Контроль за безопасность движения

Рубрики Наша практика

Раздел 10. Контроль в сфере дорожного движения.

Статья 51. Задача контроля в сфере дорожного движения.
Контроль в сфере дорожного движения направлен на обеспечение соблюдения министерствами, другими центральными органами государственной исполнительной власти и объединениями, а также гражданами требований законодательства Украины о дорожном движении.

Статья 52. Органы, осуществляющие контроль в сфере безопасности дорожного движения.
Контроль в сфере безопасности дорожного движения осуществляется Кабинетом Министров Украины, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Украины, другими специально уполномоченными на то государственными органами (государственный контроль), а также министерствами, другими центральными органами исполнительной власти (ведомственный контроль).
(Статья 52 в редакции Закона Украина от 24.09.2008 г. N 586-VI)

Статья 52-1. Полномочия Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины в сфере обеспечения безопасности дорожного движения относятся:

  • участие в реализации в пределах своих полномочий государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения, подготовка проектов законов и других нормативно-правовых актов, в том числе правил, норм и стандартов, государственных и региональных программ по обеспечению безопасности дорожного движения и его участников;
  • обеспечения безопасности дорожного движения, государственный контроль, в том числе путем проведения проверок, за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности законов, правил и нормативов в этой сфере, осуществление государственной регистрации и учета транспортных средств, прием экзаменов для получения права управления транспортными средствами и выдача соответствующих документов, проведение государственного технического осмотра транспортных средств;
  • организация сопровождения и обеспечения безопасного движения транспортных средств специального назначения;
  • согласование в соответствии с требованиями настоящего Закона, других законодательных актов проектов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, железнодорожных переездов, комплексов дорожного сервиса и других сооружений в границах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог;
  • ведения автоматизированного учета, накопления, обработки и использования сведений об объектах дорожного сервиса;
  • согласование проектов конструкций транспортных средств в части соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • согласование поданных в установленном порядке предложений относительно оборудования средствами организации дорожного движения мест выполнения дорожных работ, проектов и схем организации дорожного движения, размещение в полосах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог рекламоносителей и других сооружений, маршрутов движения пассажирского транспорта, маршрутов организованного движения граждан и мест их сбора, порядок проведения спортивных и других массовых мероприятий, которые могут создать препятствия;
  • выдача в установленном порядке в случаях, предусмотренных законом, разрешений на движение транспортных средств с сверхгабаритных, тяжеловесными грузами, параметры которых установлены законодательством;
  • контроль за безопасностью дорожного движения во время предоставления услуг по перевозке пассажиров или грузов, в том числе опасных, соблюдением законодательства в указанной сфере, в том числе за обеспечением организации подготовки водителей транспортных средств, приемом экзаменов по проверке знаний правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и выдачей соответствующих свидетельств установленного образца, разработкой и выдачей в установленном порядке документов о согласовании маршрутов движения транспортных средств во время перевозки опасных грузов;
  • ведения автоматизированного учета, накопления, обработки и использования сведений о транспортных средствах, подлежащих государственной регистрации и об их владельцах;
  • осуществление в случаях, предусмотренных законом, контроля за внесением обязательных платежей владельцами транспортных средств;
  • ведение учета торговых организаций, предприятий-производителей и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, реализующих транспортные средства или номерные составные части к ним, выдача им в установленном порядке бланков справок-счетов, актов приема-передачи транспортных средств, а также номерных знаков для разовых поездок;
  • ведение реестра субъектов хозяйствования, уполномоченных осуществлять проверку технического состояния транспортных средств во время государственного технического осмотра, и осуществление государственного контроля за соблюдением ими требований законодательства в этой сфере;
  • обеспечение организации и контроля за подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации водителей транспортных средств, учетом субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, производящих указанную деятельность.

Госавтоинспекция Министерства внутренних дел Украины также осуществляет контроль за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети, выполнением установленных Кабинетом Министров Украины правил парковки транспортных средств, а в случаях и порядке, определенных законом, временно задерживает и доставляет транспортное средство, в том числе с использованием специальных транспортных средств (когда размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), на специальные площадки или стоянки для временного хранения в соответствии с законом временно изымает удостоверение водителя, талон о прохождении государственного технического осмотра, а также лицензионную карточку на транспортное средство.
(Закон дополнен статьей 52 1 согласно Законом Украины от 24.09.2008 г. N 586-VI)

4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

В соответствии с названным Федеральным законом дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется путем проведения следующих мер:

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;

материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;

проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляет Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция). Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711*(256).

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно- транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Федеральный орган управления Госавтоинспекции — структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему ГИБДД. Руководитель федерального органа управления Госавтоинспекции является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, а его заместители — заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации. Указанные руководители Госавтоинспекции назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.

Территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции. Руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах являются структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций, руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции.

На Госавтоинспекцию в соответствии с Положением возлагаются следующие обязанности:

осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;

регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;

организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно- спасательных работ и массовых мероприятий;

участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств, а также ряд других обязанностей.

Согласно Положению Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет следующие права:

временно ограничивать или запрещать дорожное движение, из менять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо, если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно- строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным

отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;

направлять в пределах своей компетенции на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;

осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные наказания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно Положению Госавтоинспекция имеет и ряд других прав.

Должностная инструкция инженера по безопасности движения службы охраны труда

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

инженера по безопасности движения
службы охраны труда

1. Общие положения

1.1.Наименование должности — инженер службы охраны труда по безопасности движения.
1.2.Знание данной инструкции обязательно для:
— инженера СОТ по безопасности движения
— заместителя директора по охране труда;
— заместителя директора по транспорту;
— заместителя начальника СОТ.
1.3.Основной целью деятельности инженера по безопасности движения является осуществление контроля за техническим состоянием подвижного состава, организацией безопасности движения, проведение профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и сокращение травматизма на автотранспорте предприятия электрических сетей.
1.4.Инженер по безопасности движения должен иметь высшее образование по специальности «Автомобильный транспорт” без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3-х лет.
1.5.Инженер по безопасности движения назначается и освобождается от занимаемой должности приказом по предприятию.
1.6. Инженер по безопасности движения в административном отношении подчиняется заместителю директора по охране труда, а в оперативном — заместителю директора по транспорту .
1.7.Проверка знаний инженера по безопасности движения производится в установленном порядке до начала исполнения им своих функциональных обязанностей и периодически один раз в три года. Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходит в установленные на предприятии сроки.
1.8.Зоной обслуживания инженера по безопасности движения являются все участки механизации предприятия и эксплуатируемые на них машины и механизмы.
1.9.Инженеру по безопасности движения установлен ненормированный рабочий день.

2. Квалификационные требования.

Высшее образование по специальности «Автомобильный транспорт” без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3-х лет.

3. Инженер по безопасности движения должен знать.

3.1.Законы Украины “Об охране труда”, «О дорожном движении», «Об автомобильном транспорте», “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профзаболевания, которые повлекли потерю трудоспособности”, “О пожарной безопасности”, отраслевые и межотраслевые нормативные документы по охране труда, эксплуатации автомобилей и механизмов, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, действующие нормативно-технические документы по безопасности дорожного движения, систему управления охраной труда, положение о службе охраны труда, должностную инструкцию инженера по безопасности движения.
3.2.Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по охране труда, эксплуатации машин и механизмов, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
3.3.»Правила охраны труда на автомобильном транспорте» ДНАОП 0.00.-1.28-97;
3.4. «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников» НПАОП 0.00-1.36-2003;
3.5.»Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями» ДНАОП 1.1.10-1.04-01;
3.6.»Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта Украины» НАПБ В.01.054-98/510;
3.7.»Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ДНАОП 0.00-1.03-02;
3.8.»Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ДНАОП 0.00-1.07-94;
3.9. «Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний работников предприятий электроэнергетики по вопросам охраны труда, пожарной безопасности и технической эксплуатации» (СОУ-Н МПЕ 40.1.12.103:2005);
3.10.»Инструкция по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на предприятиях топливно-энергетического комплекса Украины» СОУ-Н МПЕ 40.1.03.401.2005г.
3.11. Технические характеристики и конструктивные особенности автомобилей и спецмеханизмов.
3.12. Техническая эксплуатации автомобилей
3.13.Основы экономики, организации производства, труда и управления;
3.18.Основы трудового законодательства;
3.20.Правила внутреннего трудового распорядка;
3.21.Украинский язык в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей.

4. Функции и обязанности инженера по безопасности движения.

Инженер по безопасности движения выполняет следующие основные функции и обязанности:
4.1.Обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии и безаварийной эксплуатации автомобильного транспорта.
4.2.Повышение квалификации работников по вопросам безопасности дорожного движения, распространение опыта безаварийной работы водителей, пропаганда безопасных методов труда.
4.3.Разработка новых, пересмотр или отмена существующих приказов и указаний по вопросам безопасности дорожного движения.
Инженер по безопасности движения:
4.4.Осуществляет контроль за выполнением всеми работниками предприятия электрических сетей Правил дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей, нормативно-технических документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
4.5.Организует учет и анализ причин, вызывающих ДТП и нарушения водителями правил дорожного движения и разрабатывает на этой основе мероприятия по их устранению.
4.6.Принимает участие в проведении служебного расследования ДТП с выездом на место его возникновения.
4.7.Организует и проводит инструктажи для водителей по безопасности движения, а также разбор в коллективе обстоятельств ДТП и допущенных водителями нарушений Правил дорожного движения.
4.8.Проверяет качество работы контрольных постов при выпуске автомобилей на линию и их возвращении в гараж.
4.9.Осуществляет контроль за работой транспортных средств, за соблюдением водителями на линии Правил дорожного движения, режима работы и отдыха.
4.10.Организует изучение работниками предприятия законодательных актов, правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, а также проверку их знаний.
4.11.Принимает участие в работе аттестационной и квалификационной комиссий.
4.12.Проверяет процесс стажировки водителей вновь принятых на работу и в связи с переводом на другие марки автомобилей.
4.13.Ежеквартально сверяет в местных органах ГАИ сведения о нарушениях Правил дорожного движения и ДТП и предоставляет справку о ДТП в вышестоящую организацию.
4.14.Осуществляет связь по вопросам безопасности движения с органами ГАИ и обеспечивает внедрение их рекомендаций.
4.15.Обеспечивает постоянное функционирование кабинета безопасности движения, информирует работников о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП, нарушениях Правил дорожного движения.
4.16.Осуществляет контроль за периодическими медосмотрами водителей.
4.17.Участвует в проверке знаний по правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации автотранспорта у ИТР предприятия.
Приказом по предприятия электрических сетей инженер по безопасности движения назначен ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. В соответствии с этим инженер по безопасности движения обязан:
4.18. Осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары путем проведения периодических обследований. При этом он должен принимать меры по предупреждению работы с нарушениями правил безопасности, обращая особое внимание на соблюдение правил производства работ.
4.19.Проводить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях предусмотренных Правилами, а также вести учет и производить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в органах Госнадзорохрантруда.
4.20.Проверять соблюдение установленного Правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, назначение лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний у ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, обслуживающего и ремонтного персонала.
4.21.Контролировать выполнение предписаний органов Госнадзорохрантруда, а также выполнение графиков периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов грузоподъемных кранов, соблюдение сроков осмотров съемных грузозахватных приспособлений, тары.
4.22.При выявлении неисправностей, а также нарушений Правил безопасности при работе грузоподъемных кранов и их обслуживании ИТР по надзору должен принять меры по устранению выявленных неисправностей или нарушений.

5. Права инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения имеет право:
5.1.Требовать от должностных лиц и водителей письменные объяснения и другие материалы о нарушении правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
5.2.Запрещать эксплуатацию транспортных средств, если их техническое состояние угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью людей.
5.3.Контролировать организацию работ по безопасности движения и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и травматизма водителей на предприятии.
5.4.Производить проверку выполнения Правил дорожного движения, наличие удостоверений на право управления транспортными средствами и путевой документации у водителей предприятия, а также делать записи о нарушениях водителями Правил дорожного движения в путевых листах.
5.5. Вносить предложения руководству о поощрениях, а также наказаниях работников в случае невыполнения правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
5.6.Проверять состояние безопасности дорожного движения в подразделениях, выдавать руководителям подразделений обязательные для исполнения письменные предписания и указания по вопросам безопасности движения и получать от них отчеты, справки и другую информацию о состоянии работы по профилактике ДТП.
5.7.Отстранять от работы лиц не прошедших медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по ОТ, нарушающих нормативные акты по ОТ и безопасности движения.
5.8.Проводить вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности поступающему на работу, визировать заявления наприсвоение классности, на дополнительный отпуск за дежурство по линии ГАИ.
Инженер по безопасности движения как ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов имеет право:
5.9.В любое время в соответствии с установленным порядком посещать участки, где эксплуатируются грузоподъемные краны, проверять их состояние, условия эксплуатации, соблюдение Правил безопасности ответственными лицами и обслуживающим персоналом.
5.10.Запрещать эксплуатацию грузоподъемных кранов при наличии неисправностей, могущих вызвать аварию или травмировать людей.
5.11.Требовать от лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами предъявление (для проверки) документов по вопросам, связанным с безопасной и безаварийной работы грузоподъемных кранов.
5.12.Ставить вопрос перед руководством предприятия об отстранении от обслуживания кранов необученных и неаттестованных рабочих и ответственных лиц и наказании тех, кто нарушает правила и инструкции безопасности.

6.Взаимоотношения.

В процессе выполнения функциональных обязанностей инженер по безопасности движения поддерживает взаимоотношения с ИТР службы и другими подразделениями предприятия электрических сетей:
6.1.С начальниками и механиками подразделений — по вопросам обеспечения безопасности движения, снижения аварийности и травматизма на транспорте предприятия электрических сетей.
6.2.Выполняет административно-технические распоряжения, полученные от руководства СОТ, а также непосредственно от директора предприятия, главного инженера и их заместителей.
6.3.Докладывает руководству СОТ о всех разногласиях, возникших между ним и руководителями подразделений.
6.4.Предоставляет информацию в СОТ ОАО «…облэнерго” о выполнении мероприятий по приказам, предписаниям, о состоянии аварийности и травматизма на транспорте предприятия электрических сетей.

7. Ответственность инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения несет ответственность за:
5.1.Несоответствие принятых решений требованиям нормативно-технической документации по безопасности движения.
5.2.Невыполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
5.3. Непринятие решений по вопросам обеспечения безопасности.

Государственный надзор и контроль за безопасностью дорожного движения

Цели осуществления указанного государственного надзора и контроля: обеспечение соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения

Осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения указано в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в редакции Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679. Как определено в п. 1 названного Положения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 2 названного Положения:

— Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

— решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан;

— деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

Приказом МВД России от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» в целях повышения эффективности контроля со стороны ГИБДД МВД России за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (в последующем вносились изменения).

Приказом МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору»e:\temp3\Транспорт.Учебное пособие\Тема 24откорректировано 9.7полностью.doc — sub_10133#sub_10133 (в последующем вносились изменения) в целях совершенствования деятельности ГИБДД МВД России по контролю за соблюдением правил, нормативов и стандартов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, утверждены:

— Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

— Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения утвержден и введен в действие с 1 сентября 2009 г. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 31. названного Административного регламента исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры:

— контроль за дорожным движением;

— контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

— регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства;

— проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;

— составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа;

— опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; — составление протокола об административном правонарушении;

— вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

— отстранение от управления транспортным средством;

— освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

— направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

— изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства;

— задержание транспортного средства;

— осмотр транспортного средства и груза;

— досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

— изъятие вещей и документов;

— вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

— выезд на место дорожно-транспортного происшествия;

— составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (в ред. ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ)e:\temp3\Транспорт.Учебное пособие\Тема 24откорректировано 9.7полностью.doc — sub_10135#sub_10135:

— государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, и его территориальные органы. В пунктах пропуска через Государственную границу РФ отдельные действия по транспортному контролю осуществляются таможенными органами в порядке, установленном Правительством РФ;

— транспортный контроль включает в себя проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения. Транспортный контроль проводится в порядке, установленном Правительством РФ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии

Статьи по теме

Кого можно назначить специалистом по безопасности дорожного движения на предприятии? Каковы требования по квалификации и как проводится аттестация? Какие обязанности выполняет сотрудник, назначенный на эту должность? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей статье.

Обеспечение БДД на предприятии

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач.

Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения.

Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.

Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации.

На схеме Росстата красным цветом отмечены регионы, в которых произошел рост ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Рисунок 1. Данные с сайта статистики ГИБДД

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД.

Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица.

Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;

Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Руководитель организации сам примет решение – назначить ответственного по договору совместительства или по договору совмещения. Нельзя делать одного – вменять работнику дополнительные обязанности без дополнительной оплаты. Принудительный труд в РФ запрещается.

Решение об установлении доплаты за обеспечение БДД должен принять руководитель организации совместно с кандидатом на должность. Как правило, ответственным назначают либо начальника транспортного цеха (участка, отдела), либо главного механика. Это правильное решение.

Ответственный должен досконально знать технологический процесс. Необходимость доплаты за совместительство связана с повышенными требованиями к этой должности. Существенное расширение должностных обязанностей – это ответственность, необходимость подготовиться к аттестации, умение решать все проблемные вопросы в УГАДН и ГИБДД.

По общему правилу совместителю выплачивают заработную плату пропорционально отработанному им времени (ст. 285 ТК РФ). Поэтому размер такой доплаты может быть любым исходя из фактических обстоятельств и ценности труда.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗ по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок.

При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и аттестацию, и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Инженер БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Для этого ответственный должен пройти подготовку по 360 вопросам. Во время тестирования необходимо дать правильный ответ на 18 вопросов. После тестирования специалист должен написать заявление на выдачу выписки из протокола аттестации. Протокол действителен пять лет, без привязки к конкретному работодателю. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор».

Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам. В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д.

Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется.

Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки. Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора.

Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств.

Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, путевые листы должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации.

На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.

Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному медицинскому осмотру.

Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик.

После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС.

Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД. Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда.

Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников. Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте. Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива).