Ликвидация предприятия выплаты при увольнении

Рубрики Наша практика

Выходное пособие

Выплата выходного пособия при увольнении работников на основаниях, определенных КЗоТ, предусмотрена ст. 44 этого Кодекса, а также коллективными договорами (соглашениями). Выясним, в каких случаях и в каком размере оно выплачивается, как рассчитывается.

Размер выходного пособия зависит от основания увольнения работника (табл.).

Размер выходного пособия

Основание прекращения трудового договора

Не менее среднего месячного заработка

В случае отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 36 КЗоТ)

По инициативе работодателя в случаях:

изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 40 КЗоТ);

выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния его здоровья, препятствующих продолжению такой работы, а также в случае отказа в предоставлении допуска к государственной тайне или отмены такого допуска, если выполнение возложенных на работника обязанностей требует доступа к государственной тайне (п. 2 ст. 40 КЗоТ);

восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 6 ст. 40 КЗоТ)

Две минимальные заработные платы

В случае призыва или поступления работника или владельца – физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме случаев, когда за работником сохраняются место работы, должность в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 119 КЗоТ (п. 3 ст. 36 этого Кодекса)

В размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного среднего заработка

По инициативе работника , вследствие нарушения работодателем законодательства о труде , коллективного или трудового договора ( статьи 38 и 39 КЗоТ)

Расчет выходного пособия

Расчет выходного пособия осуществляется в соответствии с Порядком № 100 исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих увольнению.

Работнику, проработавшему на предприятии, в учреждении, организации менее двух календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.

В случае если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, то средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы. Если и в течение этих месяцев работник не отработал ни одного рабочего дня, средняя заработная плата исчисляется исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

Время, в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялась заработная плата или сохранялась частично, исключается из расчетного периода. К такому времени относятся периоды, когда:

  • работник по независящим от него причинам работал в режиме неполной рабочей недели (например, приказом по предприятию работник переведен на работу на условиях неполной рабочей недели в связи с невозможностью обеспечить работой в течение нормальной продолжительности рабочей недели);
  • был оформлен простой не по вине работника;
  • работнику предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы в соответствии со статьями 25 и 26 Закона об отпусках и т.д.

Начисление выходного пособия осуществляется исходя из размера среднедневной заработной платы путем умножения среднедневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней.

Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.

Отметим, что премии включаются в заработную плату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости.

Все выплаты включаются в расчет средней заработной платы в том размере, в котором они начислены, без исключения сумм отчисления на налоги, взыскание алиментов и т.д., за исключением отчислений из заработной платы лиц, осужденных по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы.

При исчислении средней заработной платы за последние два месяца кроме перечисленных выше выплат также не учитываются выплаты за время, в течение которого сохраняется средняя заработная плата работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпусков, командировки и т.д.) и помощь в связи с временной нетрудоспособностью.

Ответственность в случае невыплаты

Выходное пособие является минимальной государственной гарантией в оплате труда. В случае ее невыплаты или выплаты в меньшем размере ст. 265 КЗоТ предусмотрена финансовая ответственность в размере десяти минимальных заработных плат по состоянию на дату выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого нарушено законодательство (с 01.01.2017 г. – 32 000 грн).

Кроме того, ст. 41 этого Кодекса установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 510 до 1 700 грн (в случае повторного совершения нарушения – от 1 700 до 5 100 грн).

Условный пример расчета выходного пособия

01.03.2017 г. работницу уволили в связи с сокращением штата. Заработная плата за январь 2017 г. – 5 700 грн (в том числе 800 грн – больничные за пять дней болезни), а за февраль 2017 г. – 5 600 грн. Как рассчитать выходное пособие работнице?

Для расчета выходного пособия учитывают выплаты за последние два календарных месяца перед увольнением. Следовательно, расчетным периодом является январь – февраль 2017 г.

Однако в расчетный период времени, в течение которого работник получал пособие по временной нетрудоспособности, не исключается.

Фактическое количество отработанных дней за расчетный период – 35 (20 – 5 + 20).

Среднедневная заработная плата работницы составляет 300 грн (5 700 – 800) + 5 600) : 35).

Поскольку сотрудницу уволили в связи с сокращением штата, размер выходного пособия будет составлять не менее среднемесячной заработной платы, а именно: 6 000 грн (300 × (20 + 20) : 2).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция – Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР. КЗоТ – Кодекс законов о труде от 10.12.71 г. Закон об отпусках – Закон Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках». Порядок № 100 – Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100. Решение № 10 – решение Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 «По делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений ст. 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, п. 3 раздела III Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и 101 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений ст. 67 раздела I, пунктов 1 – 4, 6 – 22, 24 – 100 раздела II Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины)»

Ликвидации предприятия: как провести процедуру увольнения работников?

Ликвидация — это прекращение деятельности предприятия, при котором нет правопреемника, то есть лица, к которому переходят права и обязанности ликвидируемого предприятия. Соответственно, трудовые договоры с работниками ликвидируемого предприятия будут расторгнуты. Как провести процедуру увольнения работников?

Порядок расторжения трудовых договоров

Сам факт ликвидации предприятия подразумевает, что предприятие уже работать не будет, а значит и не нуждается в трудовых ресурсах. Поэтому ликвидация является основанием для расторжения трудового договора с работником согласно п. 1 ст. 40 КЗоТ. Такое увольнение является расторжением трудового договора по инициативе владельца или уполномоченного им органа, что влечет за собой определенные последствия — необходимо соблюдать требования законодательства и предоставить работникам все гарантии, предусмотренные законом.

В случае полной ликвидации предприятия согласие профсоюза на увольнение работников не требуется (ч. 1 ст. 43 КЗоТ). О предстоящей ликвидации и увольнении работников необходимо ознакомить под расписку за два месяца до даты их увольнения (ст. 49-2 КЗоТ). Одновременно следует направить информацию о высвобождении работников и в центр занятости (форма 4-ПН, утвержденная приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 г. № 317).

Собственник ликвидируемого предприятия должен заблаговременно, но не позже трех месяцев со дня принятия решения о ликвидации, предоставить информацию о такой ликвидации профсоюзу согласно ст. 49-4 КЗоТ, включая информацию о причине увольнений, количестве и категориях работников, которых это будет касаться, а также о сроках увольнения. Одновременно ст. 43-1 КЗоТ дает право собственнику увольнять работников при ликвидации предприятия без согласования с профсоюзом.

Таким образом, получается, что собственник должен предупредить профсоюз об увольнении работников в связи с ликвидацией предприятия, но получение согласия профсоюза необязательно.

Статья 49-2 КЗоТ требует, чтобы о предстоящем увольнении каждый работник был персонально предупрежден не позже чем за два месяца до даты увольнения.

Полезный совет. Формально ст. 49-2 КЗоТ не требует производить такое предупреждение в письменной форме, но на практике это имеет смысл сделать, чтобы предупредить возможные споры с работниками по поводу самого факта предупреждения об увольнении или его содержания.

Работник может оспорить факт предупреждения, из-за чего трудно будет определить точку отсчета двухмесячного срока до даты увольнения. Поэтому такое предупреждение рекомендуется производить в письменной форме за подписью собственника предприятия или уполномоченного им органа и знакомить с ним работника также под подпись. Получение работниками такого предупреждения не означает, что они должны прекратить выполнять свои трудовые обязанности. Вплоть до даты увольнения работники должны выполнять эти обязанности и придерживаться правил внутреннего трудового распорядка, принятых на предприятии.

В процессе ликвидации КЗоТ не запрещает работникам увольняться и по другим основаниям, например по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ), по соглашению сторон, в связи с окончанием срока договора или в связи с призывом на военную службу (п. п. 1, 2, 3 ст. 36 КЗоТ).

Из документа. Владелец или уполномоченный им орган обязан в день увольнения выдать работнику должным образом оформленную трудовую книжку и копию приказа о его увольнении с работы (ст. 47 КЗоТ).

Уволенным работникам нужно выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка согласно ст. 44 КЗоТ. В ст. 116 КЗоТ предусмотрены сроки расчетов с работниками: ликвидируемое предприятие должно провести окончательные расчеты с работниками в день увольнения каждого из них, при этом каждый работник должен получить информацию о причитающихся ему суммах в письменной форме. Предприятие должно выплатить работнику все надлежащие к выплате суммы (начисленные суммы, в частности и сумму выходного пособия). Также следует в день увольнения выдать трудовую книжку и копию приказа об увольнении с работы.

Выплаты работникам при увольнении

При увольнении работников нужно начислить все выплаты, причитающиеся им на дату увольнения: заработную плату за отработанное время с начала текущего месяца (здесь подразумевается, что заработная плата на предприятии начисляется ежемесячно и выплачивается в установленные сроки) до даты увольнения, выплаты по листкам нетрудоспособности, предоставленным в бухгалтерию в течение последнего месяца, оплату дней отпусков за период до даты увольнения, а также компенсацию неиспользованных дней отпуска, накопленных на дату увольнения. Все эти выплаты начисляются и облагаются НДФЛ, военным сбором и ЕСВ на общих основаниях как заработная плата.

При увольнении работников в связи с ликвидацией работникам необходимо выплатить выходное пособие. Размер выходного пособия при ликвидации предприятия не должен быть меньше одного среднего месячного заработка в соответствии со ст. 44 КЗоТ.

Как правило, предприятия ориентируются именно на этот размер, однако они могут выплачивать выходного пособие и в большем размере.

Обратите внимание! Если увеличенный размер выходного пособия будет закреплен в коллективном договоре предприятия или в трудовых договорах с каждым работником в отдельности, то сумму выходного пособия сверх среднего месячного заработка можно будет отнести в состав налоговых расходов согласно п. 142.1 НКУ. В противном случае, в состав налоговых расходов можно будет отнести выходное пособие в размере не больше одного среднего месячного заработка.

Средний месячный заработок рассчитывается согласно Порядку № 100 (пп. «є» п. 1 Порядка № 100). Для расчета суммы выходного пособия берется заработок за последние два месяца перед увольнением (абз. 3 п. 2 Порядка № 100).

Удержания с выходного пособия

НДФЛ с суммы выходного пособия удерживается на основании пп. 164.2.20 НКУ, как с суммы прочих доходов. Выходное пособие согласно п. 3.8 Инструкции № 5 не входит в состав фонда оплаты труда, поэтому под действие пп. 164.2.1 НКУ оно не подпадает.

На выходное пособие не начисляется и из него не удерживается ЕСВ согласно п. 4 р. І Постановления № 1170.

Поскольку выходное пособие не является доходом в виде заработной платы, оно не должно облагаться военным сбором. Однако ГФСУ в разъяснении от 18.09.2014 г. придерживается иного мнения и аргументирует его тем, что выходное пособие является обязательной выплатой, которая производится в связи с прекращением трудового договора на основании ст. 44 КЗоТ.

Обратите внимание: новостная лента «Дебет-Кредит» содержит не только редакционные материалы, но также статьи сторонних авторов, разъяснения сотрудников фискальной службы и т.п.

Данные материалы отражают исключительно точку зрения их авторов и могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Ликвидация предприятия: увольнение работников

Статті за темою

Какие действия кадровой службы в случае ликвидации предприятия? Каким образом увольнять работников, в отношении которых установлен запрет на увольнение или отсутствующих по невыясненным причинам (например, выехали за границу)? Как определять дату увольнения, если процесс ликвидации может растянуться на год или даже больше?

Организация как живой организм имеет определенный жизненный цикл: создается, функционирует и ликвидируется (реорганизуется). Это, по сути, является нормальным процессом рыночной экономики, поскольку нередко вместо ликвидированных организаций создаются новые, способные более эффективно выживать в условиях непрогнозируемой экономики.

При ликвидации организаций происходят процессы, урегулированы одновременно Хозяйственным кодексом Украины, что гарантирует обеспечение свободы предпринимательской деятельности, Кодексом законов о труде Украины (КЗоТ), направленным на усиленную защиту интересов работников, и, в частности, на защиту от необоснованного увольнения.

Конечно, устаревший механизм защиты интересов работников добавляет работодателю значительных хлопот.

Увольнение при полной ликвидации организации

Трудовые отношения работников всех организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору у физического лица, урегулирован КЗоТ.

Читайте также: Основания прекращения трудового договора

Пунктом 1 статьи 40 КЗоТ определено, что трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом (далее — работодатель), в частности, в случае изменений в организации производства и труда, в т. ч. ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования организации.

Решая вопрос об увольнении работников в связи с ликвидацией организации, работодателю, прежде всего, следует разграничить понятия ликвидации и реорганизации.

Статья 104 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) определяет, что юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. В контексте увольнения не имеет значения, как происходит ликвидация: по решению учредителей или по решению суда.

Под реорганизацией понимают прекращение юридического лица с переходом всех прав и обязанностей к другому юридическому лицу (правопреемнику) в порядке общего правопреемства. При этом, под действием части четвертой статьи 36 КЗоТ в случае реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации действие трудового договора работника продолжается.

Под ликвидацией понимают способ прекращения субъекта хозяйствования, при котором прекращаются все его права, а обязательства должны быть выполнены полностью в пределах ликвидационной процедуры за счет активов организации. Остатки активов, при наличии, распределяются между участниками юридического лица, если иное не установлено учредительными документами (ст. 111 ГКУ).

Вообще, процедура увольнения работников в связи с сокращением численности или штата и в случае ликвидации организации почти ничем не отличаются.

Нередко, принимая решение о ликвидации организации, владелец одновременно предусматривает переход имущества, прав и обязанностей к правопреемникам. С целью защиты работников от увольнения во время такой «ложной» ликвидации, законодатель ввел в КЗоТ термин «полная ликвидация».

Категории работников, которых работодатель может уволить по собственной инициативе только в случае полной ликвидации организации

№ п/п

Категории работников, которых работодатель может уволить по собственной инициативе только в случае полной ликвидации организации

Норма закона

Работники в период временной нетрудоспособности, а также в период пребывания в отпуске

Работники, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения, по которым на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок в организации, в которой они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности

ч. 3 ст. 119 КЗоТ

Работники, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, но не более чем на срок заключенного контракта, и за которыми сохраняется место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок в организации, в которой они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности

ч. 4 ст. 119 КЗоТ

Беременные и женщины, имеющие детей в возрасте трех (шести — ч. 6 ст. 179 КЗоТ) лет, одинокие матери при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, а также одинокие отцы, опекуны (попечители) и приемные родители при аналогичных обстоятельствах*

ст. 184 КЗоТ , ст. 186-1 КЗоТ

Трудоспособная молодежь — граждане Украины возрастом от 15 до 28 лет после окончания или прекращения учебы в общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, завершения профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы, которым предоставляется первое рабочее место на срок не менее двух лет

абз. 1 ст. 197 КЗоТ

Молодые специалисты — выпускники государственных учебных заведений, потребность в которых ранее была заявлена организациями, которым предоставляется работа по специальности на период не менее трех лет

абз. 2 ст. 197 КЗоТ

Работники моложе 18 лет*

Работники, которые избирались в состав профсоюзных органов организации в течение года после окончания срока, на который избирался этот состав. Такая гарантия не предоставляется работникам в случае досрочного прекращения полномочий в этих органах в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей или по собственному желанию, за исключением случаев, если это связано с состоянием здоровья

ч. 4 ст. 252 КЗоТ

* Указанные лица могут быть уволены только с обязательным трудоустройством.

Как выполнить обязанность по трудоустройству отдельных категорий увольняемых работников

К сожалению, законодательство не содержит правового механизма реализации работодателем обязанности по трудоустройству отдельных категорий работников при ликвидации организации. Следовательно, оно не станет проблемой разве что при наличии соответствующих вакансий в другой организации владельца.

Согласно статьям 105, частью пятой статьи 111 ГКУ ликвидационной комиссии (ликвидатора) с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в т. ч. увольнение работников юридического лица, которое прекращается.

Так, ликвидационная комиссия в части содействия трудоустройству работника обязана:

  • своевременно уведомить территориальный орган Государственной службы занятости о запланированном массовом высвобождении работников в связи с ликвидацией организации (абз. 3 п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI) отчетом по форме № 4-ПН «Информация о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 № 317;
  • обратиться за содействием для трудоустройства увольняемых работников к Государственной службы занятости Украины.

Вместе с тем согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.1992 № 9 (далее — Постановление № 9) не может быть признано, что владелец выполнил обязанность по трудоустройству, если работнику не была предоставлена в той же или в другой организации работа или предложена работа, от которой она отказалась по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья).

Итак, трудоустройства лиц, которых можно уволить в случае ликвидации организации с обязательным трудоустройством, является обязанностью ликвидационной комиссии, невыполнение которого влечет такие последствия:

  • если на момент вынесения судом решения процесс ликвидации предприятия не завершен, лицо восстанавливается на работе, а организация обязана выплатить ей среднюю заработную плату за время вынужденного прогула (с учетом полученного выходного пособия);
  • в случае, когда работник уволен без законного основания или с нарушением установленного порядка, но восстановление его на предыдущей работе невозможно вследствие ликвидации организации, орган, рассматривающий трудовой спор, обязывает ликвидационную комиссию или собственника (орган, уполномоченный управлять имуществом ликвидируемой организации, а в соответствующих случаях — правопреемника) выплатить работнику заработную плату за все время вынужденного прогула. Одновременно орган, который рассматривает трудовой спор, признает работника таким, который был уволен по пункту 1 статьи 40 КЗоТ (ст. 240-1 КЗоТ).

Идеально, если работника, в отношении которого законодательство допускает увольнение в случае полной ликвидации организации с обязательным трудоустройством, уволен в порядке перевода в другую организацию (п. 5 ст. 36 КЗоТ). Только в этом случае полностью будет соблюдена буква закона.

Впрочем, работодателю не всегда удается найти для таких работников работу в другой организации. Поэтому на практике чаще всего работодатель договаривается с работником об увольнении по другим основаниям КЗоТ, например, по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ).

Об увольнении работников, с которыми работодателю не удается установить связь, отметим, что работодатель должен сам принять компромиссное решение, несмотря на сроки ликвидации организации и административную и уголовную ответственность за нарушение трудового законодательства.

Определяем дату увольнения, сообщаем работников

Увольнение в связи с ликвидацией организации не требует согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 43, 43-1 КЗоТ). Хотя профсоюз необходимо сообщить об этом не позже как за три месяца до запланированных увольнений (ст. 49-4 КЗоТ, ст. 22 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.1999 № 1045-XIV).

Следовательно, дата увольнения избирается ликвидационной комиссией самостоятельно с учетом требований законодательства, сроков, установленных собственником организации, и фактических обстоятельств, затрудняющих своевременное высвобождение работников. Конечно, собственник заинтересован в уменьшении расходов, а соответственно — в скорейшем увольнении работников.

Об увольнении по пункту 1 статьи 40 КЗоТ работников следует сообщить не позднее, чем за два месяца. Оптимальный вариант — письменное уведомление под подпись с указанием даты ознакомления.

Работникам, которых увольняют в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 40 КЗоТ), выплачивается выходное пособие в размере не меньше среднемесячной заработной платы (ст. 44 КЗоТ).

Ликвидация предприятия выплаты при увольнении

Каким образом и в какой форме предупреждают работника о последующем высвобождении? С соблюдением каких сроков должен быть издан приказ об увольнении, ознакомлены с ним работники, оформлены и выданы трудовые книжки и проведен с работниками полный расчет? Кого можно уволить, но при этом обязательно трудоустроить?

Ликвидация предприятия как основание расторжения трудового договора

Одним из видов изменений в организации производства и труда, который в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ Украины может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, является ликвидация предприятия, учреждения организации (далее — предприятие).

Законодательство не дает определения, что является ликвидацией предприятия. Из содержания статьи 104 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) можно сделать вывод, что ликвидацией является такая форма прекращения юридического лица, при которой прекращаются все его права и обязанности без передачи их правопреемникам. Предприятие как юридическое лицо в соответствии со статьей 110 ГКУ ликвидируется:


    по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в частности, в связи с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, с которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;

по решению суда о ликвидации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;

  • по решению суда о ликвидации юридического лица в других случаях, установленных законом, — по иску соответствующего органа государственной власти.
  • Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 111 ГКУ.

    Отдельным видом ликвидации предприятия является его банкротство, под которым в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14 мая 1992 года № 2343-XII подразумевается признанная хозяйственным судом несостоятельность должника возобновить платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить установленные в порядке, определенном данным Законом, денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры.

    Для проведения ликвидационной процедуры орган, принимающий решение о ликвидации, в установленном законом порядке назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора). Функции ликвидационной комиссии может выполнять орган управления юридического лица. Председателем ликвидационной комиссии должен назначаться руководитель органа управления, а в случае отсутствия руководителя — лицо, которое согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр, имеет право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, если иное не установлено судебным решением (Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года № 755-IV).

    В соответствии с частью 5 статьи 111 ГКУ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение работников прекращаемого юридического лица. Т. е. решение всех вопросов, связанных с увольнением работников в связи с ликвидацией предприятия, возлагается на ликвидационную комиссию.

    На основании соответствующего решения о ликвидации предприятия ликвидационная комиссия разрабатывает план мероприятий по проведению ликвидационной процедуры. В этом плане указывают конкретные сроки их выполнения, исполнителей и ответственных должностных лиц за их выполнение. Такой план утверждается обычно приказом председателя ликвидационной комиссии.

    Вышеуказанным планом должны предусматриваться также мероприятия по увольнению работников. Выполнение этих мероприятий может возлагаться на кадровую службу предприятия.

    Поэтапные действия проведения увольнения

    1-й ЭТАП
    Предоставление информации первичной профсоюзной организации (если такая создана на предприятии) о запланированных увольнениях

    Статьей 22 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 года № 1045-XIV (далее — Закон № 1045) предусмотрено, что если работодатель планирует увольнение работников по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера или в связи с ликвидацией, реорганизацией, изменением формы собственности предприятия, он должен заблаговременно, не позднее чем за три месяца до намечаемых увольнений, предоставить первичным профсоюзным организациям (далее — профсоюз) информацию об этих мероприятиях (приложение 1), вместе с информацией о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнений, а также провести консультации с профсоюзами о мерах по предупреждению увольнений или сведению их количества до минимума или смягчению неблагоприятных последствий любых увольнений. Профсоюзы имеют право вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодателям, в их объединения о перенесении сроков, временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с высвобождением работников, которые являются обязательными для рассмотрения (ст. 49 4 КЗоТ).

    Обратить внимание. Законодательство предусматривает обязательным лишь рассмотрение работодателем внесенных профсоюзом предложений о перенесении сроков, временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с высвобождением работников. Т. е. работодатель вправе такие предложения отклонить, однако это может привести не только к конфликтной ситуации, но и к возникновению коллективного трудового спора.

    2-й ЭТАП
    Предупреждение работников об увольнении

    В соответствии с частью первой статьи 49 2 КЗоТ о последующем высвобождении работников персонально предупреждают не позднее чем за два месяца.

    Обратить внимание. При ликвидации предприятия вся численность работников сокращается на 100%, поскольку весь штат работников ликвидируется, а следовательно, об увольнении в связи с ликвидацией предприятия следует предупреждать всех работников предприятия.

    Пленум Верховного Суда Украины в постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9 (далее — Постановление № 9) отметил, что законодательство не предусматривает исключение из срока предупреждения работника о последующем увольнении (не менее чем за два месяца) времени пребывания его в отпуске или временной нетрудоспособности. При несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения, включив срок предупреждения, в течение которого он работал (абзац шестой п. 19).

    Законодательством не установлены ни форма, ни порядок предупреждения работников о последующем увольнении. На практике работодатели решают этот вопрос неодинаково. Например: одни — вручением работнику (под расписку с указанием даты вручения) письменного предупреждения об увольнении за подписью компетентного должностного лица (приложение 2), другие — предупреждают об увольнении в устной форме, но берут от работника письменную расписку (приложение 3) с указанием даты, что он не только предупрежден, но и ему разъяснены его права. Если работник отказывается ознакомиться с предупреждением под расписку, составляют акт за подписью от трех и более лиц, в котором указывают все обстоятельства отказа работника.

    Некоторые работодатели после издания (поступления от учредителя) нормативного акта (приказа, распоряжения, решения и т. д.) о ликвидации предприятия, что влечет увольнение, наряду с ознакомлением личного состава предприятия с данным нормативным актом, в письменном виде предупреждают всех работников об увольнении. По нашему мнению, это не будет противоречить законодательству, если при этом соблюдены требования, предусмотренные частью третьей статьи 22 Закона № 1045, а именно: предупреждение таким способом сделано не позднее чем за два месяца до увольнения и оно будет носить персональный характер.

    Не рекомендуется предупреждение о последующем высвобождении отправлять работнику по почте, даже заказным письмом, или передавать через других лиц, потому что оно не всегда может дойти до адресата. В подобных обстоятельствах, при возникновении спора, работодатель не всегда сможет доказать, что он выполнил это требование.

    В любом случае предупреждение должно быть доведено так, чтобы, при возникновении конфликтной ситуации, работодатель мог документально подтвердить не только факт предупреждения конкретного работника об увольнении, но и дату уведомления.

    Статьей 241 1 КЗоТ установлен порядок исчисления сроков возникновения и прекращения трудовых прав и обязанностей, предусмотренных этим Кодексом. Однако этой нормой не определено, с какого дня начинается ход этих сроков, и поэтому для определения этого дня следует руководствоваться статьей 253 ГКУ, которой предусмотрено, что ход срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Статьей 241 1 КЗоТ предусмотрено, что срок, исчисляемый месяцами, заканчивается в соответствующее число последнего месяца срока. Если конец срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, соответствующего числа не имеющий, то срок заканчивается в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на праздничный, выходной или нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший рабочий день.

    Обратить внимание. Отсчет двухмесячного срока начинается со следующего дня после предупреждения конкретного лица о его увольнении (ст. 253 ГКУ).

    Если работник после предупреждения об увольнении не желает отрабатывать два месяца, его можно уволить до окончания указанного срока. Для этого он должен подать заявление приблизительно следующего содержания: «Прошу вопрос моего увольнения решить без отработки двух месяцев в связи с…» (указывается уважительная причина, например, срочное трудоустройство на другое предприятие и т. д.). Это не будет нарушением законодательства о труде. Главная государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины в письме от 14 апреля 1999 года № 13-1272 разъясняет, что при наличии письменного, мотивированного согласия работника, его можно уволить с работы до окончания двухмесячного срока предупреждения как по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 40 КЗоТ, так и по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ), по переводу (п. 5 ст. 36 КЗоТ).

    3-й ЭТАП
    Уведомление Государственной службы занятости

    В соответствии с частью третьей статьи 49 2 КЗоТ и абзацем третьим пункта 4 части 3 статьи 50 Закона Украины «О занятости населения» от 5 июля 2012 года № 5067-VI (далее — Закон № 5067) в случае запланированного массового высвобождения работников предприятий любой формы собственности, вида деятельности и хозяйствования в связи с изменениями в организации производства и труда, в частности, ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием учреждений и организаций, сокращением численности или штата работников, работодатель одновременно с предупреждением работников о последующем высвобождении, т. е. за два месяца, подает в Государственную службу занятости (далее — ГСЗ) отчет о запланированном высвобождении работников. Форма отчетности № 4-ПН «Информация о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда» и порядок ее предоставления утверждены приказом Министерства социальной политики Украины от 31 мая 2013 года № 317. В случае непредоставления или нарушения работодателем установленного порядка предоставления этой отчетности взыскивается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы (в настоящее время это 4872 грн.), установленной на момент выявления нарушения (ч. 6 ст. 53 Закона № 5067).

    4-й ЭТАП
    Применение мер по поиску рабочих мест у других работодателей для трудоустройства работников, увольнение которых в связи с ликвидацией предприятия допускается лишь с последующим трудоустройством

    В соответствии с законодательством увольнение отдельных категорий работников в связи с ликвидацией предприятия допускается лишь с последующим трудоустройством. Это касается: беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — часть шестая ст. 179 КЗоТ), одиноких матерей с ребенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом (часть третья ст. 184 КЗоТ); отцов, воспитывающих детей без матери (в частности, в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также опекунов (попечителей), приемных родителей (ст. 186 1 КЗоТ); работников, которым не исполнилось 18 лет (ст. 198 КЗоТ). Особенности увольнения этих работников изложены ниже. Поиск рабочих мест может осуществляться путем обращения в ГСЗ или с использованием информации о наличии рабочих мест из других источников.

    5-й ЭТАП
    Издание приказа об увольнении и ознакомление с ним работников

    Увольнение с работы в связи с ликвидацией предприятия, равно как и увольнение по другим основаниям, оформляется изданием приказа или распоряжения (приложение 4).

    Законодательством не устанавливается день, в который должен быть издан приказ об увольнении. Обычно его издают в день увольнения, а можно и раньше. Главное, чтобы со дня предупреждения об увольнении до указанного в приказе дня увольнения прошло не менее двух месяцев, поскольку раньше уволить работника без его согласия нельзя.

    При увольнении в связи с ликвидацией предприятия, в зависимости от разнообразных факторов, например, очередность закрытия структурных подразделений юридического лица, заблаговременности уведомления работников об увольнении, наличие специфических категорий работников и т. д., можно издать один приказ об увольнении всех работников или нескольких таких приказах. Под изданием приказа подразумевается его подписание и регистрация. Приказ подписывает председатель ликвидационной комиссии или другое должностное лицо, уполномоченное на подписание таких приказов, впоследствии его регистрируют в журнале регистрации приказов по персоналу. Следовательно, с этим приказом знакомят работников под расписку, а копии этого приказа в соответствии с частью второй статьи 47 КЗоТ выдают работникам. О получении копии приказа работник должен расписаться на его оригинальном экземпляре, указав дату.

    Обратить внимание. При ликвидации предприятия подлежат увольнению все работники, в частности и в период временной нетрудоспособности, а также в период пребывания их в отпуске (часть четвертая ст. 40 КЗоТ). Предварительного согласия выборного органа профсоюза (профсоюзного представителя) для увольнения по этим основаниям не нужно (часть первая ст. 43 1 КЗоТ).

    6-й ЭТАП
    Надлежащее оформление трудовых книжек

    Надлежащее оформление трудовой книжки при увольнении означает внесение в нее на основании изданного приказа записи об увольнении с указанием основания и ссылки на соответствующую норму. В соответствии с пунктом 2.26 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной приказом Министерства труда, Министерства юстиции и Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 года № 58 (далее — Инструкция № 58) запись об увольнении в трудовой книжке работника осуществляется с соблюдением следующих правил: в графу 1 вносится порядковый номер записи; в графу 2 — дата увольнения; в графу 3 — причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, приказ (распоряжение), его дата и номер (приложение 5).

    В соответствии с разделом 4 «Выдача трудовой книжки при увольнении» Инструкции № 58 в случае увольнения работника все записи о работе и наградах, внесенных в трудовую книжку за время работы на этом предприятии, удостоверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченным им лицом и печатью предприятия или печатью отдела кадров. При этом для лиц трудоспособного возраста нужно указать время, продолжительность и место прохождения повышения квалификации работником за последние два года перед увольнением.

    О дате и причине увольнения (основании) делается запись в личной карточке работника (типовая форма № П-2, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства обороны Украины от 25 декабря 2009 года № 495/656). С этой записью работника знакомят под расписку с указанием даты.

    7-й ЭТАП
    Выдача работникам трудовых книжек и проведение с ними полного расчета

    В соответствии со статьей 47 КЗоТ работодатель обязан в день увольнения выдать работнику должным образом оформленную трудовую книжку и провести с ним расчет в сроки, указанные в статье 116 этого Кодекса.

    Обратить внимание. При задержке выдачи трудовой книжки по вине работодателя работнику платится средний заработок за все время вынужденного прогула. Днем увольнения в таком случае считается день выдачи трудовой книжки (п. 4.1 Инструкции № 58).

    Если работник отсутствует на работе в день увольнения, работодатель в этот день отправляет ему почтовое уведомление с указанием о получении трудовой книжки.

    Пересылать трудовую книжку по почте с доставкой по указанному адресу допускается лишь с письменного согласия работника.

    О получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке работника (типовая форма № П-2) и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в нее, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 27 октября 1995 года № 277.

    В соответствии со статьей 116 КЗоТ при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, осуществляется в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. О начисленных суммах, причитающихся работнику при увольнении, работодатель должен в письменном виде уведомлять работника перед выплатой указанных сумм.

    Если возник спор о размере сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель, по крайней мере, должен в указанный в этой статье срок выплатить неоспариваемую им сумму.

    В случае невыплаты по вине работодателя причитающихся уволенному работнику сумм в сроки, указанные в статье 116 КЗоТ, при отсутствии спора об их размере предприятие в соответствии со статьей 117 КЗоТ должно выплатить работнику его средний заработок за все время задержки до дня фактического расчета.

    В случае спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм работодатель должен оплатить указанное в этой статье возмещение тогда, если спор разрешен в пользу работника. Если спор разрешен в пользу работника частично, размер возмещения за время задержки определяет орган, который выносит решение по сути спора.

    Уволенным работникам в связи с ликвидацией предприятия выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка (ст. 44 КЗоТ).

    8-й ЭТАП
    Подготовка и передача кадровой документации в архивные учреждения

    Частью четвертой статьи 31 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 24 декабря 1993 года № 3814-XII предусмотрено, что в случае ликвидации или реорганизации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий документы, которые накопились за время их деятельности, передает ликвидационная комиссия (ликвидатор) правопреемникам в порядке, установленном Министерством юстиции Украины, с сохранением соответствующей формы собственности на указанные документы, а в случае отсутствия правопреемников — соответствующим государственным архивным учреждениям или другим местным архивным учреждениям.

    Порядок подготовки и передачи кадровой документации в архивные учреждения установлен приказом Министерства юстиции Украины «Об утверждении Перечня видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, которые не принадлежат к источникам формирования Национального архивного фонда» от 14 марта 2013 года № 430/5 и приказом Государственного комитета архивов Украины «Об утверждении Правил работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций» от 16 марта 2001 года № 16.

    Обратить внимание. Трудовые книжки и их дубликаты, не полученные работниками при увольнении в связи с ликвидацией предприятия и в дальнейшем не востребованные, должны быть переданы на хранение в архивное учреждение вместе с другой кадровой документацией.

    Особенности увольнения отдельных категорий работников в связи с ликвидацией предприятия

    В соответствии с законодательством увольнение отдельных категорий работников в связи с ликвидацией предприятия допускается лишь с последующим трудоустройством. Это касается: беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — часть шестая ст. 179 КЗоТ), одиноких матерей с ребенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом (часть третья ст. 184 КЗоТ); отцов, воспитывающих детей без матери (в частности, в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также опекунов (попечителей), приемных родителей (ст. 186 1 КЗоТ); работников, которым не исполнилось 18 лет (ст. 198 КЗоТ).

    На ликвидационную комиссию или другой орган, который проводит ликвидацию, возлагается обязанность подыскать рабочее место по специальности для трудоустройства указанных работников у других работодателей.

    Законодательством не урегулирован вопрос о механизме и сроках трудоустройства, а также правовых последствиях в случае невозможного трудоустройства при отсутствии работы по специальности или отказе работника. По мнению специалистов, формулировка «увольнение с обязательным трудоустройством» означает, что разрыв во времени между увольнением и трудоустройством здесь не допускается. Т. е. работника в установленном порядке определенного дня увольняют согласно пункту 1 статьи 40 КЗоТ с ликвидируемого предприятия, а на следующий день его должны принять на работу к другому работодателю. Если работник отказался от трудоустройства без уважительных причин, обязанность работодателя по его трудоустройству можно признать выполненным.

    Обратить внимание. Целесообразно, чтобы отказ работника от трудоустройства был изложен в письменной форме с указанием причин такого отказа.

    Если работодатель не в состоянии подыскать другую работу или работник отказывается от трудоустройства на другую работу по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья), работодатель может предложить ему увольнение по другим основаниям, например по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ).

    Если работодатель подыскал такому работнику работу на другом предприятии до окончания срока предупреждения и работник соглашается на такую работу, его должны уволить согласно пункту 5 статьи 36 КЗоТ, в связи с переводом с его согласия на другое предприятие.

    Стоит отметить, что невыполнение предприятием обязанности по трудоустройству указанных лиц при увольнении их в связи с ликвидацией предприятия может привести к возникновению трудового спора. Суд, решая этот спор, должен признать увольнение незаконным и вынести решение о восстановлении работника на работе и взыскании в его пользу средней заработной платы за время вынужденного прогула с учетом полученного им выходного пособия. А при нанесении работнику незаконным увольнением морального ущерба — то и о возмещении такого ущерба. Если на время вынесения судом решения процесс ликвидации предприятия еще не завершился, такое решение выполняется в полном объеме. Если же на день вынесения судом решения по данному трудовому спору предприятие уже будет ликвидировано, работника на работе не восстанавливают, однако в его пользу в соответствии со статьей 240 1 КЗоТ с органа, уполномоченного управлять имуществом ликвидированного предприятия, или с его собственника взыскивается средняя заработная плата за время вынужденного прогула.

    Пленум Верховного Суда Украины разъясняет, что при ликвидации предприятия правила пункта 1 статьи 40 КЗоТ могут применяться и тогда, если после прекращения его деятельности одновременно создается новое предприятие. В этих случаях работник не вправе требовать восстановления его на работе на вновь созданном предприятии, если его туда не перевели в установленном порядке (абзац третий п. 19 Постановления № 9).

    Обратить внимание. В случае незаконного увольнения работника при ликвидации предприятия можно привлечь за нарушение законодательства о труде к административной (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях ) или уголовной (ст. 172 Уголовного кодекса Украины) ответственности председателя ликвидационной комиссии, а при наличии соответствующих условий — и ее членов.

    Статья предоставлена нашему порталу
    редакцией журнала «Справочник кадровика»