Курсовая налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Рубрики Наша практика

Налоговые правонарушения и ответсвенность за их совершение

Главная > Реферат >Финансы

Глава 1. Общие вопросы налоговых правонарушений

1.1. Понятие налогового правонарушения


1.2. Причины возникновения налоговых правонарушений


1.3. Состав и признаки налогового правонарушения

Глава 2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения

2.1. Юридическая ответственность за совершение налогового правонарушения

2.2. Принципы установления и применения налоговых санкций

2.3. Ответственность налогоплательщиков

2.4. Ответственность иных обязанных лиц

Глава 3. Анализ выявления налоговых правонарушений на примере предприятия ООО «УралСиб»

3.1. Общая характеристика предприятия

3.2. Характеристика финансовых показателей деятельности предприятия

3.3. Анализ выявления налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Список использованной литературы

Быстрая смена событий в течение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политики государства, что в свою очередь привело к принятию огромного числа нормативно-правовых актов в этой сфере.

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.1992 г., на территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Любой гражданин является одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но, как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых платежей, считая, что это приводит к повышению благосостояния, а как потребитель требует улучшения социального уровня.

Своими противоправными действиями хозяйствующие субъекты наносят не только прямой ущерб государству в виде недополученных сумм в бюджет, но и косвенный ущерб, который заключается в том, что свои обязательства по содержанию социальной инфраструктуры они, как правило, стремятся возложить на бюджет.

Государство, в котором законодательные инициативы находят отклик и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимой эффективности налогового регулирования и, как следствие, в таком государстве создаются необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный результат, как в законотворческой работе, так и в работе самих налоговых органов, что в конечном итоге выразится в соблюдении налоговой дисциплины.

Проблема неуплаты налогов в нашей стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение требует дополнительного изучения.

Основным объектом моего исследования являются налоговые правонарушения, совершённые субъектами налоговых отношений.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности налоговых правонарушений, их виды и ответственность за их совершение.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

изучение понятий и значения налогового правонарушения;

рассмотрение причин возникновения налоговых правонарушений;

изучить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения;

анализ налоговых правонарушений и ответственность за их совершение на предприятии ООО «УралСиб».

Глава 1. Общие вопросы налоговых правонарушений

Понятие налогового правонарушения

Основным документом, регулирующим налоговую систему РФ и устанавливающим общие принципы её построения, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации – это систематизированный законодательный акт, в котором содержаться нормы налогового права.

До принятия Налогового Кодекса отсутствовало четкое, ясное налоговое законодательство, предупредительные процедуры, нечетко формулировался состав налоговых нарушений, что давало возможность налоговым органам трактовать налоговое законодательство в свою пользу. Способствовало этому отсутствие четкой и ясной процедуры доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы исполнительной власти. Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов предприятия-налогоплательщики сурово наказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия НК РФ задолженность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при подготовке и принятии Налогового Кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые правонарушения.

В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. В одних случаях меры ответственности устанавливаются в процентном отношении к сумме налоговых нарушений, а в других – в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в Налоговом Кодексе РФ стало то, что было дано четкое определение понятия налогового правонарушения.

Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена законодательная (НК РФ) ответственность.

Причины возникновения налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых правонарушений в России всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок, и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но есть и другие предприятия зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором – существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Можно встретить другую классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов:

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

Состав и признаки налогового правонарушения

Не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распаду системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.

В юридической науке выделяют следующие признаки правонарушений:

Налоговые правонарушения и ответственность за них

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Астраханский колледж строительства и экономики

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

по дисциплине «Налоговый контроль»

«Налоговые правонарушения и ответственность за них»

Выполнил студент группы БН-41

Астрахань, 2010 год

Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения

1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах

1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений

1.1.2 Налоговое правонарушение

1.2 Нарушение как основание к привлечению ответственности

1.2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения

1.2.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности

1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1.2.6 Налоговые санкции

Раздел II. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения

2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах

2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций

2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов

2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования

Выводы и предложения

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

НК в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).

Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения и ответственность за них», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.

1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;

2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;

3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4. Дать обзор практике применения финансовых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Объектом работы является рассмотрение ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет работы — налоговые правонарушения.

Для курсовой работы мною были использованы источники: Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, выводов и предложений и списка литературы.

Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения

1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах

1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах , каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений законодательства о налогах и сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.

Объективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах. В частности налоговые правонарушения, как основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений — КоАП РФ, а налоговые преступления — УК РФ.

Субъектами нарушений законодательства о налогах и сборах могут являться как физические лица, так и организации. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичные нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, т. е. способным отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.

Субъективная сторона нарушении законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Примерно также определяются возможные формы вины физических лиц в законодательстве об административных правонарушениях и в уголовном законодательстве. Однако преступными нарушения законодательства о налогах и сборах признаются только при наличии умышленной формы вины.

Таким образом, нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения виновное действие (бездействие) физического лица или организации, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершения

Курсова работа.doc

Министерство образования и науки Кыргызской Республики Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ университет

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЯ

Выполнил: студент группы ю-5-09 Жаныбек уулу Эрдоолот

Научный ркуоводитель: Атаходжаев Али Акбарович

I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЯ. .

1.1. Причины возникновения налоговых правонарушений. .

1.2. Состав и признаки налоговых правонарушений. . 1.3.Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. . . . 1. 4.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность. . . .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Происходящие перемены в экономике государства стимулируют рост общественного интереса к налоговым правоотношениям.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что развитие в стране предпринимательских отношений, многообразие форм собственности, становление общепризнанных принципов защиты прав человека делает актуальным знание и умение пользоваться соответствующими нормативными актами о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков. Институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников предпринимательской деятельности приобретает особенное значение.

Налогоплательщиками в широком смысле слова признаются все организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате каких-либо обязательных платежей. Однако более правильно называть налогоплательщиками тех лиц, которые обязаны уплачивать собственно налоги, все же остальные являются плательщиками сборов.

Среди налогоплательщиков выделяют физических лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридических лиц (государственные организации, филиалы, представительства, иностранные организации). Особый налоговый статус имеют индивидуальные предприниматели.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Наряду с правами налогоплательщики в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязываются к исполнению обязанностей.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики несут ответственность в соответствии с законодательством.

В работе рассмотрены также противоречивые ситуации, встречающиеся на практике, которые законодатель пока не урегулировал.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые правонарушения.

Концепция ответственности за нарушение налоговых обязательств перед государством и за причинение ущерба налогоплательщику в налоговых отношениях – это сложный экономический и публично-правовой институт. Он включает обязанность соблюдать нормы налоговых взаимоотношений государством и налогоплательщиком с целью рационального сочетания интересов бюджета и обеспечения гарантий прав частной собственности и предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство предусматривает также ряд осно ваний освобождения от ответственности за нарушение налогового законодательства.

Объектом работы является правоотношения налогоплательщиков и налоговых органов, а также анализ прав и обязанностей налогоплательщиков.

Субъектом курсовой работы выступают непосредственно налогоплательщики.

Целью курсовой работы является освещение вопросов о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков, эффективности и практическом осуществлении положений налогового законодательства.

Задачами курсовой работы явилось изучение законодательства о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков, анализ существующих положений о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков на основе теоретического материала.

Права, обязанности и ответственность налогоплател ьщиков установлены Налоговым кодексом Кыргызской Республики (далее – НК КР), а также иными нормативными актами о налогах и сборах.

Курсовая работа вбирала в себя законы, нормативные акты, постановления, распоряжения, разъяснения законодательной и исполнительной власти.

В работе освещены следующие вопросы: о правах и обязанностях налогоплательщиков, проблемах, связанных с реализацией прав и обязанностей, об ответственности налогоплательщиков, о видах, составе и признаках налоговых правонарушений, о порядке привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

В качестве нормативно-правовой базы применяется действующее законодательство с учетом последних изменений.

В курсовой работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Необходимо отметить, что данной теме уделяли внимание многие исследователи, у каждого из которых свой подход к пониманию и применению норм законодательства о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков.

    1. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОЕРШЕНИЯ.

1.1. Причины возникновения налоговых правонарушений.

Причины возникновения налоговых правонарушений можно разделить на три условных категории:

Национальное налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера. 1

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия — производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности.

Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей. 2

Моральными причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений — уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме 1 выделяет несколько групп причин:

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

Однако никакие причины не смогут оправдать совершение налоговых правонарушений за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность.

1.2. СОСТАВ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одного элемента состава правонарушения приводит к отсутствию состава правонарушения. 3 Сфера налогообложения представляет для государства чрезвычайное значение. Налоги для государства играют очень важную роль. Деньги определяют как существование государства на мировом рынке, так и платежеспособность (при получении кредитов); без них невозможно развитие; социальное обеспечение; содержание армии и т.д. поэтому государство, установив налоги посредством издания соответствующих правовых актов, стремится к тому, чтобы эти акты “работали” как можно эффективней. То есть, чтобы все участники налоговых отношений безупречно выполняли возложенные на них налоговым законодательством обязанности. Естественно, что в первую очередь это касается налогоплательщиков, поскольку исполнение ими своих обязанностей означает полную и своевременную уплату возложенных на них налогов, а значит, является гарантией получения государством необходимых денежных средств.

Необходимо признать, что налог – категория не добровольная и обязывает всегда к принудительному отчуждению чужой собственности.

А.И. Худяков 4 , указывает на следующие меры: «Чтобы обеспечить сбор налогов, государство выстраивает мощный механизм принуждения, который включает в себя как минимум следующее:

1) создание такой системы налогообложения, при которой плательщику было бы как можно труднее (а в идеале – вообще невозможно) уклониться от уплаты налогов. Это требует рационализации каждого вида налога и создания ему эффективного правового обеспечения – хороший налоговый закон не то что дыр, но даже щелки не оставит, в которую бы мог проскользнуть неплательщик;

2) формирование мощного контрольного аппарата, обобщенно именуемого налоговой службой государства, наделенного широкими властными полномочиями, вплоть до применения мер принуждения в отношении другого участника налогового отношения;

3) установление мер юридической ответственности, включая меры финансово-правового, административно-правового и уголовного характера, предусматривающих наказание участников налогового отношения за ненадлежащее исполнение предписаний налогового законодательства (или, другими словами, своих налоговых обязательств). Данные меры призваны обеспечить надлежащее исполнение налоговых обязанностей под страхом наказания

Налоговое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником налогового отношения обязанностей, установленных нормами налогового законодательства, за которое установлена юридическая ответственность.

Налоговое правонарушение, подобно другим видам правонарушений, имеет признаки и состав. Первый признак налогового правонарушения – противоправность. Если лицо совершает деяние с признаками состава, предусмотренного, предположим, уголовным кодексом, то спрашивается, норму какой отрасли права нарушит данное лицо: налогового или уголовного? Подобная ситуация является довольно распространенной для законодательства, устанавливающего уголовную или административную ответственность, когда нормы этих отраслей права выступают в качестве санкции, призванной обеспечить надлежащее исполнение норм других отраслей права.

Поэтому в данном случае мы имеем дело с правонарушением, которое по форме является уголовным преступлением (что определяется степенью общественной опасности деяния), а по содержанию – налоговым. И не случайно диспозиции соответствующих норм уголовного кодекса (как, впрочем, и кодекса об административной ответственности) по существу отсылают к нормам налогового законодательства. Второй признак налоговых правонарушений – виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию, которое может быть совершено умышленно или неосторожно. Вина является необходимым признаком правонарушения в отношении налоговых правонарушений в форме уголовного преступления или административного проступка, поскольку существуют легальные определения этих видов правонарушения, где этот признак обозначен совершенно определенно.

Курсовая налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличии от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т.е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. Все это привело к появлению большого количества налоговых правонарушений. Стоит заметить, что на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке. Актуальность темы исследования данной курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления. Объектом исследования данной курсовой работы являются налоговые правонарушения. Предметом исследования данной курсовой работы является ответственность за налоговые правонарушения. Целью данной курсовой работы является изучение налоговых правонарушений и ответственности за них в Российской Федерации. Исходя из данной цели, необходимо решить следующие задачи: — изучить необходимую литературу по данной теме; — дать понятие налогового правонарушения и рассмотреть его сущность; — рассмотреть виды налоговых правонарушений и взыскания; — изучить особенности ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренную НК РФ; — изучить особенности административной ответственности за налоговые правонарушения; — изучить особенности уголовной ответственности за налоговые правонарушения; — сделать соответствующие выводы. Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили нормативно правовые акты, такие как Налоговый Кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др., а также труды Малиновской М.В. и др., а также материалы судебной практики. Структура данной работы включает в себя введение, две главы и заключение.

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы Налоговое правонарушение – особый вид противоправных мер лица (действия/бездействия) в отношении законодательства о налоговых сборах. Выделяют несколько категорий лиц, наиболее часто осуществляющих правонарушения в отношении налоговых сборов: налогоплательщики; налоговые агенты; лица по налоговому контролю. За совершение нарушений законодательства о налогах и сборах предусмотрены различные виды юридической ответственности — уголовная, административная, налоговая ответственность. Вид юридической ответственности зависит от вида правонарушения. Статья 108 Налогового кодекса РФ содержит нормы, определяющие общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности). Основанием привлечения к налоговой ответственности является наличие в противоправном деянии лица всех признаков состава налогового правонарушения, предусмотренных ст. 116 — 129.4 гл. 16 Налогового кодекса РФ. Административная ответственность за налоговые правонарушения установлена Кодексом об административных правонарушениях, а конкретнее статьями 15.3–15.11. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения в налоговой сфере – это денежные штрафы, размер которых за каждое противоправное деяние установлен КоАП. Высшей мерой наказания за налоговые правонарушения является уголовная ответственность. Уголовная ответственность предполагает выплату штрафов. Однако если физическое или юридическое лицо не в состоянии оплатить финансовую санкцию, ее лишают свободы. При этом сроки лишения свободы зависит от конкретной статьи, по которой открыто судопроизводство.

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) 2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) 3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.03.2016) 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ Учебно-методическая литература: 1. Ашмаринова Е.М. Налоговое право. Учебное пособие. Издательство «Проспект», 2013 г. – 246 с. 2. Косаренко Н.В. Налоговое право. Флинта. 2015 г. – 514 с. 3. Малиновска В.М. Ответственность за налоговые правонарушения: научно-практический комментарий к главе 15 Налогового кодекса Российской Федерации. Флинта. 2015 г. – 189 с. 4. Микидзе С.В. Налоговое право. ЭКСМО. 2015 г. – 146 с. 5. Соловьев И.Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. 2-е издание. «Издательство «»Проспект»»», 2015 г. – 149 с.

Налоговые правонарушения и ответственность по ним

Главная > Реферат >Финансы

Содержание

Глава 1. Налоговые правонарушения и ответственность по ним 5

1.1. Понятие и основные принципы налоговых правонарушений 5

1.2. Виды налоговых правонарушений и ответственность по ним 11

Глава 2. Оптимизация налогообложения в ООО «Строй-мастер» 16

2.1 Характеристика налогового поля предприятия, анализ динамики
уплачиваемых налогов 16

2.2 Оценка структуры налоговых платежей 17

Расчет структуры налоговых платежей за ряд лет. 17

2.3 Анализ налоговой базы с помощью коэффициентов прироста основных показателей налоговой базы 18

2.4 Оценка налогового бремени, анализ показателей налоговой нагрузки 19

Уровень совокупной налоговой нагрузки организации (предприятия). 19

2.6 Оценка точности соблюдения сроков уплаты налогов в бюджет 22

2.7 Факторный анализ налоговых платежей по НДС 23

2.8 Оценка состояния и динамики экономического потенциала организации 26

Оценка состояния и динамики экономического потенциала организации 26

2.9 Обобщение результатов проведенного анализа 27

Список литературы 31

Актуальность темы настоящей работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления, а так же налоговой оптимизацией.

«Снижение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов» 1 называется налоговой оптимизацией. В своей деятельности налогоплательщики стараются использовать всевозможные средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Разумеется, все эти способы должны соответствовать законодательству.

Достижение целей правового регулирования налогового права осуществляется посредством нормативного закрепления прямых обязанностей строго определенного круга лиц и наделения налоговых органов властными полномочиями в рамках осуществления деятельности по контролю за соблюдением такими лицами своих обязанностей. Защита существующего правопорядка в сфере налоговых правоотношений предполагает наличие правовых механизмов принудительного воздействия на субъектов правоотношения в целях понуждения их к исполнению установленных обязанностей. Одним из таких правовых механизмов является ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Требования справедливости и соразмерности ответственности диктуют необходимость установления определенных условий наступления ответственности и четкого порядка ее применения. При этом, поскольку в основе ответственности лежит правонарушение, закон должен определить его признаки, а также закрепить критерии разграничения юридически наказуемых деяний. Условия реализации указанных задач зависят от вида того или иного правонарушения, которому в системе правонарушений отведена определенная роль и для которого предусмотрены отличительные черты. Именно природа правонарушения определяет характер санкций и порядок их наложения.

Целью настоящей работы является изучение вопросов, связанных с налоговой оптимизацией, а так же налоговыми правонарушениями и ответственность по ним.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд вопросов, — а именно: 1) изучить понятие и принципы налоговых правонарушений; 2) виды налоговых правонарушений и ответственность по ним; 3) изучить варианты налоговой оптимизации, регламентированной нормами действующего законодательства.

Работа состоит из двух глав, одна из которых является теоретической, другая – аналитической. Теоретическая часть работы состоит их двух разделов, в которых последовательно рассмотрены вопросы понятия, принципов и видов налоговых правонарушений, ответственности по ним.

Изучение вопроса о снижении налогового бремени предприятий в аналитической части работа построено на основе анализа показателей аналитического и синтетического учета, а так же бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта – общества с ограниченной ответственностью «Строй-мастер». Общество с ограниченной ответственностью «Строй-мастер» создано решением учредителей в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Предприятие состоит на налоговом учете в ИФНС РФ по Первореченскому р-ну г. Владивостока. Основным видом деятельности является оказание услуг по изготовлению и установке пластиковых окон.

Глава 1. Налоговые правонарушения и ответственность по ним


1.1. Понятие и основные принципы налоговых правонарушений

В рамках науки финансового и налогового права России термин «налоговое правонарушение» может рассматриваться в двух смыслах – в широком и узком 1 .

Налоговое правонарушение в широком смысле представляет собой противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выразившееся в нарушении норм налогового законодательства, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена ответственность за совершение такого деяния.

Исходя их такого определения, налоговое правонарушение в широком смысле характеризуется наличием следующих признаков: 1) это противоправное виновное действие или бездействие; 2) деяние совершено в сфере налогообложения; 3) направлено на нарушение норм налогового законодательства; 4) за его совершение предусмотрена ответственность, как налоговым законодательством, так и административным или уголовным.

Поэтому при юридическом анализе конкретного юридического факта (действия или бездействия) отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что совершенное деяние не является налоговым правонарушением в широком смысле этого понятия.

Налоговое правонарушение в узком смысле представляет собой виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за совершение которого установлена юридическая ответственность Налоговым кодексом Российской Федерации. Такое определение понятия «налоговое правонарушение» дается в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно, основным отличием налогового правонарушения в узком смысле является фактор применения мер государственного воздействия за противоправное деяние, установленное только законодательством о налогах и сборах.

Отсюда следует то, что все другие нормативные акты — иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации — не могут содержать правовые нормы об ответственности за налоговые правонарушения. Любые изменения условий привлечения лиц к налоговой ответственности должны осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в теории финансового и налогового права существуют и иная точка зрения относительно правовой природы налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.

По мнению этих ученых, имущественный характер налоговых правоотношений никоим образом не предопределяет специфику правонарушений в сфере налогообложения, которым в полной мере свойственна административно-правовая природа. Именно административно-правовая природа таких правонарушений предопределяет специфику мер юридической ответственности за их совершение, которые в зависимости от степени общественной (вредности) опасности деяния могут быть либо административно-правовыми, либо уголовно-правовыми.

Исходя из этого, они делают вывод об отсутствии юридических оснований для выделения налогового правонарушения в качестве самостоятельного вида правонарушений, а также закрепления отдельного правового механизма реализации ответственности за такие правонарушения. Понятие «налоговое правонарушение», по их мнению, может быть употребимо на доктринальном уровне в собирательном значении как любое нарушение законодательства о налогах и сборах. В целях же правового регулирования нарушение законодательства о налогах и сборах, не содержащее признаки уголовного преступления, следует рассматривать как административное правонарушение.

Однако наиболее распространенной, и по нашему мнению наиболее правильной, является точка зрения о том, что налоговые правонарушения, в силу своей специфики, являются самостоятельным видом правонарушений, понятие которого четко закреплено в диспозиции статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговое правонарушение (как и любое правонарушение) состоит из следующих элементов:

1) объект налогового правонарушения. Налоги — необходимое условие существования государства. В конституционной обязанности налогоплательщиков — платить установленные налоги — воплощен публичный интерес всех членов общества, направленный на охрану интересов государства в сфере взимания налогов с целью финансового обеспечения своей деятельности. Таким образом, «налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, и наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества» 1 . Поэтому общим для всех налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права;

2) объективная сторона налогового правонарушения — противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, его вредные последствия для публичного правопорядка в сфере налогообложения и причинная связь между ними. Такое действие или бездействие именуется также событием налогового правонарушения. При этом для классификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены — действия или бездействия;

3) субъект налогового правонарушения. Субъектом налогового правонарушения в соответствии со статьей 107 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть физические лица и организации. При этом физическое лицо выступает в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста. К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве особого субъекта налогового правонарушения следует выделить «банки (кредитные организации), поскольку они выступают, с одной стороны, как налогоплательщики-организации, с другой — на них возлагаются специальные обязанности по открытию счетов, исполнению поручений по перечислению налога в бюджет, приостановлению операций по счетам и своевременному исполнению инкассового поручения налогового органа» 1 . Субъектами налогового правонарушения могут также выступать лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперты, переводчики, специалисты);

4) субъективная сторона налогового правонарушения — юридическая вина правонарушения в форме умысла и неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Однако большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно или неосторожно. Учитывая, что организация также является субъектом налогового правонарушения, законодательством установлено, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия или бездействие которых обусловили совершение данного налогового правонарушения, поскольку действиями должностных лиц (руководителем, главным бухгалтером) организация приобретает права и принимает на себя обязанности.

Законодательством установлены основные принципы применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговых правонарушений:

1) принцип законности. «Содержание этого принципа заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации» 1 ;

2) принцип однократности наказания. В соответствии с этим