Компенсация за второго ребенка в детском саду 2018

Рубрики Наша практика

Компенсация за детский сад

Родители ребенка, посещающего ДОУ, имеют право получить компенсацию части средств, внесенных за его содержание. Право на компенсацию сохраняется при посещении частных садов. Она рассчитывается из средней оплаты дошкольного учреждения по региону.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Сколько процентов возвращают за детский сад

Размер возмещения платы зависит от количества детей в семье, рожденных и усыновленных. Он составляет:

  • 20% — если в сад ходит один ребенок;
  • 50% — если сад посещает второй ребенок;
  • 70% — за содержание в детском учреждении третьего и последующего детей.

Компенсация в размере 70% возможна при условии, что первые дети не достигли совершеннолетнего возраста или являются студентами (только очной формы).

Если в семье двое маленьких детей, но ходит в ДОУ только один, то размер возмещения составит 20%. После оформления в сад второго ребенка компенсация увеличится до 50%. Она будет исчисляться только с родительской платы, внесенной за второго малыша.

Отдельно законом оговаривается тот факт, что дошкольные учреждения не могут взимать плату с родителей, дети которых относятся к одной из следующих категорий:

  • инвалиды;
  • сироты;
  • имеющие туберкулезную интоксикацию;
  • оставшиеся без попечения родителей.

Право на возвращение части оплаты имеет один из родителей или усыновитель.

Документы для возврата части оплаты за детский сад в 2017 году

В стандартный пакет входит:

  • заявление;
  • паспорт родителя (усыновителя) + копия всех страниц;
  • свидетельство о рождении ребенка + копия (если в семье несколько детей, то документ предоставляется на каждого);
  • справка о составе семьи;
  • реквизиты банковского счета.

Оплата за детский сад: порядок назначения

Документы предоставляются в бухгалтерию ДОУ. Заявление на получение возврата фиксируется в Журнале регистрации заявлений с проставлением даты. Копии документов заверяются уполномоченным лицом после сверки с оригиналами. Оригиналы возвращаются. Бухгалтерия формирует списки заявителей и передает их в органы соцзащиты или в органы образования муниципалитета. Право на компенсацию нужно подтверждать ежеквартально.

Если управление отказывается принять заявление, то законный представитель может обратиться в органы соцзащиты. Помимо стандартного комплекта он должен предоставить договор, заключенный с детским садом, и копию квитанций об оплате его услуг.

Как рассчитывается компенсация за детский сад:

Петя в июне посещал детский сад 20 дней. Детский сад имеет 2 категорию (размер стоимости за содержание ребенка в детском саду зависит от категории ДОУ, чем выше категория образовательного учреждения, тем соответственно выше и плата за него) и стоимость содержания ребенка в месяц составляет 1800 рублей. В июне было 23 рабочих дня. Выполняем расчёт:

1800 / 23 = 78 рублей 26 копеек – стоимость одного дня содержания ребенка в детском саду

78,26 х 20 = 1565 руб. 22 коп. – фактическая сумма родительской платы за июнь.

1565,22 х 20% = 313 руб. 04 коп. – сумма компенсационной выплаты за июнь.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Компенсация за садик в Москве Вступивший в силу закон об образовании в РФ, в начале сентября 2013 года не изменил принципиальных представлений о предоставлении детям дошкольного образования, которое, по-прежнему, осталось бесплатным и общедоступным. В нем только оговаривался иной порядок определения стоимости за содержание и уход за детьми в дошкольных учреждениях. Все льготы, меры социальной поддержки и размер компенсации за детский сад были сохранены.

Дополнительные льготы по оплате детского сада

В регионах правительство расширяет федеральные возможности социальной поддержки молодых мам и компенсации оплаты за детский сад.

Так, в Волгоградской области действуют группы кратковременного пребывания без питания, ребенка можно отдать на 4 часа в день. Стоить это будет около 25 рублей в месяц.

Использование материнского капитала на оплату образования в ДОУ

По закону обладатель сертификата на материнский капитал вправе использовать его для оплаты пребывания ребенка в детском саду по договору с Пенсионным фондом.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Компенсация за второго ребенка в детском саду 2018

Возможность получить частичную компенсацию родительской платы за содержание ребенка в детском саду регулируется Федеральным законом об образовании в Российской Федерации:

в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация;

размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее:

20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,

не менее 50% размера такой платы на второго ребенка,

не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей;

средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта РФ;

право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации;

при предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов РФ вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ устанавливать критерии нуждаемости.

часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Согласно тому же Федеральному закону об образовании в Российской Федерации:

  • порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 Статьи 65 Федерального закона, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

часть 6 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации родительской платы за детский сад, указанной в части 5 статьи 65 Федерального закона об образовании в Российской Федерации:

  • является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Реализация указанного федерального законодательства о компенсации родительской платы за детский сад в регионах

До 2016 года во всех регионах был единый для всех семей с детьми понятный порядок выплаты компенсации родительской платы за детский сад, определенный Федеральным законом об образовании в Российской Федерации.

Однако в декабре 2015 года Правительством РФ в целях экономии социальных расходов была введена поправка в часть 5 Статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в виде небольшой добавки:

  • «При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости».

И естественно регионы не упустили возможность воспользоваться таким правом. Начиная с конца 2016 года и особенно в 2017 году во многих регионах ряд родителей, чьи дети посещают детский сад, лишились данной финансовой льготы.

Согласно изменениям, которые были утверждены законодательно многими регионами на основании указанной поправки к Федеральному закону № 273-ФЗ:

компенсацию части родительской платы за пребывание ребёнка в детском саду стали предоставлять исключительно по принципу нуждаемости,

тогда как до этого компенсационная выплата осуществлялась всем родителям воспитанников детских садов.

При этом, что такое «критерий нуждаемости» каждый регион определяет по-своему:

признание семьи, в которой проживает ребёнок, либо малоимущей,

Общий порядок компенсация родительской платы за детский сад в соответствии с указанной поправкой

Рассмотрим общий порядок компенсация родительской платы за содержание ребенка в детском саду, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с учетом указанных нововведений в законодательстве о дошкольном образовании, которые будут действовать в регионах с 2018 года.

Компенсация родительской платы за детский сад будет предоставляться:

одному из родителей (законному представителю) ребенка, внесшему родительскую плату за детский сад,

при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает определенной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной законодательно для данного региона.

Лицам, обратившимся за назначением компенсации родительской платы за детский сад впервые, компенсация будет предоставляться с месяца обращения заявителя с документами, в том числе подтверждающими доход семьи.

Выплата ранее назначенной компенсации родительской платы за детский сад будет приостановлена, за исключением лиц, получающих, помимо указанной компенсации, ежемесячное пособие на ребенка, которое предоставляется с учетом дохода.

После введения нового порядка предоставления компенсации родительской платы за детский сад, родитель имеет право:

обратиться в орган социальной защиты населения с документами, подтверждающими доход семьи;

если доход семьи не превысит установленной для данного региона величины прожиточного минимума, ему будет возобновлена выплата компенсации с момента приостановления выплаты компенсации.

Для исчисления величины среднедушевого дохода:

как правило, учитывается общая сумма доходов семьи (родители и их несовершеннолетние дети) за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о компенсации,

полученная сумма делится на 3 и на количество членов семьи.

Компенсация родительской платы за детский сад будет выплачиваться в течение 12 месяцев, после чего документы о доходах, как правило, подлежат обновлению.

При этом размер компенсации родительской платы за детский сад, если она будет установлена, в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ составляет:

20% среднего размера родительской платы на первого ребенка,

50 % на второго,

70% на третьего и последующих детей.

Базовый перечень документов для назначения компенсации части родительской платы за детский сад:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

свидетельство о рождении ребенка;

свидетельство о рождении (свидетельство о смерти) предыдущих детей, если ребенок не первый;

справка образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, об обучении ребенка в соответствующей образовательной организации;

решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком — для опекунов (попечителей);

справка о составе семьи;

документы (справки) о доходе семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.

Часть из этих документов, в зависимости от региона, может быть запрошена в порядке межведомственного взаимодействия, если не были предоставлены заявителем самостоятельно.

Компенсация за непредоставление детского сада в регионах

Законом об образовании в Российской Федерации предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичные заявления руководителей страны об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения растягиваются во многих регионах на несколько лет вперед.

Из-за этого не все семьи имеют возможность воспользоваться услугами детских садов. Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Поэтому некоторые регионы в соответствии со своими финансовыми возможностями решают эту проблему самостоятельно.

На данный момент в некоторых субъектах РФ установлены местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах:

сумма ежемесячной компенсации за непредоставление детского сада не унифицирована,

устанавливается с учетом возможностей региональных бюджетов,

а условия получения существенно отличаются.

Вопрос об оплате за непредоставление детского сада в регионах, где приняты соответствующие программы поддержки семей с детьми, решается специалистами департамента образования или социальной защиты населения (в зависимости от региона).

В таблице (в качестве иллюстрации) показаны регионы, где приняты программы компенсация за непредоставление семьям с детьми детского сада:

Порядок использования компенсации за детский сад в 2018 году

Не все семьи располагают временем и ресурсами для воспитания ребенка в домашних условиях, а как раз наоборот, в связи с чем многие дети уже после полутора лет начинают посещать детский сад, так как родителям нужно выходить на работу и изыскивать дополнительные средства для содержания крохи.

Однако мест в детских садах всем деткам не хватает, поэтому родителям и приходится решать вопрос по уходу за малышом с помощью бабушек и норм закона.

Кто имеет право на место в детском саду?

Также учитывая, что дети – это будущее государства, на законодательном уровне разработан порядок зачисления детей в ДОУ, утвержденный Приказом Министерства образования РФ №293, согласно которому все дети с момента рождения подлежат постановке на учет в управление образования по месту жительства с целью рационального распределения мест в детских садах.

В оговоренном Приказе сказано, что для начала дети всего лишь ставятся на учет, а при достижении положенного возраста и подачи заявления от родителей с просьбой предоставить место выдается направление в ДОУ, которое располагает свободным местом и находиться по месту жительства ребенка.

Конечно, учитывая нормы ст.6 ФЗ № 124, место в детском саду должны предоставлять всем, однако в первую очередь в списки дошкольников включаются льготники, в частности:

  • дети из многодетных семей;
  • дети-инвалиды;
  • дети-сироты либо находящиеся под опекой;
  • дети судей, прокуроров и работников полиции;
  • дети погибших военных, пожарных и МЧС;
  • дети матери-одиночек;
  • родные братья и сестры детей, которые уже зачислены в детсад.

А вот остальным детям место в саду предоставляется только в том случае, если оно свободно, о чем сказано в п.7 Приказа № 293, да и то в течении года. Но если 2-х летний ребенок и может подождать еще год, то вот родители себе позволить такого не могут, ведь ребенка нужно кормить, а начиная с полуторалетнего возраста пособие по уходу за малышом уже не выплачивается.

Для тех же детей, которые все же зачислены в детский сад в качестве дополнительной социальной гарантии предусмотрена еще и компенсация оплаты за детский сад на основании ст.65 ФЗ №273, ведь плата за дошкольное образование может стать существенной статьей расхода в семейном бюджете, соответственно для родителей компенсация части расходов на государственном уровне и предоставляется.

Компенсация части оплаты за детский сад

Как правило, ранее дошкольное образование предоставлялось только на государственном уровне, сейчас же заниматься образовательной деятельностью могут и коммерческие учреждения, но только при наличии лицензии в соответствии со ст.12 ФЗ №99, а значит оплата за предоставленные услуги может варьироваться. Именно с этой целью и предусмотрена компенсация оплаты за присмотр за детьми и установлен размер оплаты за услуги, который в соответствии со ст.65 ФЗ №273 считается максимальным.

В частности, в Приказе № 862 установлен максимальный размер оплаты за детсад, а именно:

  • при сокращенном смене от 70 до 80 рублей для детей от 2-х месяцев до 7 лет;
  • при полной смене от 90 до 100 рублей для детей того же возраста.

На основании ст.65 ФЗ №273 на региональном уровне органы местного самоуправления вправе установить свой размер оплаты услуг образовательной организации в регионе, но не свыше максимально установленной государством. То есть более 100 рублей в день родители даже в частном садике не заплатят.

Также в соответствии с ч.5 ст.65 ФЗ №273 родителям либо законным представителям ребенка предоставляется еще и право на компенсацию части расходов по оплате образовательных услуг:

  • при наличии одного ребенка в размере 20%;
  • при наличии 2-х детей в размере 50%;
  • 70% при наличии 3-х детей и более.

И в оговоренной норме указано, что данная компенсация выплачивается всем родителям без исключения, однако на местном уровне органы самоуправления вправе установить дополнительные льготы по увеличению размера компенсации, то есть льготным категориям размер компенсации может быть увеличен за счет средств местных бюджетов, которые уже на месте могут определить более нуждающиеся семьи.

Также таким правом обладают отдельные отрасли, на балансе которых находятся образовательные учреждения. В частности, Приказом Министерства обороны РФ№ 862 установлен перечень дополнительных льгот для детей военнослужащих, а также определена льготная категория родителей, которые имеют право на компенсацию в 50% независимо от количества детей.

В частности, получат компенсацию в размере 50% родители:

  • инвалиды;
  • ликвидаторы ЧАЭС;
  • военнослужащие осуществляющие службу по призыву;
  • работники детсада.

Пакет документов

В ст.65 ФЗ №273 сказано, что компенсацию может получить только один из родителей который и заключил договор в Образовательным учреждением, предоставив следующий пакет документов:

  • заявление, форма которого на законодательном уровне не утверждена, но ДОУ имеет право утвердить и соответственно использовать форму сего документа локальными актами учреждения;
  • копию документа удостоверяющего личность родителя, а также документы подтверждающие полномочия, если на компенсацию претендует законный представитель;
  • свидетельство о рождении всех несовершеннолетних детей семьи, а также справку о составе семьи;
  • справку из банка с реквизитами счета на который надлежит перечислять компенсацию.

Порядок оформления

Для оформления компенсации один из родителей подает вышеописанный пакет документов вместе с оригиналами, для того чтобы работники ДОУ удостоверились в подлинности предоставленных данных и заверили полученные копии печатью ДОУ.

Затем полученные документы от нескольких родителей оформляются списком, прилагаются к сопроводительному письму и направляются в Департамент образования и Управления социальной защиты. И ежеквартально Образовательное учреждение вносит коррективы, обновляет списки и отчитывается о перечисленных средствах в отношении всех лиц, получивших компенсацию.

Выплаты за отсутствие мест в детских садах

Однако не все дети могут быть приняты в детский сад несмотря на гарантии общедоступности образования, многим из них банально может не хватить мест, что собственно и происходит в настоящее время. И хотя законопроект о внесении изменений в ФЗ №273 о предоставлении компенсации родителям, которые вынуждены продлевать декретный отпуск виду отсутствия свободного места был создан еще в 2011 году, на федеральном уровне он утвержден так и не был. Хотя субъектам РФ было дано право установить данный вид компенсации на региональном уровне.

В частности, подобный вид компенсации был установлен во многих округах матерям, которые воспитывают детей от полутора лет до 6-ти лет в размере от 1000 рублей до 6000. Но по истечении нескольких лет и потраченной значительной суммы законодатели на местном уровне решили, что целесообразнее поднять возрастной ценз в садиках и не платить компенсацию, таким образом решив проблему отсутствия мест. Хотя в некоторых регионах РФ компенсация все же выплачивается и в настоящий момент.

Особенности в регионах

В частности, компенсация за отсутствие мест в детском саду в 2018 году выплачивается в следующих городах:

  • Красноярске – 3709 рублей в месяц;
  • Перми – 5300 рублей в месяц;
  • Липецке – 5000 рублей в месяц;
  • Самаре – 1000 рублей;
  • Томске – 4000 рублей.

А вот в Ханты-Мансийском округе данная компенсация была отменена, как и в Кирове на пособие с 5 до 7 лет.

Учитывая экономическое положение регионов, для получения более точной информации о выплате компенсации в отдельно взятом регионе РФ родителям было бы целесообразнее обратиться с официальным письмом в Департамент образования региона, так как только на официально направленное письмо органы местного самоуправления обязаны ответить, причем предоставив достоверную информацию в течение 10 дней с момента получения письма в соответствии с законодательствам «Об обращении граждан».

Кому она положена

Как правило, при установлении данного вида компенсации, ее выплачивают родителям, которые имеют детей, поставленных на учет в управление образования и не получивших свободного места в детском саду. То есть как таковых льготных категорий не предусмотрено, учитывая, что льготники имеют первоочередное право на получение мест в ДОУ.

Но дело в том, что даже льготники в детских садах делятся на три категории, то есть те же дети инвалиды, сироты или опекаемые получат места в первую очередь, а вот дети матерей-одиночек либо неработающих студенток, из малообеспеченных и многодетных семей, и работников детсада будут относиться ко второй очереди.

И, соответственно, дети, старшие братья которых уже зачислены в данное Образовательное учреждение будут относиться к третьей очереди, не говоря уже о всех остальных детях, родители которых не принадлежат ни к какой льготной категории, кроме того, что являются родителями пребывающими в отпуске по уходу. То есть по сути, за компенсацией могут обращаться все родители, которым было официально отказано в связи с отсутствием свободных мест.

Перечень необходимых документов

Естественно просто так компенсацию не предоставят, нужно подтвердить свое право документально, а именно предоставив следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении компенсации;
  • копию паспорта;
  • свидетельство о рождении крохи;
  • справку о составе семьи;
  • справку из банка об открытия счета;
  • копию приказа о пребывании в декретном отпуске;
  • официальное письмо об отказе в приеме в ДОУ в связи с отсутствием свободных мест.

А также документы подтверждающие принадлежность к льготной категории при необходимости, допустим, удостоверение об инвалидности или документы о признании семьи малообеспеченной.

Порядок оформления

Для того, чтобы получить компенсацию для начала следует обратиться в Департамент образования с официальным письмом о наличии программы, в соответствии с которой предоставляется компенсация. Если программа работает, в тот же Департамент нужно подать вышеперечисленный пакет документов для получения компенсации. Однако если в выплате компенсации будет отказано, следует рассмотреть еще одни вариант.

В частности, на основании ст.6 ФЗ №124 место в детском саду должно быть предоставлено всем, и родители, как законные представители ребенка, имеют право сами выбрать Образовательное учреждение. То есть, если в Дошкольном учреждении по месту жительства свободных мест нет, родитель вправе обратиться на основании п.5 Приказа №293 с просьбой о предоставлении места в другом саду, но в том же населенном пункте. То есть возможно зачислить ребенка в другой сад временно до тех пор, пока по месту проживания не освободиться место для ребенка, а затем на основании заявления осуществить перевод.

Виды компенсаций

Как следует из вышеизложенного в настоящий момент для родителей дошкольников предусмотрены два вида компенсации:

  • за часть расходов по оплате в связи с присмотром за малышом;
  • при отсутствии свободных мест.

На основании ст.65 ФЗ №273 компенсация за присмотр за крохой распространяется на всех родителей, также ее обязаны выплачивать все Образовательные учреждения независимо от формы собственности, то есть частные садики обязаны вернуть часть денег из родительской платы точно так же, как и государственные.

А вот условия выплаты компенсации за отсутствие свободных мест в Образовательных учреждениях предусматривает оплату данной компенсации только в отношении тех детей, которые были поставлены на учет и претендовали на место в ДОУ являющихся государственными или бюджетными учреждениями. Кстати, если родители сомневаются в правомерности отказа в свободном месте, они имеют полное право обратиться за правовой защитой в прокуратуру.

Возможные изменения и новости в данном вопросе

Конечно, образовательная система не совершенна, тем более в свете демографического взрыва после долгого спада, что собственно и спровоцировало настоящие проблемы отсутствия свободных мест.

Также разрабатывается законопроект под патронажем президента о возможности оказания образовательных услуг на дому, а также организации небольших групп дошкольного образования при школах, таким образом увеличив потенциальную возможность предоставить дошкольное образование большему количеству детей.

Хотелось бы отметить и еще одну льготу установленную на законодательном уровне, в частности компенсация полученная за детсад с 2016 года более не будет облагаться налогом, который ранее предусматривал 13% удержаний от всех полученных сумм. Конечно это небольшая сумма, тем более с 20% части родительской платы, но все же.

И несмотря на то, что законопроект о выплате компенсации при отсутствии свободных мест заморожен начиная с 2012 года и по состоянии на 2018 год его не планируют перерабатывать, субъекты РФ вправе сами установить и объем льгот, и категорию нуждающихся граждан, и размер компенсации, что многие и делают.

Порядок выплаты компенсации за детский сад рассмотрен в следующем видеосюжете:

Компенсация за второго ребенка в детском саду 2018

Федеральным законом об образовании разделены функции:

по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и

по осуществлению присмотра и ухода за детьми

в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),

а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).

пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.

пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми в детских садах

Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:

устанавливать плату, взимаемую с родителей, и

если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

обеспечению соблюдения ими личной гигиены и

пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:

  • договора об оказании соответствующих услуг между родителями ребенка и детским садом.

Размер родительской платы за детский сад

При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:

расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Это связано с тем, что:

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,

посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),

в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,

отнесено к полномочиям субъектов РФ.

пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:

в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и

это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Меры социальной поддержки при оплате детского сада

В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

  • установлено право, а не обязанность учредителя детского сада устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • при введении родительской платы учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в детских садах, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;

часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,

не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,

не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.

часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:

должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен

либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.

Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:

установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также

утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.

При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:

  • также предусмотреть средства на возмещение затрат детского сада на осуществление присмотра и ухода за детьми.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:

как для семей, имеющих детей,

так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году

В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.

Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад: