Коап 2018 казахстан

Рубрики Наша практика

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 200. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан по реализации алкогольной продукции

1. Реализация алкогольной продукции лицам в возрасте до двадцати одного года –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания,

– влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

3. Розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе:

с 23 до 8 часов следующего дня;

с объемной долей этилового спирта свыше тридцати процентов с 21 до 12 часов следующего дня —

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.

4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

Сноска. Статья 200 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Нарушение тишины, курение на лестничной площадке и др. Разрешение жилищно-коммунальных конфликтов

Ситуация № 1. Если соседи шумят в ночное время

Ремонт квартиры, веселые застолья, громкая музыка, беспокойные домашние питомцы – все это может стать причиной нарушения статьи Административного кодекса. Не всегда, только в ночное время — в период с 11 ночи до 6 утра.

Что делать, если вы столкнулись с одной из перечисленных ситуаций? В первую очередь, выразите свое недовольство в устной форме, попросите, к примеру, приостановить ремонтные работы до следующего рабочего дня. Если после устной просьбы шум не утихает, в данном случае не обойтись без помощи служб правопорядка.

Согласно ст. 437 Административного кодекса РК «Нарушение тишины»: Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, – влечет штраф на физических лиц в размере 5, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 10, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 15, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП (месячных расчетных показателя).

То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц — в размере 10, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 90 МРП.

Вы имеете право обратиться в полицию, позвонив с городского телефона по номеру 102, с мобильного 112, и вызвать участкового инспектора. Инспектор вправе рассматривать подобные дела об административных правонарушениях согласно п.2 ст. 685 КоАП (Кодекс об Административных правонарушениях) и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел РК.

Ситуация № 2. Если соседи курят на лестничной площадке

С 9 октября 2009 года вступил в силу Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», предусматривающий защиту казахстанцев от пассивного курения в общественных местах.

Пассивное курение (принудительное курение) — вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нем продуктами курения табака другими людьми, как правило, в закрытом помещении.

Зажженная сигарета в течение своей «короткой жизни» является источником бокового дымового потока (помимо главного потока, которым наслаждаются курильщики), который действует на окружающих, принужденных к пассивному курению и вдыханию вредоносных веществ.

При курении 25 % вредных веществ табачного дыма сигарет сгорают, 25 % поглощает курящий, 50 % отравляют воздух в помещении

Согласно ст. 159 п. 5, пп.10 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения РК — курение запрещается в подъездах домов, а также в организациях образования, в организациях для отдыха несовершеннолетних, организациях здравоохранения, пунктах общественного питания, кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах, в местах предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках, в музеях, библиотеках и лекториях, в поездах и на судах морского и речного транспорта, на борту воздушного судна, в салонах автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок пассажиров, троллейбусов, такси и городского рельсового транспорта, зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов, государственных органах и организациях, в помещениях, являющихся рабочими местами.

Курение, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф в размере 6 МРП.

Контроль за ограничением табакокурения возложен на органы внутренних дел, поэтому в случае нарушения вы можете обратиться к участковому инспектору в местный отдел полиции с соответствующим заявлением.

Ситуация № 3. Если соседи затопили квартиру

Вас затопил сосед сверху, что делать? Желтое пятно, осыпающаяся с потолка штукатурка, пришедшие в негодность обои – вот лишь несколько неприятных последствий. Перед собственниками жилого помещения в таких случаях встает двойная проблема, ведь помимо незапланированного ремонта необходимо начинать процесс по взысканию компенсации с соседей, притом, что взыскать деньги с виновников потопа довольно тяжело. Что делать, и можно ли получить адекватную сумму компенсации, хотя бы в какой-то мере соответствующую реальному ущербу?

На практике, соседям тяжело прийти к решению вопроса мирно, и точку в споре обычно ставит суд.

Необходимо зафиксировать причиненные повреждения «на бумаге», т.е. вы можете вызвать сотрудника оценочной компании, который составит акт о затоплении. Составление акта о затоплении — это, пожалуй, самая важная стадия борьбы за восстановление своего имущества. С этим документом Вы вправе обратиться в суд.

Согласно ст.917 п.1 Гражданского кодекса РК: Вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.

Но если вдруг сосед докажет, что причиненный вред произошел не по его вине, то он освобождается от его возмещения. Следовательно, Вам придется искать первопричину Вашей беды и взыскивать ущерб уже с виновника.

Ситуация № 4. Если соседи «сдают» квартиру

По закону право собственности означает и право распоряжения этим имуществом. Любой собственник квартиры вправе сдавать её в аренду. Законодательство требует в данном случае от хозяина жилья только обязательной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и уплаты налога с прибыли.

В случае если соседи сдают квартиру незаконно, то о данном факте вы можете сообщить в налоговую инспекцию. Согласно ст. 275 Административного кодекса РК «Сокрытие объектов налогообложения»:

  1. Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, на субъектов среднего предпринимательства, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 150 % от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.
  2. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, на субъектов среднего предпринимательства, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 200% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.

Если арендаторы квартиры нарушают покой граждан, проживающих в доме, то в этом случае пострадавшая сторона может обратиться с заявлением на нарушителей в полицию.

Ситуация № 5. Если сосед делает пристройку либо частный бизнес в квартире

Если Ваш сосед решил сделать пристройку или открыть частный бизнес в своей квартире, то на основании закона РК «О жилищных отношениях» он должен следовать требованиям:

  1. Нежилые помещения должны быть изолированы от жилых помещений и не иметь общего входа (выхода).
  2. Использование жилища не должно приводить к его разрушению или порче, нарушать условия проживания других жильцов, причинять ущерб окружающей среде.
  3. Переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилом доме возможны с согласия собственника помещения и при наличии проекта, выполненного физическим или юридическим лицом, несущим ответственность за соответствие проекта строительным нормам и правилам. Нежилые помещения должны быть изолированы от жилых помещений и не иметь общего входа (выхода). Соответствие проекта обязательным требованиям подтверждается в установленном законодательством Республики Казахстан порядке уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

Ответственность за соответствие проекту выполняемых в натуре работ по переоборудованию и перепланировке помещений несет собственник и исполнитель работ в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

  1. При изменении (переоборудовании, перепланировке) помещений (квартир) обязательное письменное согласие не менее двух третей от общего числа собственников помещений (квартир) жилого дома требуется в следующих случаях:
    1. изменения затрагивают несущие конструкции;
    2. изменения затрагивают общее имущество.

В случае, когда вышеперечисленные изменения затрагивают интересы только собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), требуется получение письменного согласия только указанных лиц.

Для законного воздействия на соседа вы можете обратиться в Управление государственного архитектурно-строительного контроля или районное управление прокуратуры.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 25 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», принятие решений о строительстве, расширении, техническом перевооружении, модернизации, реконструкции (перепланировке, переоборудовании, перепрофилировании), реставрации и капитальном ремонте строений, зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, а также об инженерной подготовке территории, благоустройстве и озеленении, консервации строек (объектов), проведение комплекса работ по постутилизации объектов городского значения находится в компетенции акимата.

Незаконное строительство производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без соответствующего права на землю — влечет штраф с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения либо без такового:

1) на физических лиц — в размере 15 МРП;

2) на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 30 МРП;

3) на субъектов среднего предпринимательства — в размере 50 МРП;

4) на субъектов крупного предпринимательства — в размере 200 МРП.

Статистический анализ Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (по состоянию на 1 января 2018 г.) (Тукиев А.С. к.ю.н., доцент, директор Института законодательства РК; Досмырза Д., к.ю.н., начальник отдела Института законодательства РК)

Дата: 05 февраля 2018 в 12:39 2018-02-05T12:39:07+06:00

По сообщению сайта Zakon.kz

Статистический анализ Кодекса Республики Казахстан

от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях»

(по состоянию на 1 января 2018 г.) [1]

Тукиев А.С. к.ю.н., доцент,

директор Института законодательства Республики Казахстан

начальник отдела конституционного, административного законодательства и

государственного управления Института законодательства Республики Казахстан

Первый в истории суверенного Казахстана Кодекс об административных правонарушениях был принят 30 января 2001 года и действовал до 1 января 2015 года. До такой систематизации (кодификации) законодательство об административных правонарушениях долгое время регулировались отдельными разрозненными нормативными актами, не существовало единых процедур привлечения к административной ответственности. Поэтому анализируя положения Кодекса об административных правонарушениях необходимо иметь ввиду его многоаспектность и неоднозначность.

За время действия Кодекса об административных правонарушениях от 2001 года поправки в него вносились более 185 раз. Причем в последние годы такая практика возросла — начиная с 2012 года было принято свыше 63 законов, которыми Кодекс был дополнен свыше 250 статьями.

В качестве предмета исследования выступил Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП).

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного законодательного акта с описанием его эффектов, а также анализ стабильности данного кодекса. В работе также использовались теоретические и эмпирические методы, в том числе анализ и синтез, систематический, сравнительно-правовой и др.

1. Общие показатели стабильности Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

С 5 июля 2014 года по 1 января 2018 года (42 месяца) изменения в КоАП внесены 74 законами (Диаграмма 1).

При этом наибольшее количество поправок в КоАП были внесены в 2015 году — 36 законов, что составляет 48,6% от общего количества законов, вносивших изменения и дополнения в КоАП.

Общая динамика принятия законов, вносящих изменения и дополнения, подчиняется собственным закономерностям и практике внесения изменений и дополнений в КоАП при разработке и принятии отраслевых законов, предусматривающих соответствующие изменения в сфере административно-деликтного законодательства. Основными правоприменителями КоАП являются 64 уполномоченных государственных органа, которые реализуют политику в конкретных сферах государственного регулирования. Именно эти органы являются инициаторами поправок в КоАП и с учетом своей правоприменительной практики вырабатывают меры по его совершенствованию.

За период действия КоАП было принято всего 2 закона, инициированных Министерством юстиции, которыми целенаправленно внесены изменения и дополнения в КоАП:

1) Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 272-V

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»;

2) Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года № 127-VI

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

При этом, необходимо отметить, что последний закон принят во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года, положения которого были направлены на принятие мер по гуманизации административно-деликтного законодательства.

Таким образом, в 2017 году проведена самая масштабная гуманизация норм КоАП (порядка 330 статей) с момента его принятия.

Закон от 28 декабря 2017 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» содержит в себе 3 направления:

— гуманизация (61% от всех поправок);

— совершенствование отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях (8% от всех поправок);

— систематизация процедурных и процессуальных норм КоАП (31% от всех поправок).

В целях гуманизации норм КоАП приняты следующие новеллы:

Во-первых, институт сокращенного производства теперь применяется в отношении должностных и юридических лиц, а также по правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (50% скидки — 7 дней).

До принятия Закона сокращенное производство действовало только в отношении физических лиц. Таким образом, данный институт распространил свое действие дополнительно на 673 состава административных правонарушений.

Кроме этого, ранее часть вторая статьи 810 КоАП запрещала применять сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания. Автоматически это распространяется на санкции, в которых, на альтернативной основе предусматривается «штраф» либо «предупреждение», что является нецелесообразным в виду незначительности взыскания. В связи с чем, Законом распространено сокращенное производство и на эти случаи.

Во-вторых, по 339 составам административных правонарушений смягчены санкции. В частности, снижены размеры штрафов по 158 составам, расширено «предупреждения» по 31 составам и заменено на менее репрессивное взыскание по 150 составам.

Наряду с этим, Закон предусматривает положение, обязывающее налагать предупреждение (когда предупреждение предусмотрено на альтернативной основе наряду со штрафом), если отсутствуют отягчающие обстоятельства.

В-третьих, введен институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Так, КоАП дополнен статьей 64-1 в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности будут учитываться конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда — его размер.

В целях совершенствования отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП внесена поправка, предусматривающее лишение или приостановление действия не всего разрешительного документа, а только его отдельных подвидов (это потенциально 120 составов КоАП).

Также предусмотрено досрочное возобновление действия разрешения при устранении нарушений, явившихся основанием для приостановления (это потенциально 107 составов КоАП).

Кроме этого, внесены поправки, направленные на решение проблемных вопросов, связанных с применением норм КоАП. В частности, увеличен срок административного задержания с 3 до 24 часов по составам, влекущим административный арест.

Средний период стабильности данного КоАП равен значению 0,56[2], из чего следует, что в среднем в КоАП вносятся поправки 1 раз в 17 дней.

Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в сфере административных правонарушений. Преобладает политика внесения в него изменений и дополнений.

Анализ изменений КоАП по месяцам 2014-2017 гг. показал, что наибольшее количество законов было принято в ноябре 2015 года (16 законов) и апреле 2016 года (11 законов). Кроме того, тенденция принятия большого количества законов наблюдается в конце года (Таблица 1).

В МВД РК разъяснили новые нормы КоАП

Астана. 6 июня. КазТАГ – Арсен Аскаров . В комитете административной полиции МВД РК разъяснили применение новых норм Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

«В последнее время в СМИ и социальных сетях участились различного рода публикации касательно применения новых норм КоАП, связанных со штрафами за нарушения ПДД, зафиксированными камерами, а также советы водителям, «как не платить штраф» и т.п., тем самым вводя в заблуждение участников дорожного движения. В этой связи, в целях исключения неправильного понимания норм КоАП, комитет административной полиции разъясняет порядок и особенности административного производства по нарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме», — отмечается в распространенном сообщении ведомства.

В настоящее время Кодексом об административных правонарушениях, порядок осуществления производства по предписаниям о необходимости уплаты штрафа полностью регламентирован.

Так, при фиксации административного правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Владельцами транспортных средств признаются физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности, а также физические лица, которым транспортные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, переданы во временное владение и пользование.

Под сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами следует понимать технические средства и приборы наблюдения и фиксации правонарушений, прошедшие метрологическую поверку, фото-, видеоаппаратуру, фиксирующие факт и время совершения правонарушения, вид, марку, государственный регистрационный номерной знак, а также скорость и направление движения транспортного средства.

«В случаях, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, штраф оформляется в виде предписания о необходимости уплаты штрафа. При этом, протокол об административном правонарушении не составляется. Далее, владельцу ТС будет предоставлен срок для добровольной оплаты штрафа (30 суток), после чего, в случае неиспользования такого права, материалы будут направлены органами внутренних дел в региональные палаты судебных исполнителей для принудительного взыскания», — уточнили в ведомстве.

Также отмечается, что по указанным нарушениям, лицо имеет право оплаты штрафа в размере 50% от полной суммы штрафа в течение 7 суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца.

«В случае, если владелец ТС, в течение 15 суток с момента получения предписания, не обратился в ОВД с заявлением о том, что на момент фиксации правонарушения его транспортным средством управляло другое лицо, то такое предписание считается рассмотренным по существу и вступает в законную силу по истечении 10 суток», — говорится в официальном сообщении.

Таким образом, если владелец обратится с заявлением в ОВД после срока рассмотрения и вступления в законную силу предписания о необходимости уплаты штрафа, то должностное лицо (орган) вынесшее предписание неправомочно принимать решение по его пересмотру.

Соответственно, производство по предписанию о необходимости уплаты штрафа прекращаться не будет, так как вопросы пересмотра, вступивших в законную силу предписаний о необходимости уплаты штрафа, относятся к компетенции суда.

«В случае, если собственник (владелец) транспортного средства обратился с таким заявлением в ОВД до вступления предписания в законную силу, и в ходе проверки будет установлено лицо, во владении которого оно находилось в момент фиксации правонарушения, то он будет освобожден от административной ответственности за правонарушение, совершенное с участием его транспортного средства. При этом к ответственности будет привлечено установленное лицо, которое непосредственно управляло ТС на момент совершения правонарушения», — пояснили в комитете.

Если же, в ходе проверки лицо не будет установлено, а также факты, указанные заявителем, не найдут своего подтверждения, то нести ответственность за данное нарушение будет именно собственник (владелец) транспортного средства.

В комитете добавили, что в настоящее время Кодексом об административных правонарушениях порядок осуществления производства по предписаниям о необходимости уплаты штрафа полностью регламентирован. Так, при фиксации административного правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, к административной ответственности в области дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В Казахстане снижены штрафы за нарушение ПДД

Сегодня, 9 января, вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РК. Снижены размеры штрафов по 40 видам административных нарушений, сообщает корреспондент NUR.KZ.

Штраф за отсутствие договора обязательного страхования автомобиля составляет 10 МРП (ранее 20 МРП).

Стоянка на местах для инвалидов обойдется в 10 МРП (ранее 50 МРП).

Штраф за превышение скорости от 10 до 20 км в час снижен до 5 МРП (ранее 10 МРП), от 20 до 40 км в час – 10 МРП (ранее 15 МРП), свыше 40 км в час – 20 МРП (ранее 30 МРП).

Штраф за действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, составит 30 МРП (ранее 40 МРП).

До 2 МРП снижен штраф, предусмотренный для пешеходов и иных участников движения. Ранее он составлял 5 МРП.

Штраф, зафиксированный специальными техническими средствами и приборами в автоматическом режиме, можно оплатить в размере 50 процентов от полной суммы в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца.