Комментарий к ст257 коап рф

Рубрики Процессы

Оглавление:

Статья 257 УК РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 257 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что при осуществлении хозяйственной деятельности уничтожаются рыбные запасы и другие водные животные либо растения, что также ведет к истощению популяций либо к их исчезновению.

2. Объект преступления — отношения по охране водных биологических ресурсов как компонента природной среды от их истребления в результате осуществления хозяйственной деятельности.

Предметом преступления признаются водные биоресурсы (флора и фауна водных объектов) — рыбы различных видов независимо от возраста, в том числе молодь, другие водные животные, а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность.

3. Объективная сторона характеризуется производством сплава древесины, строительством мостов, дамб, транспортировкой древесины и других лесных ресурсов, осуществлением взрывных и иных работ, а равно эксплуатацией водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов.

Порядок производства указанных видов работ установлен в нормативных актах. При этом надо иметь в виду, что закон содержит открытый перечень видов деятельности, при которых возможно нарушение правил охраны водных биоресурсов (см., например: Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 997 ).

СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

4. Преступление имеет материальный состав. В качестве обязательного признака объективной стороны указаны последствия: а) массовая гибель рыбы или других водных биологических ресурсов; б) уничтожение в значительных размерах кормовых запасов; в) иные тяжкие последствия.

О понятии массовой гибели рыбы см. комментарий к ст. 250.

Вопрос о признании размера уничтожения кормовых запасов значительным решается судом на основе совокупности обстоятельств, оценки причиненного ущерба, с принятием во внимание как экономической, так и экологической ценности уничтоженных биоресурсов. Их стоимостное выражение устанавливается по Временной методике оценки ущерба, нанесенного рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах от 20.10.89.

Иные тяжкие последствия также являются оценочным понятием. К рассматриваемым последствиям можно относить уничтожение мест размножения рыбы или иных водных животных, так называемых зимовальных ям, нарушение экологического равновесия биосистемы, значительное снижение продуктивности (возможности промышленного рыболовства), убытки в крупных размерах, связанные с восстановлением качества природной среды, т.е. такого ее состояния, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, и др.

Между нарушением правил охраны рыбных запасов и наступлением указанных последствий должна быть установлена причинная связь.

5. Преступление считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, предусмотренных ст. 257.

6. С субъективной стороны преступление характеризуется как умышленной (преобладает косвенный умысел), так и неосторожной формой вины.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Им могут быть как руководители хозяйствующих субъектов или предприниматели, занимающиеся осуществлением указанных видов работ, так и лица, фактически выполняющие эти работы без всякого разрешения.

8. Рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ. Указанные деяния, в целом совпадая в признаках объективной стороны, различаются по формулировке предмета правонарушения и по его последствиям. Административный деликт создает угрозу наступления последствий в виде массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов или иных тяжких последствий, тогда как преступление влечет реальное наступление этих последствий.

Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

СТ 17.3 КоАП РФ

1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 17.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок деятельности судов. Нормы комментируемой статьи распространяются на все виды судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, а также конституционное судопроизводство.

2. В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и названным Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения.

В силу Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Одной из задач, возложенных на судебных приставов, является обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Согласно п. 1 ст. 11 названного Закона судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

— обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

— выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи, по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда.

Таким образом, требования и распоряжения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов основываются на содержании их прав и обязанностей.

Судья и судебный пристав вправе требовать от участников процесса и иных лиц, находящихся в зале судебного заседания или помещениях суда, соблюдения установленного порядка.

При квалификации правонарушения по комментируемой статье следует отличать нарушение порядка (правил поведения в суде) и нарушение процессуального порядка, установленного нормами процессуального законодательства, в частности ст. 257 УПК РФ, ст. 158 ГПК РФ, ст. 154 АПК РФ и др.

Так, диспозиция ст. 17.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

Нарушение порядка и неисполнение распоряжения судьи, связанные с нарушением процессуального порядка, действующего в судебном заседании, регламентируется процессуальными нормами.

Процессуальные нормы, регулирующие порядок в судебном заседании, предусматривают меры воздействия за нарушение указанного порядка, а также условия и процедуру их применения. Меры воздействия за нарушения регламентированного процессуальными нормами порядка в судебном заседании применяются к нарушителю судом, рассматривающим дело, в том судебном заседании, где это нарушение было установлено. Поскольку основания и условия привлечения к ответственности за нарушение установленного процессуальными нормами порядка в судебном заседании специально урегулированы процессуальными нормами, оснований для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 17.3 КоАП РФ в таких случаях не имеется.

Данный факт можно проиллюстрировать следующими примерами.

Признавая неправомерным привлечение физического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ за то, что последнее, являясь ответчиком по гражданскому делу и участвуя в гражданском процессе, нарушало регламент судебного заседания, не исполнило распоряжение председательствующего судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в судебном процессе правила, а также препятствовало рассмотрению дела, суд указал, что нарушение порядка и неисполнение распоряжения судьи допущены лицом в суде в ходе рассмотрения гражданского дела и связаны с нарушением процессуального порядка, действующего в судебном заседании, поэтому они не влекут наступления административной ответственности.

См.: Постановление Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N 38-АД07-1.

Решением суда первой инстанции защитник по уголовному делу был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ за нарушение порядка в судебном заседании. Суд надзорной инстанции счел действия суда первой инстанции необоснованными, отметив при этом, что, поскольку основания и процедура привлечения к ответственности за нарушение порядка в судебном заседании или неподчинение распоряжениям председательствующего в рамках уголовного судопроизводства специально урегулированы нормами УПК РФ, оснований для привлечения указанного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ не имелось.

См.: Постановление Верховного Суда РФ от 31.01.2006 N 41-АД05-5.

Анализ судебной практики показал, что, как правило, состав данного правонарушения образует следующие деяния: отказ по требованию судебного пристава прекратить неуважительные высказывания о сотрудниках суда, нецензурные выражения, осуществление фотокопирования материалов дела без разрешения председателя суда и другие действия, нарушающие установленные правила поведения в суде.

Обязательным признаком состава данного правонарушения является наличие продолжающегося противоправного поведения лица после сделанного ему судьей или судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов однократного замечания (требования) о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

Также при квалификации правонарушения по ст. 17.3 КоАП РФ следует отграничивать деяния, являющиеся преступлениями, предусмотренными ст. 297 УК РФ и ст. 298.1 УК РФ «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава».

3. Субъектами являются участники судебного процесса и иные лица, присутствующие в здании суда.

4. Субъективная сторона может быть только умышленной и характеризуется сознательным противоправным действием лица. Умысел, как правило, является прямым.

Статья 17.3 КоАП РФ. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Новая редакция Ст. 17.3 КоАП РФ

1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Статье 17.3 КоАП РФ

Комментируемая статья содержит два смежных состава правонарушений, посягающих на установленный порядок деятельности судов. Объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении законных требований судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. В статье подчеркивается, что требования судьи или судебного пристава должны быть законными, то есть основываться на нормах регламентирующих порядок судебного разбирательства, который установлен различными законодательными актами, в частности ст. 257 УПК, ст. 158 ГПК, ст. 154 АПК и др.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с послед. изм.) требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. Приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. N 226) (с послед. изм.) устанавливает, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеют право:

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах»;

удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания;

задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка в здании суда, составлять протокол об административном правонарушении, а в случае необходимости — передавать их в органы внутренних дел;

при необходимости обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и ФСБ России, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов — также к военному командованию.

Административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей наступает только в случае, если отсутствуют основания привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 297 Уголовного кодекса «Неуважение к суду» и 298 Уголовного кодекса «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя».

Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть не только участники судебного процесса, но и иные лица, присутствующие в судебном заседании (их родственники, представители СМИ, общественных организаций и т.п.).

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть только умышленной и характеризуется сознательным противоправным действием лица, участвующего в судебном процессе. Умысел, как правило, является прямым.

Другой комментарий к Ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом комментируемого правонарушения являются общественные отношения в сфере отправления правосудия, связанные с соблюдением установленных в суде правил.

2. Обязательным условием признания действий противоправными и влекущими административную ответственность является неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

При нарушении порядка в судебном заседании, неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, либо удаляется из зала судебного заседания, либо на него налагается денежное взыскание (порядок наложения денежного взыскания установлен ст.117 и 118 УПК).

Министерство юстиции РФ приказом от 3 августа 1999 г. утвердило Инструкцию «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности».

3. Субъектами административного правонарушения могут быть только лица, участвующие в судопроизводстве: потерпевший, законные представители физического либо юридического лица, защитник, свидетель, специалист, эксперт, переводчик, прокурор, следователь, истец, ответчик и другие участники, которые перечислены в УПК РФ с комментариями и в процессуальном законодательстве.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется сознательным противоправным действием лица, участвующего в судебном процессе. Как правило, правонарушитель сознает противоправность своих действий, предвидит их вредные последствия и желает наступления таких последствий, т.е. противоправные действия характеризуются прямым умыслом.

Следует иметь в виду, что неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, — относится к уголовным преступлениям, и ответственность наступает в соответствии с УК РФ (ст.297).

Статья 257 УК РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (действующая редакция)

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 257 УК РФ

1. Предмет преступления — водные биологические ресурсы (флора и фауна водных объектов): рыбы различных видов, другие водные животные, а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность.

2. Объективная сторона преступления характеризуется:

1) производством сплава древесины;

2) строительством мостов, дамб;

3) транспортировкой древесины и других лесных ресурсов;

4) осуществлением взрывных и иных работ;

5) эксплуатацией водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов.

Порядок производства указанных видов работ установлен в нормативных актах. При этом надо иметь в виду, что закон содержит открытый перечень видов деятельности, при которых возможно нарушение правил охраны водных биоресурсов.

3. В качестве обязательного признака объективной стороны указаны последствия: массовая гибель рыбы или других водных биологических ресурсов (см. комментарий к ст. 250 УК), уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, иные тяжкие последствия.

Вопрос о признании размера уничтожения кормовых запасов значительным решается судом на основе совокупности обстоятельств, оценки причиненного ущерба с учетом как экономической, так и экологической ценности уничтоженных биоресурсов.

К иным тяжким последствиям можно отнести уничтожение мест размножения рыбы или иных водных животных, так называемых зимовальных ям, нарушение экологического равновесия биосистемы, значительное снижение продуктивности, убытки в крупных размерах, связанные с восстановлением качества природной среды, т.е. такого ее состояния, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, и др.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из последствий, предусмотренных ст. 257 УК.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Им может быть как руководитель хозяйствующего субъекта или предприниматель, занимающийся осуществлением указанных видов работ, так и лицо, фактически выполняющее эти работы без всякого разрешения.

Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Новая редакция Ст. 8.38 КоАП РФ

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 8.38 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной рыбных запасов. Состав правонарушения усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются. Правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища). Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава древесины и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления, в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды, по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и требованиями охраны окружающей среды (абз. 3 ч. 6, абз. 5 ч. 8 ст. 45, ст. 48 ВК РФ). Производство, хранение, применение и деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, проектирование, строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ подлежит лицензированию (абз. 32 — 35, абз. 101, абз. 102 ч. 1 ст. 17).

3. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (ч. 1, ч. 2 ст. 37). При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в т.ч. в период размножения и зимовки (ч. 3 ст. 22).

Другой комментарий к Ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В указанной сфере действует несколько нормативных актов международно-правового характера: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (Лондон, 1972 г.), Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (Рим, 23 октября 1969 г.), Временная Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 9 февраля 1957 г.). Основным актом внутреннего законодательства является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире».

2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны рыбных запасов, включая другие водные биологические ресурсы как составной части животного мира, в свою очередь являющегося кусочком окружающей природной среды.

3. Объективная сторона правонарушения заключается в: производстве лесосплава с нарушением правил охраны рыбных запасов; строительства мостов, дамб с нарушением указанных правил; транспортировке древесины или другой лесной продукции с лесосек с нарушением данных правил охраны рыбных запасов; нарушении правил осуществления взрывных работ или иных работ; нарушении правил эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.

Нарушение указанных правил влечет наступление административной ответственности по комментируемой статье только в случае, если совершение указанных действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, либо уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, либо иные тяжкие последствия.

В то же время, если производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то в этом случае наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.257 УК.

4. Субъективная сторона комментируемых правонарушений может выражаться в форме умысла и в форме неосторожности.

5. Субъектами правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, могут выступать и граждане, и должностные лица, и юридические лица.