Минимальный размер оплаты труда трудовой кодекс

Рубрики Наша практика

Работа и Оплата Труда

Минимальный размер оплаты труда

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже федерального минимального размера оплаты труда. В России минимальная оплата труда устанавливается на двух уровнях: федеральном и региональном. Федеральный минимальный размер оплаты труда определяется законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Размер минимальной заработной платы в регионах устанавливается трехсторонними соглашениями между объединениями профсоюзов, работодателей и органами государственной власти субъектов федерации (например, Соглашение от 31 октября 2015 г. о минимальной заработной плате в Московской области).

Минимальный размер оплаты труда в России рассчитывается на месячной основе. МРОТ рассчитывается для работы в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или почасовой) нормы труда. Премии и другие дополнительные выплаты, в том числе за сверхурочную работу, работу во вредных и опасных условиях труда, в особых географических условиях, а также выплаты к юбилеям, в связи с изобретениями и предложениями по рационализации, финансовая помощь не включены в МРОТ. С 1 мая 2018 года МРОТ был увеличен до прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал 2017 года. С 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ будет устанавливаться в размере величины федерального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года.

Установление заработной платы ниже МРОТ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей. За выплату заработной платы более двух месяцев ниже МРОТ из заинтересованности руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность: штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Работник вправе обратиться в инспекцию труда либо в течение одного года со дня установленного срока выплаты зарплаты в суд за восстановлением своих нарушенных прав.

Источники: ст. 37 Конституции; ст. 129, 133-133.1, 392 Трудового кодекса; Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; Соглашение от 31.10.2015 о минимальной заработной плате в Московской области; ст. 145.1 Уголовного кодекса; ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях

Для получения более подробной информации о ставках МРОТ, пожалуйста, обратитесь к странице о МРОТ

Заработная плата

Заработная плата – это фиксированное вознаграждение за труд (в месяц) в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включающая в себя компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также стимулирующие выплаты. Выплата заработной платы регулируется Трудовым кодексом.

В соответствии с Трудовым кодексом, заработная плата выплачивается не реже двух раз в месяц (каждые две недели) в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Заработная плата может быть выплачена наличными в месте работы либо переведена на банковский счет, указанный работником. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, а не третьим лицам. Заработная плата должна быть выплачена в денежной форме и национальной валюте, т. е. в рублях. Трудовым или коллективным договором может быть предусмотрена выплата заработной платы в натуральной форме, но не более 20 процентов от месячного вознаграждения работника.

Задержка выплаты заработной платы является административным правонарушением (может повлечь и уголовную ответственность), и на работодателя инспекцией труда может быть наложен штраф. Согласно Трудовому кодексу, в случае задолженности по оплате работодатель также должен выплатить компенсацию (не ниже одной сто пятидесятой (0,0067) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки). Компенсация выплачивается со следующего дня после срока выплаты до дня окончательного расчета включительно.

Если выплата заработной платы работнику задерживается более чем на 15 дней, он вправе приостановить работу, уведомив об этом работодателя, до получения вознаграждения за труд. Если работодатель сообщает, что готов выплатить просроченную сумму, то работник должен приступить к выполнению трудовых обязанностей. Право на приостановление работы не распространяется на военнослужащих, пожарных, государственных служащих, а также сотрудников аварийно-спасательных служб и организаций обеспечения жизнедеятельности населения (энергетика, водоснабжение и коммуникации).

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В обязанности работодателя входит удержание подоходного налога из заработной платы работника и перечисление этой суммы в налоговые органы. Также работодатель вправе производить вычеты из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией. Это возможно в следующих случаях:

  • возмещения неотработанного аванса;
  • погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
  • возврат сумм, излишне выплаченных работнику (из-за счетной ошибки или неправомерными действиями, установленными судом);
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска (кроме случаев, когда увольнение обусловлено состоянием здоровья работника, сокращением, ликвидацией).

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% от нее, а при наличии нескольких исполнительных документов за работником должно быть сохранено 50% заработка. В особых случаях размер удержаний может возрасти до 70% заработной платы (исправительные работы, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, в том числе причиненного здоровью другого человека).

Трудовой кодекс предусматривает, что работники, занятые на тяжелых работах, работах во вредных, опасных и других специальных условиях труда, должны получать более высокую заработную плату, чем в нормальных условиях труда. Повышенный уровень оплаты труда (примерно на 4% выше обычной заработной платы) устанавливается коллективным договором, трудовым договором или работодателем с учетом мнения профсоюза или других представителей работников. Кроме того, некоторые населенные пункты в России относятся к местностям с особыми климатическими условиями. Труд в этих местностях оплачивается в повышенном размере. Минимальный размер надбавки устанавливается законодательством и варьируется в зависимости от района.

Источники: ст. 136-148 и 236 Трудового кодекса

Минимальный размер оплаты труда трудовой кодекс

43. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА

В условиях рыночной экономики формы, система и размер оплаты труда работников, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.

Вопросы оплаты труда регулируются с помощью коллективных и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). Государство отказалось от централизованного регулирования заработной платы. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет лишь общие условия оплаты труда рабочих и служащих. Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже устанавливаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда, а предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда.

Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ).

Минимальный месячный размер оплаты труда определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет три основные функции: – является государственной гарантией минимального размера оплаты труда;

– выполняет роль норматива при исчислении административных штрафов, налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– служит критерием для определения размера пособий и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с законодательством по социальной защите населения. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о минимальном размере оплаты труда законодательным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать в субъекте Федерации более высокий по сравнению с федеральным МРОТ. Воспользоваться этим правом могут те субъекты РФ, которые не получают дотации из федерального бюджета.

Минимальный размер оплаты труда вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями за счет собственных средств.

Региональный минимальный размер оплаты труда используется только для установления оплаты труда и не действует в отношении пособий по временной нетрудоспособности. Он обязателен для всех работодателей, которые ведут свою деятельность в этом субъекте РФ.

Минимальный размер оплаты труда трудовой кодекс

УСТАНОВЛЕНИЕ РАЗМЕРА МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом, а в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ субъекты Российской Федерации вправе устанавливать на своей территории региональный МРОТ и в более высоком размере. Подробнее об этом — читайте далее.

Вопросам оплаты и нормирования труда посвящен раздел VI Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), который довольно подробно регулирует эти отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ под оплатой труда работника (заработной платой) понимаются:
— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
— компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
— стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Трудовой кодекс

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации: тезисы о проблемах

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Автор анализирует соответствующее федеральное и региональное законодательство, и сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства в этой области.

ABSTRACT

The article is devoted install the minimum wage of the Russian Federation. The author analyzes the federal and regional legislation, and concludes on the need to improve legislation in this area.

В законодательстве отсутствует определение минимального размера оплаты труда. Из анализа законодательства можно сделать вывод, что минимальный размер оплаты труда – это установленный минимум оплаты труда в месяц, который работодатель должен платить своему работнику.

Согласно Федеральному закону РФ «О минимальном размере оплаты труда» [11] минимальный размер оплаты труда устанавливается для регулирования оплаты труда и определения размеров некоторых пособий, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Согласно проекту Федерального закона РФ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» быть повышен до 7606 рублей [6].

Законодатель идет по пути поэтапного повышения минимального размера оплаты труда с целью уравнять его размер с размером прожиточного минимума.

Таблица 1.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда

Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)

Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 июля 2016 г .

ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ

с 1 января 2016 г .

ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ

с 1 января 2015 г .

ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ

с 1 января 2014 г .

ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ

с 1 января 2013 г .

ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г .

ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Надо иметь ввиду, что с минимальным размером оплаты труда надо сопоставлять не тарифную ставку или оклад, а всю сумму заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ [10] в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а в соответствии с ч.4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Из этого следует, что законодатель употребляет термины «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата» как синонимы, включая в него согласно ст. 129 ТК РФ не только вознаграждение за труд, но и компенсационные и стимулирующие выплаты.

Из этого следует, что на территории РФ не может быть единого минимального размера оплаты труда для всех субъектов РФ, поскольку в некоторых из них есть выплаты компенсационного характера, например, связанные с особыми климатическими условиями, и в связи с этим было бы не справедливо устанавливать в них такой же минимальный размер оплаты труда, как и в других субъектах, не имеющих таких компенсационных выплат.

Конвенция МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» [4] также употребляет термин «минимальная заработная плата», указывая, что при ее установлении необходимо учитывать потребности работников и их семей, а также стоимость жизни.

В Хабаровском крае в нормативных правовых актах в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ используют понятие «минимальная заработная плата».

В соответствии п. 3.1.6 Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2014 – 2016 годы [8] стороны стремятся к поэтапному повышению минимальной заработной платы:

  • в 2014 году – не ниже 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения края;
  • в 2015 году – не ниже 90 % прожиточного минимума трудоспособного населения края;
  • в 2016 году – не ниже 100 % прожиточного минимума трудоспособного населения края.

В соответствии с соглашениями о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края с 01 апреля 2013 г . минимальная заработная плата в Хабаровском крае устанавливается в размере 8 142 рубля, что составляло 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал 2012 года, с 01 сентября 2014 г. минимальная заработная плата в Хабаровском крае в размере 9 485 рублей, что составляет 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2014 года, с 01 апреля 2016 г . минимальная заработная плата в Хабаровском крае дифференцирована по районам в следующих размерах:

В районах Крайнего Севера:

а) в Охотском районе – 15 510 рублей;

б) в Аяно-Майском районе – 14 269 рублей.

В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 12 408 рублей.

В южных районах Дальнего Востока – 11 414 рублей [9].

Таким образом, в Хабаровском крае размер минимальной заработной платы пытаются привязать к прожиточному минимуму.

Таблица 2.

Размер номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений социальной сферы

наименование
отрасли

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2015 год
в процентах к

2009 году

2014 году

Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений края (по данным мониторинга) к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в экономике края (по данным Хабаровскстата) за 2015 год составило 85,8 % [1].

К сожалению, в крае часто не выполняется соглашение о минимальной заработной плате.

Согласно докладу о результатах и основных направлениях деятельности комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края в 2012 году и на период 2013 – 2016 годов в течение 2012 года комитетом проводился ежеквартальный мониторинг выполнения Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, заключенного между Правительством Хабаровского края, Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» 29 сентября 2011 г . (далее – Соглашение). Обобщалась информация о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже размера, установленного Соглашением, поступившая от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления края, а также при проведении уведомительной регистрации коллективных договоров организаций.

Всего за январь – сентябрь 2012 г . в результате проводимой работы выявлено 69 работодателей, не выполняющих Соглашение (в Вяземском, имени Лазо, Николаевском, Советско-Гаванском, Солнечном, Ульчском и Хабаровском муниципальных районах края). В основном это организации с численностью работников до 20 человек, занимающиеся торговлей и оказанием услуг населению.

Совместно с министерством социальной защиты населения края введена в практику новая (электронная) форма выявления работодателей, выплачивающих заработную плату ниже размера, установленного Соглашением, – на основании справок о заработной плате, предоставляемых гражданами для получений субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. С ее применением в IV квартале 2012 г . установлено 123 недобросовестных работодателя [2].

Для осуществления государственного надзора за соблюдением работодателями края трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, информация о выявленных нарушениях ежеквартально направляется в прокуратуру края.

Согласно докладу о результатах и основных направлениях деятельности комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края в 2013 году и на период 2014 – 2016 годов в результате проведенной работы в 2013 году выявлен 241 работодатель, выплачивающий заработную плату ниже размера, установленного Соглашением (в том числе 83 – по данным органов местного самоуправления, 158 – по данным министерства социальной защиты населения края). В основном, это небольшие организации (общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели с численностью работающих до 20 человек), занимающиеся торговлей и оказанием услуг [3].

Если сравнивать размер минимальной заработной платы в других регионах, то он не всегда соотносится с прожиточным минимумом и компенсационными выплатами. В качестве примера можно привести Тульскую область, где отсутствуют северные и дальневосточные надбавки, а также прожиточный минимум существенно ниже чем в Хабаровском крае, минимальная заработная плата выше чем в Хабаровском крае и составляет с 01.08.2016 г. – 13000 рублей.[7], аналогичная ситуация и в Кемеровской области – 13617 рублей [5].

Таким образом, практика идет по пути постепенной привязки минимальной заработной платы в регионах к прожиточному минимуму в данных регионах. Причем используется месячная заработная плата в привязке к месячному прожиточному уровню. Такое положение связано с практикой советских времен, когда заработная плата выплачивалась один раз в месяц. Причем ч.3 ст. 133.1 ТК РФ обязывает выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Такое положение игнорирует оплату труда работников с неполным рабочим временем и работников-почасовиков.

В развитых зарубежных странах давно отказались от установления минимальной месячной заработной платы, вместо этого там используют термин «минимальный часовой тариф», в который не включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В качестве предложения по совершенствованию трудового законодательства необходимо:

1. закрепить в ст. 129 ТК РФ определение минимального размера оплаты труда и минимального часового тарифа:

«Минимальный размер оплаты труда — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Минимальный часовой тариф – устанавливаемый федеральным законом размер часовой заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального часового тарифа не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».

2. Дополнить ст. 133 ТК РФ частью 4 следующего содержания: «часовая заработная плата работника, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального часового тарифа».

3. Внести дополнения в ст. 133.1 ТК РФ:

В ч. 1,2,4,5,6,7,8,9,10 после слов «минимальной заработной плате» добавить слова «и минимальном часовом тарифе».

Дополнить статью 133.1 частью 11 следующего содержания: «размер минимальной часовой заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального часового тарифа, установленного федеральным законом.

4. Ввести в Федеральный закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» ст. 1.1, в которой установить размер минимального часового тарифа.

5. Ввести в КоАП РФ статью 5.27.1, устанавливающую административную ответственность за выплату заработной платы ниже минимальной заработной платы и (или) ниже минимального часового тарифа.

Внесение вышеуказанных изменений в законодательство приведет к повышению социального уровня работников, имеющих компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а также работников с почасовой оплатой труда.