Компетенция совета федерации и его структурных подразделений

Рубрики Вопрос юристу

Инструкция по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (утв. распоряжением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 1 ноября 2006 г. № 461рп-СФ)

I. Общие положения

II. Организация личного приема граждан

1. Порядок осуществления личного приема граждан должностными лицами и членами Совета Федерации, временно не входящими в состав комитетов или комиссий Совета Федерации

2. Порядок осуществления личного приема граждан работниками Приемной Совета Федерации

III. Рассмотрение письменных обращений

IV. Организация делопроизводства по обращениям граждан

V. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан

VI. Заключительные положения

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации личного приема граждан и рассмотрения письменных индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — обращения граждан) в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации).

2. Работа по организации личного приема граждан и рассмотрению их обращений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решениями и поручениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Председатель Совета Федерации), Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Инструкция по делопроизводству), а также на основании настоящей Инструкции.

3. Работа с обращениями граждан является прямой служебной обязанностью должностных лиц Совета Федерации (Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — заместители Председателя Совета Федерации), председатели, первые заместители и заместители председателей комитетов и комиссий Совета Федерации, председатели подкомитетов и подкомиссий Совета Федерации, члены комитетов и комиссий Совета Федерации), а также членов Совета Федерации, временно не входящих в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, помощников членов Совета Федерации.

Работники Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Аппарат Совета Федерации), осуществляющие работу с обращениями граждан в порядке исполнения поручений должностных лиц Совета Федерации, членов Совета Федерации, временно не входящих в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, или в порядке исполнения обязанностей федеральной государственной гражданской службы (в объеме, установленном их должностными регламентами), считаются уполномоченными лицами и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за своевременность, полноту и правильность рассмотрения обращений граждан.

4. Личный прием граждан осуществляется после предъявления ими документов, удостоверяющих личность.

Письменные обращения граждан (далее — письменные обращения) должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) автора (авторов) обращения, почтовый адрес для ответа (уведомления), изложение сути обращения, личную подпись и дату.

5. Письменные обращения, адресованные Совету Федерации, его органам (Совету палаты, комитетам и комиссиям Совета Федерации), Аппарату Совета Федерации или его структурным подразделениям, рассматриваются как адресные обращения.

Ответственность за полноту и своевременность рассмотрения адресных обращений граждан несут председатели комитетов и комиссий Совета Федерации, руководство Аппарата Совета Федерации и руководители структурных подразделений Аппарата Совета Федерации.

6. Письменные обращения, адресованные должностным лицам Совета Федерации, членам Совета Федерации, временно не входящим в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации, работникам Аппарата Совета Федерации, рассматриваются как именные обращения. Ответственность за полноту и своевременность рассмотрения именных обращений несут те должностные лица Совета Федерации, члены Совета Федерации, временно не входящие в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации и работники Аппарата Совета Федерации, кому они адресованы.

7. Письменные обращения, поступившие в Совет Федерации, а также письменные обращения, полученные непосредственно должностными лицами Совета Федерации или работниками Аппарата Совета Федерации, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

Отказ в рассмотрении обращений граждан, содержащих вопросы, разрешение которых входит в компетенцию Совета Федерации, недопустим, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией.

8. Обращения граждан, относящиеся к компетенции Совета Федерации, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Письменные запросы государственных органов и органов местного самоуправления, связанные с рассмотрением поступивших к ним обращений граждан, рассматриваются в течение 15 дней со дня поступления запроса.

9. Поступившие в Совет Федерации, но не адресованные Совету Федерации, его органам и должностным лицам, членам Совета Федерации, временно не входящим в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации, Аппарату Совета Федерации, его структурным подразделениям или работникам Аппарата Совета Федерации письменные обращения рассматриваются как ошибочно направленные.

Ошибочно направленные письменные обращения, а также письменные обращения, не относящиеся к компетенции Совета Федерации по содержанию поставленных вопросов, в семидневный срок со дня их регистрации направляются в государственные органы, органы местного самоуправления (их должностным лицам) по принадлежности или для рассмотрения подведомственных им вопросов с уведомлением об этом автора обращения.

10. Запрещается направлять жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Если не представляется возможным направить жалобу на рассмотрение старшему по служебному положению в порядке подчиненности органу (должностному лицу), она возвращается автору обращения с разъяснением права на судебное обжалование неправомерных действий или решений.

11. Рассмотрение содержания обращения осуществляется с учетом принятых мер по ранее поступившим обращениям того же автора и существа данных ему ответов и разъяснений. Обращение гражданина считается рассмотренным, если автору дан устный или письменный ответ на все поставленные в нем вопросы.

12. Не рассматриваются по существу поставленных вопросов обращения, особый порядок рассмотрения которых установлен федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также обращения иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, когда иной порядок их рассмотрения предусмотрен международным договором или федеральным законом.

Обращения граждан, в которых обжалуются судебные решения, подлежат возврату автору обращения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

13. Ответственность за организационное, информационное и документационное обеспечение личного приема граждан должностными лицами Совета Федерации, осуществление личного приема граждан работниками Приемной Совета Федерации (отдела) Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации (далее — Приемная Совета Федерации) и организацию работы по рассмотрению письменных обращений несет Приемная Совета Федерации.

14. Положения настоящей Инструкции применяются в отношении личных обращений граждан и их представителей, а также в отношении обращений объединений граждан и их представителей.

15. Положения настоящей Инструкции не применяются при рассмотрении обращений юридических лиц (включая организацию личного приема законных представителей юридических лиц). Указанные обращения рассматриваются на основании поручений должностных лиц Совета Федерации, членов Совета Федерации, временно не входящих в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, руководства Аппарата Совета Федерации, данных ими в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству.

II. Организация личного приема граждан

1. Порядок осуществления личного приема граждан должностными лицами Совета Федерации и членами Совета Федерации, временно не входящими в состав комитетов или комиссий Совета Федерации

16. Личный прием граждан должностными лицами Совета Федерации осуществляется на основании графика личного приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации (далее — график личного приема граждан) в специально отведенном помещении Приемной Совета Федерации по адресу: город Москва, улица Моховая, дом 7.

График личного приема граждан утверждается Председателем Совета Федерации на каждую сессию Совета Федерации.

17. Запись граждан на личный прием к должностным лицам Совета Федерации осуществляется в Приемной Совета Федерации на основании утвержденного графика личного приема граждан с учетом содержания обращения гражданина и подведомственности разрешения поставленных вопросов.

18. Работник Приемной Совета Федерации вправе уточнить мотивы обращения и существо вопроса, а также ознакомиться с документами, подтверждающими обоснованность просьбы гражданина.

По наиболее сложным вопросам, предполагаемым для рассмотрения на личном приеме, от граждан могут предварительно приниматься письменные обращения. Они подлежат регистрации и приобщаются к материалам для доклада должностному лицу Совета Федерации на личном приеме гражданина.

19. Предварительная работа по организации личного приема граждан должностными лицами Совета Федерации проводится работниками Приемной Совета Федерации во взаимодействии с помощниками членов Совета Федерации и работниками аппаратов соответствующих комитетов и комиссий Совета Федерации. При необходимости указанные лица вправе запрашивать от соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия) дополнительную информацию и справочные материалы по существу обращения гражданина.

20. При проведении личного приема граждан должностные лица Совета Федерации вправе привлекать в качестве экспертов работников Приемной Совета Федерации и других работников Аппарата Совета Федерации.

21. Личный прием граждан ведется в порядке очередности согласно предварительной записи.

22. До начала личного приема граждан начальник Приемной Совета Федерации предоставляет должностному лицу Совета Федерации список граждан, записавшихся на личный прием, с указанием краткого содержания вопросов обращения и предложений о порядке их разрешения.

При необходимости по обращениям граждан готовятся проекты писем должностным лицам соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления. Письма оформляются на официальных бланках.

23. Должностное лицо Совета Федерации, осуществляющее личный прием граждан, принимает решение о порядке разрешения поставленных гражданином вопросов.

Если вопросы, поставленные гражданином, непосредственно относятся к компетенции Совета Федерации, касаются работы его органов или должностных лиц, направлены на совершенствование работы Аппарата Совета Федерации, то вышеназванное должностное лицо принимает их к личному рассмотрению или адресует соответствующим должностным лицам Совета Федерации, руководителям структурных подразделений Аппарата Совета Федерации для рассмотрения. В этом случае оформляется информационное письмо или письменное поручение должностного лица, проводившего личный прием гражданина.

Если вопросы, поставленные в письменном обращении, подлежат разрешению согласно подведомственности в государственных органах, органах местного самоуправления, то вышеназванное должностное лицо направляет письменное обращение на рассмотрение соответствующим должностным лицам этих органов.

Контроль за рассмотрением таких обращений осуществляет Приемная Совета Федерации.

24. Должностное лицо Совета Федерации, проводящее личный прием, дает гражданам с их согласия устный ответ по существу каждого из поставленных вопросов или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться. По просьбе гражданина ему дается письменный ответ (о порядке направления письменного ответа гражданин уведомляется устно во время личного приема).

25. По итогам личного приема гражданину направляется письменное уведомление о принятых мерах по его письменному обращению. В случае, направления письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменном уведомлении указывается, в какой государственный орган, орган местного самоуправления (какому должностному лицу) и за каким исходящим номером направлено на рассмотрение письменное обращение. Письменный ответ (уведомление) подписывает должностное лицо, проводившее личный прием граждан или лицо, им уполномоченное.

26. О поступивших от государственных органов и органов местного самоуправления ответах на письменные обращения Приемная Совета Федерации докладывает соответствующему должностному лицу Совета Федерации.

27. Личный прием граждан должностными лицами Совета Федерации вне рамок утвержденного графика личного приема граждан, а также личный прием граждан членами Совета Федерации, временно не входящими в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, проводится по мере необходимости на основании устных или письменных обращений граждан к этим должностным лицам, членам Совета Федерации. В этом случае предварительную запись граждан на личный прием, информирование их о дате, времени и месте проведения личного приема осуществляют помощники членов Совета Федерации.

2. Порядок осуществления личного приема граждан работниками Приемной Совета Федерации

28. Личный прием граждан работниками Приемной Совета Федерации осуществляется в помещении Приемной Совета Федерации в соответствии с Положением о Приемной Совета Федерации (отделе) Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации и должностными регламентами работников.

При проведении личного приема граждан оформляется карточка личного приема гражданина (регистрационная карточка).

29. Личный прием граждан осуществляется без предварительной записи в порядке очередности обращения. Часы приема: понедельник — четверг с 9 до 17 часов, пятница с 9 до 16 часов, суббота с 9 до 14 часов.

30. В интересах обеспечения защиты прав граждан ведение личного приема граждан может сопровождаться аудио- и видеозаписью, о чем граждане уведомляются до начала приема.

31. Во время личного приема граждан, а также при их обращении по телефону Телефонной справочной службы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Телефонная служба Совета Федерации) гражданам могут даваться устные разъяснения о подведомственности рассмотрения интересующих их вопросов, порядке обращения к должностным лицам Совета Федерации, компетенции Совета Федерации, порядке получения информации об итогах рассмотрения письменных обращений.

32. Устные ответы и разъяснения на устные обращения граждан даются, как правило, в день обращения. Если дать устный ответ (разъяснение) в день обращения не представляется возможным или гражданин настаивает на предоставлении письменного ответа, ему дается устное разъяснение о сроке и порядке получения ответа.

Для получения письменного ответа по итогам личного приема гражданину предлагается письменно изложить смысл своего вопроса (заявления, предложения, жалобы) или удостоверить собственноручной подписью в карточке личного приема гражданина (регистрационной карточке) правильность его изложения работником Приемной Совета Федерации. В отдельных случаях для уточнения содержания обращения, изложенного гражданином устно во время личного приема, могут использоваться документированные результаты аудио- и видеозаписи личного приема.

33. В процессе проведения личного приема граждан работники Приемной Совета Федерации могут принимать именные и адресные письменные обращения, которые подлежат регистрации.

Работники Приемной Совета Федерации обязаны оказывать содействие гражданам в правильном указании в письменном обращении названия должности, фамилии, имени, отчества адресата (в именных обращениях), названий органов Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата Совета Федерации (в адресных обращениях).

34. Работники Приемной Совета Федерации вправе предложить гражданину, изъявившему желание передать письменное обращение, устранить замечания, вытекающие из положений пунктов 4, 10, 12, 15, 41, 48 настоящей Инструкции.

Представители юридических лиц (курьеры, нарочные) передают адресованные органам и должностным лицам Совета Федерации письменные обращения от юридических лиц через экспедицию Совета Федерации по адресу: город Москва, улица Большая Дмитровка, дом 24, строение 3.

35. Граждане, находящиеся в нетрезвом состоянии, на личный прием граждан не допускаются.

36. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием может быть прекращен. При необходимости может быть вызван сотрудник милиции. Информация о поведении гражданина отражается в карточке личного приема гражданина (регистрационной карточке), оформляемой работниками Приемной Совета Федерации по итогам личного приема гражданина.

37. Устные обращения граждан, поступившие на автоответчик Телефонной справочной службы Совета Федерации, с учетом положений пунктов 4 и 12 настоящей Инструкции по решению начальника Приемной Совета Федерации документируются, регистрируются и рассматриваются в порядке, предусмотренном для письменных обращений граждан.

III. Рассмотрение письменных обращений

38. Централизованный учет и регистрацию поступивших в Совет Федерации письменных обращений (включая обращения, поступившие по информационным системам общего пользования: факс, электронная почта, Интернет и другие) осуществляет Приемная Совета Федерации.

В интересах обеспечения безопасности при работе с письменными обращениями они подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру в Приемной Совета Федерации. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверт (пакет) работа с письменным обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководством Аппарата Совета Федерации.

39. Должностные лица Совета Федерации, работники Аппарата Совета Федерации, получившие письменные обращения минуя Приемную Совета Федерации, передают их в Приемную Совета Федерации для регистрации, после чего указанные письменные обращения возвращаются им для рассмотрения. Исключение составляют письменные обращения личного характера.

40. Именные письменные обращения, адресованные членам Совета Федерации, временно не входящим в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, и поступившие минуя Приемную Совета Федерации, как правило, регистрируются и рассматриваются членами Совета Федерации или по их поручению помощниками членов Совета Федерации.

Поступившие в Приемную Совета Федерации именные письменные обращения, адресованные членам Совета Федерации, временно не входящим в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, после регистрации передаются адресатам без вскрытия конверта (пакета, бандероли).

41. Именные письменные обращения, адресованные членам Совета Федерации, полномочия которых прекращены, возвращаются авторам без рассмотрения через Приемную Совета Федерации с указанием причины возврата.

42. Именные письменные обращения, адресованные должностным лицам Совета Федерации, передаются Приемной Совета Федерации адресатам через соответствующие органы Совета Федерации для принятия решения о порядке их рассмотрения.

Председатель Совета Федерации, его заместители устанавливают порядок рассмотрения адресованных им письменных обращений и организуют его исполнение через своих помощников, советников или соответствующие секретариаты.

43. Работа с адресными письменными обращениями осуществляется на основании поручений руководителей соответствующих органов Совета Федерации, руководства Аппарата Совета Федерации или руководителей структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. Письменные обращения, адресованные Совету Федерации, Совету палаты, в зависимости от содержания поставленных вопросов передаются Приемной Совета Федерации в Секретариат Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующие секретариаты заместителей Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации) или по согласованию с ними направляются в государственные органы, органы местного самоуправления для рассмотрения согласно подведомственности поставленных вопросов. Письменные обращения, адресованные комитетам и комиссиям Совета Федерации, структурным подразделениям Аппарата Совета Федерации, передаются Приемной Совета Федерации адресатам.

44. Работа с письменными обращениями в Приемной Совета Федерации осуществляется работниками Приемной Совета Федерации в соответствии с их должностными регламентами, поручениями начальника Приемной Совета Федерации и с учетом требований настоящей Инструкции.

Письменные обращения граждан рассматриваются, как правило, без их непосредственного участия.

Рассмотрение обращений граждан с выездом на место не осуществляется. Приемная Совета Федерации не ведет переписку с гражданами по электронной почте.

45. Письменные обращения, содержащие в адресной части обращения пометку «Лично», рассматриваются на общих основаниях в соответствии с настоящей Инструкцией.

46. Письменные обращения на иностранных языках или языках народов Российской Федерации рассматриваются после перевода текста обращения на русский язык или составления аннотации содержания обращения. Порядок направления документов для перевода на русский язык (составления аннотации) устанавливается Инструкцией по делопроизводству.

47. При рассмотрении письменных обращений исполнитель проверяет установленные реквизиты письма, наличие указанных автором вложений и приложений, а также проверяет поступившее обращение на повторность.

48. Оставляются без ответа, не подлежат направлению в государственные органы и органы местного самоуправления для дальнейшего рассмотрения по существу вопроса обращения граждан:

а) из которых не представляется возможным понять смысл обращения;

б) в которых не содержится информация о фамилии и (или) почтовом адресе автора обращения (за исключением случаев, когда в обращении содержится информация о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии);

в) в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица,

членов его семьи, а также в отношении лица,

уполномоченного рассматривать обращения граждан;

г) ответ на которые не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В случаях, указанных в подпунктах «а», «в», «г» настоящего пункта, при наличии возможности (когда известны фамилия и почтовый адрес автора обращения) гражданин письменно уведомляется об основаниях принятого решения. При наличии оснований, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, гражданин дополнительно письменно предупреждается о недопустимости злоупотребления правом.

49. Информация о письменных обращениях, содержащих предложения граждан по совершенствованию законодательства Российской Федерации или отзывы на законопроекты и законодательные акты, а также суждения о деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц, представляется руководству Совета Федерации, соответствующим должностным лицам и членам Совета Федерации, временно не входящим в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, для сведения.

50. Принимаются к сведению, учитываются в статистических данных, информационных отчетах и подлежат списанию в дело с уведомлением автора письменного обращения о принятии к сведению изложенной им информации следующие письменные обращения:

а) не предполагающие ответа;

б) не содержащие конкретных предложений, заявлений или жалоб;

в) не содержащие сведений о нарушенном праве гражданина (объединения граждан) и основанные на общих рассуждениях автора по проблемам внутренней и внешней политики государства;

г) не содержащие новой информации по вопросам, ранее уже поднятым этим автором, которые решены или не требуют дополнительного рассмотрения;

д) связанные с рекламой товаров или услуг.

51. Подготовка ответов на письменные обращения по вопросам, касающимся разъяснения актов Совета Федерации, осуществляется органами Совета Федерации.

52. Подготовка отзывов на жалобы граждан, связанные с обжалованием в суд действий или решений должностных лиц, обусловленных рассмотрением их обращений, осуществляется должностным лицом Совета Федерации, работником Аппарата Совета Федерации, кто принимал обжалуемое решение (совершал обжалуемое действие или бездействие), с участием Приемной Совета Федерации. Письменные отзывы в суд на жалобы граждан (истцов) готовятся с учетом сроков, указанных в судебных повестках.

53. Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель комитета, комиссии Совета Федерации, член Совета Федерации, Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Руководитель Аппарата Совета Федерации) могут признать очередное обращение гражданина безосновательным и принять решение о прекращении с ним переписки в случаях, если:

а) автор неоднократно (более чем в двух письменных обращениях) использовал ненормативную лексику и выражения, оскорбляющие честь и достоинство других граждан;

б) содержание письменного обращения носит сумбурный характер (обращение лишено смысла или написано неразборчиво);

в) автору повторных письменных обращений неоднократно давались ответы и разъяснения по вопросам, затронутым в обращении.

Такое же решение может быть принято и в связи с поступившей официальной информацией о признании в установленном законодательством Российской Федерации порядке автора повторных письменных обращений недееспособным.

Как правило, автору письменных обращений направляется предварительное уведомление о возможном прекращении переписки на основании подпунктов «а» и «б» настоящего пункта. Подготовку проектов решений, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляют Приемная Совета Федерации или должностные лица Совета Федерации, члены Совета Федерации, временно не входящие в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, работники Аппарата Совета Федерации, направлявшие гражданину предварительное уведомление о возможном прекращении переписки. О принятом решении по прекращению переписки автор обращения уведомляется в письменном виде.

IV. Организация делопроизводства по обращениям граждан

54. Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с утвержденной на каждый календарный год номенклатурой дел. Работа с обращениями граждан осуществляется в единой Технологической автоматизированной информационной системе делопроизводства и документооборота Аппарата Совета Федерации.

Регистрация обращений граждан, подготовка внутренних и исходящих документов, учет, хранение и передача дел в Архив Совета Федерации осуществляются, как правило, в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству.

55. Регистрация обращений граждан осуществляется, как правило, в день обращения гражданина или в день поступления его письменного обращения в порядке общей очередности поступления обращений, но не позднее трех дней после поступления.

Письменные обращения передаются для регистрации в Приемную Совета Федерации. На письменном обращении проставляется регистрационный штамп Приемной Совета Федерации, где указываются дата регистрации и номер обращения.

В случаях когда регистрация письменного обращения осуществляется по реквизитам, указанным на конверте (пакете), без его вскрытия, регистрационный штамп проставляется на обратной стороне конверта (пакета). На каждое обращение гражданина оформляется регистрационная карточка.

56. Почтовые конверты (пакеты), в которых поступают письменные обращения, сохраняются и передаются адресатам или исполнителям вместе с текстом обращения.

57. Передача именных обращений адресатам в Совете Федерации, передача адресных обращений органам Совета Федерации и структурным подразделениям Аппарата Совета Федерации осуществляются Приемное Совета Федерации по реестру, как правило, через отдел документационного обеспечения Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации (далее — отдел документационного обеспечения).

Возврат или передача письменного обращения из одного структурного подразделения Аппарата Совета Федерации в другое оформляется сопроводительным письмом руководителя структурного подразделения Аппарата Совета Федерации.

58. Исходящие документы по письменным обращениям (сопроводительные письма и напоминания по обращениям, направляемые в государственные органы и органы местного самоуправления, ответы и уведомления авторам обращений) передаются для отправки в отдел документационного обеспечения. Исходящие документы направляются в государственные органы и органы местного самоуправления вместе с оригиналами письменных обращений.

59. При постановке письменного обращения на контроль для формирования контрольного экземпляра дела по обращению с оригинала обращения снимается копия. При необходимости с приложенных к письменному обращению документов снимаются копии.

60. Регистрация поступивших ответов осуществляется Приемной Совета Федерации. Регистрационный штамп Приемной Совета Федерации проставляется на оборотной стороне последней страницы ответа.

Регистрация и передача поступивших ответов по письменным обращениям, рассмотренным в структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации (если реквизиты ответа содержат ссылки на номер исходящего документа структурного подразделения Аппарата Совета Федерации), осуществляются работниками отдела документационного обеспечения. После регистрации ответ передается в соответствующее структурное подразделение Аппарата Совета Федерации.

61. По письменным обращениям, подлежащим докладу Председателю Совета Федерации, с рукописного текста обращения изготавливается его машинописная копия, которая прилагается к оригиналу обращения.

62. Формирование архивных дел по письменным обращениям включает комплектование их следующими документами: оригинал или ксерокопия текста письменного обращения (с приложениями), оригинал или ксерокопия письменных поручений должностных лиц Совета Федерации, руководства Аппарата Совета Федерации (если таковые имеются), оригиналы поступивших из государственных органов или органов местного самоуправления письменных ответов.

Списание письменных обращений в дело оформляется в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству.

63. Дела по письменным обращениям, рассмотренным должностными лицами Совета Федерации в пределах их полномочий, а также дела по письменным обращениям, рассмотренным в структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации, хранятся в делопроизводстве соответствующих структурных подразделений Аппарата Совета Федерации в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов обращений, названий объединений граждан.

Дела по письменным обращениям, рассмотренным должностными лицами Совета Федерации, но не относящимся к их полномочиям, а также дела по письменным обращениям, рассмотренным членами Совета Федерации, временно не входящими в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, хранятся в делопроизводстве помощников членов Совета Федерации в аналогичном порядке.

64. В конце каждого календарного года руководители структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации передают дела по письменным обращениям в Приемную Совета Федерации или Архив Совета Федерации.

65. Дела по письменным обращениям, сформированные в Приемной Совета Федерации, хранятся в течение пяти лет, после чего передаются на хранение в Архив Совета Федерации или уничтожаются в установленном порядке.

V. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан

66. Письменные обращения, направляемые в государственные органы или органы местного самоуправления, могут быть поставлены на контроль.

67. Основаниями для постановки на контроль письменных обращений могут служить:

а) содержащаяся в обращении обоснованная информация о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан;

б) содержащиеся в обращении обоснованные просьбы об оказании помощи или поддержки гражданам из социально незащищенных групп населения либо гражданам, пострадавшим по вине других лиц, а также пострадавшим в результате стихийных бедствий;

в) поднимаемые в обращении общественно значимые проблемы (в случаях, если автором обращения является объединение граждан или обращение подписано большим количеством граждан).

68. Контроль может осуществляться и в случаях, когда для полного рассмотрения поставленных в письменных обращениях вопросов необходимо получить дополнительную информацию о фактических обстоятельствах дела от соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия).

69. Решение о постановке на контроль, продлении срока контроля, снятии с контроля письменного обращения принимает должностное лицо Совета Федерации, член Совета Федерации, временно не входящий в состав комитета или комиссии Совета Федерации, или работник Аппарата Совета Федерации, подписавшие сопроводительное письмо в государственный орган, орган местного самоуправления с просьбой о рассмотрении письменного обращения.

70. Основаниями для снятия с контроля письменного обращения могут служить:

а) направление компетентным государственным органом, органом местного самоуправления письменного ответа гражданину на поставленные в его обращении вопросы или предоставление ему разъяснений о порядке защиты его прав и законных интересов;

б) поступление письменного ответа от государственных органов, органов местного самоуправления по существу письменного обращения, поставленного на контроль;

в) поступление от соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления справки о фактических обстоятельствах дела.

71. Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации осуществляет периодический контроль и анализ работы с обращениями граждан.

72. Приемная Совета Федерации по итогам каждого месяца, полугодия и года письменно информирует должностных лиц Совета Федерации, членов Совета Федерации, временно не входящих в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, и руководство Аппарата Совета Федерации о количестве и характере поступивших обращений граждан, принятых мерах по их рассмотрению и результатах контроля.

VI. Заключительные положения

73. Использование и распространение информации о частной жизни граждан, ставшей известной в связи с обращениями граждан в Совет Федерации, без их согласия не допускаются.

74. По письменной просьбе гражданина он может быть ознакомлен с документами и материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, находящимися в распоряжении Совета Федерации.

75. Ознакомление гражданина с интересующими его документами и материалами производится руководителем органа Совета Федерации, руководителем структурного подразделения Аппарата Совета Федерации, располагающими этими документами и материалами, или по их поручению начальником Приемной Совета Федерации.

76. По просьбе гражданина ему могут быть выданы копии письменных ответов, поступивших в Совет Федерации из государственных органов, органов местного самоуправления в связи с его предыдущим письменным обращением, а также копия письменного ответа (уведомления) о результатах рассмотрения его обращения в Совете Федерации, если указанные письменные ответы не были получены гражданином по независящим от него обстоятельствам. Выдача гражданину копии истребуемого им письменного ответа осуществляется начальником Приемной Совета Федерации по согласованию с соответствующим должностным лицом, рассматривавшим письменное обращение.

77. Жалобы граждан на результаты рассмотрения их обращений, действия (бездействие) должностных лиц Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации в связи с рассмотрением обращений граждан направляются для организации проверки и принятия мер Председателю Совета Федерации или Руководителю Аппарата Совета Федерации.

78. Почтовый адрес для письменных обращений граждан:

улица Большая Дмитровка, дом 26, город Москва, 103426

или улица Моховая, дом 7, город Москва, 121295.

Адрес электронной почты: [email protected]

Факс: (495) 202-85-54; (495) 203-41-67.

Телефонная справочная служба Совета Федерации: (495) 203-25-48.

Инструкция по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (утв. распоряжением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 1 ноября 2006 г. N 461рп-СФ)

Текст инструкции опубликован в «Парламентской газете» от 9 ноября 2006 г. N 185-168

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

1 Структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Парламенты и их палаты сами организуют свою работу, формируют необходимые им для функционирования внутренние органы. Так, в каждом парламенте любой страны или в его палатах создаются руководящие и координирующие органы (председатели, их заместители, бюро или президиумы, секретари и др.).

См.: Автономов А.С. Правовая онтология политики. М., 1999. С. 288.

Важнейшими органами современного парламента являются отраслевые постоянные комиссии (комитеты). Они образуются, как правило, на межпартийной основе в начале деятельности парламента или его палаты нового созыва и работают до истечения срока полномочий парламента или его палаты. Если состав палаты обновляется постепенно (например, в США каждые два года переизбираются одна треть сенаторов, в России полномочия члена Совета Федерации прекращаются с прекращением полномочий глав исполнительной власти или органов законодательной власти субъектов Федерации), то постепенно меняется и состав постоянных комиссией (комитетов). Специализированный характер деятельности комиссий (комитетов), их довольно узкий состав, относительно меньшая публичность работы (в тех странах, где открыт доступ для публики к заседаниям комиссий или комитетов, такие заседания посещают, как показывает практика, меньше граждан, чем пленарные заседания палаты или парламента ) приводят к тому, что члены комиссий (комитетов), по словам финского государствоведа П. Каспари, «вникают. в деловую», или техническую, сторону обсуждаемых вопросов, очевидно, более глубоко, чем на пленарных заседаниях, где более ясно выступают политические аспекты .

О значимости для современной демократии открытости деятельности и обзор состояния дел в этой сфере в ряде стран Европы, США и Канаде см.: In the Public Eye. Parliamentary Transparency in Europe and North America. Washington, 1995.

См.: Kastari P. Suomen valtiosaanto. Helsinki-Vammala, 1977. S. 79.

Как правило, при определении необходимого количества, названия и компетенции комиссий (комитетов) парламентарии исходят из того, что деятельность этих органов должна охватывать все сферы национальной политики. В результате такого подхода в палатах зарубежных парламентов количество постоянных комиссий (комитетов) обычно довольно велико. Поэтому, как справедливо отмечают В.А. Рыжов и Б.А. Страшун, «названия комиссий часто не полностью отражают круг их ведения. Например, комиссии по строительству ведают не только вопросами компетенции Министерства строительства, но также вопросами государственного, местного и городского планирования земли, вопросами дорог, рек, морских побережий, каналов, вопросами экспроприации земли, топографии и картографии» .

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1, 2. М., 1996. С. 456.

Кроме постоянных, могут создаваться временные комиссии (комитеты) для рассмотрения каких-либо отдельных, но весьма значимых вопросов. Во многих парламентах или их палатах могут создаваться следственные или следственно-ревизионные комиссии с целью проведения парламентских расследований каких-либо дел.

Постоянные комитеты (комиссии) в зависимости от их численности создают небольшие рабочие группы, поскольку, по мнению известного французского профессора Б. Шантебу, численность палат затрудняет их деятельность: в таком большом составе углубленное обсуждение законодательных текстов становится невозможным.

Центральной фигурой в постоянной комиссии (комитете), несомненно, является ее председатель. Именно на него возложена трудная и ответственная задача вести обсуждения на заседаниях комиссии (комитета), что, естественно, предполагает хорошее знание рассматриваемых вопросов. В большинстве современных стран в качестве особых структурных подразделений парламентов или палат выделяются партийные фракции (группы) .

О роли партийных фракций и их влиянии на работу парламента см., в частности: Com funciona un parlament? Barselona, 1977.

Опыт работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР в 1989 — 1991 гг., а также Съезда народных депутатов России и Верховного Совета России в 1990 — 1993 гг. показал, что отсутствие устойчивых депутатских объединений затрудняет работу представительного коллегиального органа. Каждый депутат стремился донести до всего собрания не только принципиальные соображения, но и нюансы своей позиции (при этом зачастую действительно существенные различия или сходство в позициях терялись). В результате в ряде случаев даже на утверждение повестки дня уходило очень много времени.

В целом верхняя палата Федерального Собрания России устроена проще, чем нижняя: в то время как Государственная Дума состоит из двух накладывающихся друг на друга структур — фракционной и комитетской, строение Совета Федерации предполагает наличие лишь одной структуры, включающей в себя Совет палаты, комитеты и комиссии. Относительная простота устройства была обусловлена тем, что, в отличие от нижней палаты, Совет Федерации в течение двух сроков работал на непостоянной основе.

Отсутствие в верхней палате фракций, являющихся в Государственной Думе основными субъектами групповой политической активности, связано и с тем, что верхняя палата по своей природе — выразитель согласованных интересов субъектов Федерации, а не политических сил.

В качестве заметной структурной новации следует выделить образование в январе 1999 г. коллегиального руководящего органа — Совета палаты, состоящего из председателя, его заместителей и председателей комитетов. Согласно Регламенту Совет палаты «образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации» и является «постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации». Совет палаты формирует проект повестки дня заседаний, согласует порядок обсуждения вопросов и предварительно обсуждает степень их подготовки. Совет палаты собирается перед каждым заседанием, а также при возникновении в ее работе слишком длинных перерывов готовит решения, выносимые затем на рассмотрение «сенаторов».

Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяются Регламентом, утвержденным Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ с последующими изменениями и дополнениями.

В состав Совета Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» .

СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом данного субъекта (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ).

Порядок избрания и правовой статус Председателя Совета Федерации и его заместителей определены в гл. 2 Регламента этой палаты. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием, но палата может принять решение о проведении открытого голосования. Существенным ограничением в этой процедуре является то, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ. Каждый член Совета Федерации может предложить только одну кандидатуру. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации, предложенного к замещению данной должности, принимается без обсуждения и голосования.

Все согласившиеся кандидаты обсуждаются на заседании палаты, после чего Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от общего числа членов палаты.

Палата определяет число заместителей Председателя Совета Федерации. По каждой кандидатуре проводятся обсуждение и раздельное голосование в порядке, аналогичном рассмотренному выше.

Председатель Совета Федерации:

созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;

формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;

ведет заседания палаты;

подписывает постановления Совета Федерации;

приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда РФ и Генерального прокурора РФ;

ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Регламентом;

распределяет обязанности между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями последнего;

организует работу Совета палаты и ведет его заседания; координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;

направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции России, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты и поправки к законопроектам, разработанные комитетом либо комиссией или членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;

публикует для всеобщего сведения уведомления о принятых законах РФ о поправках к Конституции страны;

направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ принятые законы РФ о поправках к Конституции РФ;

направляет Президенту России для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов о поправках к Конституции, федеральные конституционные и федеральные законы;

направляет в комитеты и комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств, для подготовки предложений;

представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;

участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

координирует организацию парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации;

утверждает график приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации, направляет другим должностным лицам Совета Федерации для рассмотрения индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации;

решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с Регламентом и другими нормативными правовыми актами;

осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации;

утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации;

утверждает штатную численность Аппарата Совета Федерации;

с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата, по представлению которого также назначает и освобождает от должности первых заместителей, заместителей Руководителя и иных работников Аппарата Совета Федерации;

подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации;

по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту России представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства и иным лицам для подготовки и проведения «правительственного часа»; возглавляет планирование деятельности палаты;

подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом страны;

назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве, Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном Судах, Счетной палате, Генеральной прокуратуре, Центральной избирательной комиссии, Министерстве юстиции, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; утверждает инструкцию о делопроизводстве в Совете Федерации;

дает поручения комитетам и комиссиям и другим должностным лицам Совета Федерации.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий коллегиальный орган — Совет палаты. Правовая регламентация данного органа определена в гл. 3 Регламента Совета Федерации. В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий. Председательствует на его заседаниях Председатель палаты или один из заместителей.

утверждает график заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание палаты; рассматривает проект повестки дня заседания; формирует список лиц, приглашенных на заседание;

утверждает по представлению Председателя палаты положение о деятельности полномочных представителей палаты, указанных выше;

принимает решения о проведении парламентских слушаний;

рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций их руководителей, сопровождающих лиц, а также определяет объем полномочий делегаций и расходы на их командирование;

дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации;

принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации;

принимает решения о направлении Президенту России представлений о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата о работе Аппарата Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты и должностных лиц Совета Федерации.

В заседаниях Совета палаты вправе участвовать: полномочные представители Совета Федерации;

член Совета Федерации по поручению комитета либо комиссии Совета Федерации или их председателя;

член Совета Федерации — автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты;

полномочные представители Государственной Думы, Президента России и Правительства в Совете Федерации.

Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, представляются членам Совета палаты, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала его заседания. Не входящие в состав Совета палаты лица, принимающие участие в заседаниях Совета палаты, вправе задавать вопросы и давать справки. По решению Совета палаты им может быть предоставлено слово для выступления. Следует отметить, что на заседании Совета палаты могут присутствовать и члены Совета Федерации.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.

Все члены Совета Федерации информируются о вопросах, рассмотренных Советом палаты, и принятых решениях. Но палата, в свою очередь, вправе отменить любое решение своего Совета.

Совет Федерации из числа членов палаты образует комитеты и комиссии, которым посвящена гл. 4 Регламента Совета Федерации. Комитеты являются постоянно действующими органами палаты, каждый комитет по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Комиссии, образуемые Советом Федерации, могут быть постоянными и временными. В состав временных комиссий палаты могут входить Председатель и его заместители. Как правило, временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Деятельность комитетов заключается в том, что они:

разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

готовят предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

готовят заключения по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов РФ о поправках к Конституции России, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

предварительно рассматривают внесенные в Государственную Думу законопроекты, а по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы могут направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

могут предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты законов субъектов РФ по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

рассматривают федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

принимают участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения; могут готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств;

организуют проведение парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам своего ведения;

участвуют в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;

решают вопросы организации своей деятельности;

вносят в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации, о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации;

организуют согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета, комиссии в соответствии с вопросами своего ведения;

рассматривают иные вопросы, отнесенные к их ведению Советом Федерации.

Кроме этого, комитет и комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения Правительству России, федеральным органам исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов палаты. При этом в состав комитета должны входить не менее семи членов палаты; председатель и заместитель председателя комитета не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

Состав комитета утверждается большинством голосов членов Совета Федерации.

Статья 30 Регламента Совета Федерации определяет следующий перечень комитетов и комиссий верхней палаты:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по бюджету;

Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Палата вправе принимать решение о ликвидации отдельных комитетов либо образовывать новые. Следует отметить, что ст. 30 Регламента Совета Федерации детально раскрывает вопросы деятельности каждого из названных Комитетов, но из анализа данных положений видно, что основная обязанность комитетов — подготовка заключений и предложений по рассматриваемым палатой законопроектам.

Заседания комитетов и комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и они правомочны, если на них присутствуют более половины общего числа членов. При этом комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания.

Работа этих органов палаты ведется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Члены палаты, не входящие в состав этого комитета или комиссии, могут присутствовать на его заседаниях с правом совещательного голоса.

В заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие официальный представитель Президента России, представитель и члены Правительства страны, Председатель Счетной палаты, его заместитель или аудиторы. Представители органов государственной власти и общественных объединений участвуют в заседаниях комитета (комиссии) с согласия его председателя.

Комитет (комиссия) вправе создавать экспертные советы на общественных началах и привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, а также назначать независимую экспертизу рассматриваемого законопроекта.

Комитеты и комиссии вправе направлять письменные обращения членам Правительства России и руководителям федеральных органов исполнительной власти, запрашивать необходимые материалы у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, которые обязаны сообщать в согласованные сроки о результатах рассмотрения данных обращений.

Комитет (комиссия) вправе организовать проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, эксперты, представители государственных, общественных органов и научных учреждений.

Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации.

Если состав комитета Совета Федерации становится менее семи человек, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации.