Источники конституционного права россии как отрасли права и науки

Рубрики Вопрос юристу

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права – юридические формы выражения и закрепления принципов и норм, которые в совокупности составляют конституционное право. Это нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Содержание

↑Федеральный уровень источников конституционного права РФ

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования), в которой закреплены основные черты общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

Источниками конституционного права являются также акты Конституционного Собрания Российской Федерации, законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Акты Конституционного Собрания Российской Федерации — нормативные акты, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром. Поскольку Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании до сих пор не принят, в конституционной практике нет и соответствующих примеров этого источника права.

Законы РФ о поправках к Конституции РФ — особый вид нормативных актов, посредством которых вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ. 30 декабря 2008 г. были приняты два Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Важнейшим источником конституционного права является закон. Федеральные конституционные законы — это нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ. Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений и парламент, и другие государственные органы признают необходимость их первичного, основополагающего регулирования посредством федерального закона. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральным конституционным законам не могут противоречить федеральные законы.

Конституционному праву известен такой источник сильного политического звучания, как декларации. Так, 12 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята Декларация о языках народов России. 21 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает своим постановлением Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

Многочисленные подзаконные акты также являются источниками конституционного права России.

Так, нормы конституционного права содержатся в нормативных актах палат Федерального Собрания – Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Есть также положения об аппаратах палат и некоторые другие нормативные акты.

б) Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы конституционного права, а зачастую и целиком являются источниками права.

в) Нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, изданы в развитие законов и детализируют соответствующие общественные отношения в связи с участием в них органов исполнительной власти.

↑Источники конституционного права РФ на уровне субъектов РФ

На уровне субъектов РФ издаются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

↑Нормативные акты местного самоуправления или его органов

Прежде всего это уставы муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления — думами, собраниями депутатов и т.п. Источниками могут быть и отдельные акты названных органов — регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и др.

↑Иные источники конституционного права РФ

Международно-правовые нормы являются возможными источниками конституционного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди источников конституционного права РФ выделяют отдельно внутригосударственные договоры и соглашения – договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между различными субъектами РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по разграничению предметов ведения и полномочий. Следует, однако, отметить, что роль таких договоров существенно снизилась в настоящее время.

Вопрос о выделении в качестве самостоятельных источников конституционного права решений Конституционного Суда РФ, их конституционных (уставных) судов субъектов РФ является дискуссионным. С одной стороны, все чаще признаются в качестве источника конституционного права решения Конституционного Суда по вопросам толкования норм Конституции, о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ, поскольку, очевидно, что зачастую такие решения не просто уточняют существующие нормы конституционного права, но и создают новые общеобязательные правила поведения. С другой стороны, существует и противоположная точка зрения, согласно которой не Конституционный Суд РФ, а законодатель корректирует закон с учетом уточненного путем толкования содержания конституционной нормы (правила надлежащего понимания).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

12.1. Конституционное право как отрасль российского права, как наука и учебная дисциплина

Понятие «конституционное право России», как и, впрочем, зарубежных стран, используется в нескольких смыслах, что часто приводит к известной путанице. Можно отметить три значения, в которых употребляется термин «конституционное право»: 1)

конституционное право как отрасль права, т.е.

конституционное право как наука — это интерпетация норм и институтов действующего конституционного права, практика их применения, представленная в теориях, доктринах, концепциях различных исследователей; 3)

конституционное право как учебная дисциплина — представляет предмет преподавания в высшей школе. Учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, изучает основы действующего права и науки и состоит из двух частей: общей, в которой изучаются основные институты конституционного права России, и особенной, где излагаются политические институты и основы конституционного права страны.

12.1.1. Понятие конституционного права как отрасли

Конституционное право России представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления.

Особая значимость конституционного права России в правовой системе обусловлена специфическим предметом реіулирова- ния. Конституционное право регулирует общественные отношения, образующие основу устройства общества и государства, свя- занные с реализацией государственной власти, а также взаимоотношения индивида с обществом и государством, устанавливающие содержание и гарантии прав человека. Дело в том. что взаимоотношения индивида и государства в России всегда были непростые. Долгое время государство было целью, а личность — средством ее достижения.

Чтобы гарантировать себя от произвола сильного, сделать свои взаимоотношения с другими людьми упорядоченными и предсказуемыми, человек создает государство. Цивилизованное существование человека возможно в рамках государственно-организованного общества, поскольку государство выступает универсальным инструментом организации и регуляции поведения человека, который исключает хаос, вседозволенность, анархию. Реализация общезначимых потребностей (в безопасности, правопорядке, отражении внешней угрозы) первоначально осуществлялась за счет ограничения индивидуальных прав, а отношения между государством и индивидом (если он не относился к правящему классу) строились на основе господства и подчинения. Однако в результате эволюции человеческого общества возникает потребность в ограничении абсолютной власти государства и ее разумной организации путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную, формирования независимого суда и органов местного самоуправления. В условиях развитого гражданского общества государство служит человеку, охраняет его свободу и содействует благополучию. Правила взаимоотношений государства и общества с личностью фиксируются в конституции.

Конституционное право РФ как отрасль права регулирует основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок организации и функционирования высших органов власти, их взаимоотношений с гражданским обществом, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, предметом правового регулирования в конституционном праве являются конституционно- правовые отношения — особая разновидность властных политических отношений, урегулированных нормами конституционного права. Их особенностью является то, что они устанавливают основные права и свободы человека и учреждают в целях их гарантии систему органов государственной власти, определяют принципы организации экономической, политической и духовной жизни и местного самоуправления.

Исходя из властной природы конституционно-правовых отношений преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Его содержание составляют обязывания. Это относится в первую очередь к деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Так, в ст. 2 Конституции Российской Федерации (1993 г.) говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

12.1.2. Субъекты конституционного права

Субъектами конституционно-правовых отношений в России выступают как физические лица, так и общественные образования. Основным субъектом является человек, выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих закон — ных интересов.

Однако люди вступают в конституционно-правовые отношения не только индивидуально, но и коллективно, в форме созданных ими объединений: политических партий, движений, общественных организаций и т.п.

Субъектом конституционно-правовьк отношений выступает народ. Так, в ст. 3, п. 1, Конституции говорится о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Кроме этого, субъектом конституционно-правовых отношений является государство, его органы и должностные лица. В Российской Федерации субъектами конституционного права являются само государство как целое, республики, входящие в его состав, края, области, автономная область и округа, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, органы местного самоуправления. Кроме этого, в качестве субъектов конституционного права выступают глава государства (Президент РФ), палаты парламента, их руководители и депутаты, Правительство, его председатель и министры, суды и т.д.

12.1.3. Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое формальное выражение и закрепление в различных формах, которые называются источниками. Они образуют целостную систему.

Одним из источников конституционного права России выступает естественное право. Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Среди них можно выделить такие принципы, как: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «источником власти является народ», «презумпция невиновности», «право на жизнь, на собственность», «свобода» и др.

Кроме естественного права источником выступает Конституция РФ. Это — Основной закон государства. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы организации жизнедеятельности общества и государства и определяющие основные права и свободы человека и гражданина. Нормы Конституции имеют прямое действие.

Источниками конституционного права являются также федеральные конституционные законы. Они касаются применения прав и свобод человека и гражданина, устройства государственной власти и управления. Их издание предусматривается соответствующими статьями Конституции РФ. Так, например, согласно п. 3 ст. 118 «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом».

Источниками конституционного права являются и обычные федеральные законы. Они издаются Государственной Думой для регулирования прав и свобод человека и гражданина, защиты их чести, здоровья, человеческого достоинства, законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Кроме этого, в системе источников конституционного права следует отметить: указы и распоряжения Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия нормативно-правовых актов требованиям Конституции РФ, акты органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. Особым источником конституционного права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает верховенство норм международного права над национальным правом. Согласно п. 4 ст. 15 «если между- народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ЕГО СИСТЕМА Крамер И.А.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

конституционное право, правовые акты, закон, органы самоуправления, государство, демократия, constitutional law, legal acts, law, government, state, democracy

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье дается понятие конституционного права Российской Федерации, и выделяются основные виды его источников. Определяем место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации. Анализируем роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации и роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России

Текст научной статьи

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно — политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому[1, 25]. Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории. Конституционное право — совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти. Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им. Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них — конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права. Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно — правовых отношений. [2, 25]. Каждый конституционно — правовой институт включает несколько различных источников. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно — правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Но отрасль права — не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, её системы. Конституционное право, будучи единой системой права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. [3, 33] Таким образом, критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно — правовых отношений. Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в свое основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют. Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства. Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Её разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов [4, 25]. Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института: — воздействуют на общественные отношения путём установления определённых начал устройства общества и государства; — как правило
, не порождают конкретных правоотношений; — определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ; — адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; — имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции; Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придаёт определённой группе конституционно — правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в её системе. Причём исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования. Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление её составных частей, её главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно — правовые нормы. Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами — напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно — правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.

4. Источники конституционного права как отрасли права и науки

Источники КП – это совокупность действующих в настоящее время нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регламентирующие конституционно-правовые отношения.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.

Нормативные правовые акты — источники конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, учреждающих конституционно-правовые нормы.

Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим.

1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.) и др.; Федеральные законы: «Об общественных объединениях» (1995 г.); «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.); «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.) и др.

Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом . До настоящего времени названный правовой акт еще не принимался. Его особенность по сравнению с другими источниками — временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государственной Думы об амнистии (2000 г.).

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).

Особого рода источниками конституционного права считаются и постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.

Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.

Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государственной власти старейшим депутатом. Однако отдельные примеры допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести. Так, ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.) предусматривает, что решения по вопросам внутренней организации общины и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих законодательству Федерации и субъектов и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

7.Источники конституционного права как отрасли права

Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП — форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) — источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:

1.НПА, действующие на всей территории РФ — особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли КП. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;

2.НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ — конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;

3.НПА, действующие только на территории муниципального образования.

Источниками отрасли КП являются также:

1.правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));

2.особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ — хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;

3.особое место занимают Декларации — Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) — формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства;

4.источники КП, действующие только на территории субъектов РФ — конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

5.Договоры — Федеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов

Действующие ФКЗ РФ:

1.о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);

2.о референдуме РФ от 28.06.2004;

3.о судебной системе РФ от 31.12.1996;

4.об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997;

5.о правительстве РФ 17.12.1997;

6.о военных судах РФ 23.06.1999;

7.о государственном флаге РФ от 25.12.2000;

8.о государственном гербе РФ от 25.12.2000;

9.о государственном гимне РФ от 25.12.2000;

10.о чрезвычайном положении 20.05.2001;

11.о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001;

12.о военном положении от 30.01.2002.

Действующие ФЗ РФ:

1.об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998;

2.о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25.07.2002;