержащих метаданные о состоянии окружающей природной среды;

— тематические карты ГМЗ.

Автоматизированная информационная система ИС ГМЗ ориентирована на решение информационно-поисковых и запросных задач лицами, принимающими решения, в области:

— обеспечения управленческих решений в сфере управления земельными ресурсами;

— проведения функционального зонирования территории для установления обоснованных режимов и регламентации использования земель;

— организации и реорганизации размещения производительных сил;

— реализация инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

— изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

— ресурсосбережения, рационального использования земельных ресурсов и охраны окружающей среды;

— обеспечения санитарной и экологической безопасности;

— приватизации земельных участков.

Совокупный социально-экономический эффект от осуществления ГМЗ достигается за счет оптимизации условий использования земель, улучшения состояния земель и решения на этой основе задач экономической, продовольственной и экологической безопасности.

Прямой экономический эффект от реализации мероприятий ГМЗ состоит в пополнении государственного бюджета за счет средств, поступающих от рационального использования земель; повышения качества работ по землеустройству; информационного обеспечения данными о состоянии земель государственной кадастровой оценки земель.

Выполнение мероприятий ГМЗ обеспечит повышение плодородия почв, динамический прирост сельскохозяйственной продукции и создание новых рабочих мест.

Единство государственного мониторинга земель, государственного земельного кадастра и землеустройства. Единство государственного мониторинга земель, государственного земельного кадастра и землеустройства обусловлено единством их целей, направленных на создание условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

На рисунке представлена схема землеустроительных работ, на которой отмечена их взаимосвязь с работами по мониторингу земель и земельному кадастру на уровне информационного взаимодействия.

Рисунок – Информационное взаимодействие землеустройства, государственного
мониторинга земель и государственного земельного кадастра

Конспекты юриста

Государственный мониторинг земель

ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель .

Государственный мониторинг земель — часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Объект государственного мониторинга земель — все земли в РФ.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

Задачи государственного мониторинга земель:

  • — своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
  • — обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
  • — обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
  • — обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения».

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

1. Мониторинг использования земель . Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Показатели мониторинга использования земель:

  • — общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
  • — общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • — площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • — площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
  • — площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
  • — площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — площадь застроенных земель в разрезе категорий;
  • — общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
  • — иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Количественные показатели мониторинга состояния земель:

  • — общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
  • — общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • — общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
  • — общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
  • — количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
  • — общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
  • — количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

  • — площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
  • — площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
  • — площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • — площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • — площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

  • — дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • — сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • — наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • — сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
  • — землеустроительной документации;
  • — материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • — сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
  • — данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
  • — результатов обновления картографической основы;
  • — данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.