Гражданский кодекс ст131

Рубрики Наша практика

Гражданский процессуальный кодекс РК
Статья 131. Последствия отказа адресата от принятия судебной повестки или иного извещения

1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное извещение лицо, вручающее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в суд, а также вправе составить акт об этом. Отметка об отказе адресата получить судебную повестку или иное извещение удостоверяется уполномоченным лицом кооператива собственников помещений (квартир), службы оказания жилищно-эксплуатационных и коммунальных услуг либо управляющим жилым домом, уполномоченным лицом органа местного самоуправления или соответствующего исполнительного органа по месту жительства адресата, или администрации по месту его работы.

2. Отказ адресата от принятия судебной повестки или иного извещения не является препятствием к рассмотрению дела или совершению отдельных процессуальных действий, и лицо считается извещенным надлежащим образом.

Сноска. Статья 131 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Ст. 131 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости.

Как уменьшить суммы НДФЛ при продаже недвижимости?

На основании пп.5 п.1 статьи 208 НК РФ и п. 1 статьи 224 НК РФ физлицо, продавшее квартиру, дом, земельный участок или доли в указанной недвижимости, обязано выплатить в бюджет 13% от полученного дохода. Однако имеются льготы, которые позволят снизить суммы налога. Так, при продаже недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика-физлица свыше трех лет, платить налог вовсе не потребуется (п. 17.1 статьи 217 НК РФ), как и не потребуется заполнять соответствующую налоговую декларацию (п. 4 статьи 229 НК РФ).

Однако в таком случае важно правильно установить срок владения недвижимостью. По общему правилу он определяется, исходя из даты регистрации права собственности на имущество или долю в нем (п. 1 статьи 131 ГК РФ, п. 2 статьи 223 ГК РФ), указанной в свидетельстве о государственной регистрации. Для земельного участка сроки нахождения его в собственности физлица определяются с момента регистрации права на новый участок, полученный в результате разделения первоначального (Письмо Минфина России от 17.12.2013 N 03-04-07/55742).

Если продаваемое имущество было получено по наследству, то для определения сроков владения следует помнить, что право собственности возникает со дня смерти предыдущего собственника или с момента регистрации прав на имущество, если право собственности на общую недвижимость возникло после смерти супруга/дольщика. Для недвижимости, приобретенной при участии налогоплательщика в жилищно-строительном кооперативе, срок владения ею исчисляется с момента уплаты паевого взноса в полном объеме или даты передачи недвижимости по акту приема-передачи, если это произошло позже полной оплаты стоимости недвижимости.

14 сентября 2015

31 августа 2015

Гражданско-правовые и налоговые отношения находятся в тесной связи, поскольку большая часть обязанностей налогоплательщика перед государством вытекает именно из отношений, которые выступают предметом гражданского права. Поэтому, вступившие в силу летом нынешнего года изменения в первую часть ГК РФ влекут и последствия налогового характера. Верховный суд РФ дал по этому поводу некоторые разъяснения, так что у нас есть тема для очередного интересного разговора.

22 июня 2015

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в этой статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Долгое время положения данной статьи толковались таким образом, что лицо, считающее свои права нарушенными и обращающееся за защитой этих прав в суд (иными словами, истец), свободно в выборе конкретного способа защиты права и самостоятельно определяет правовые средства для достижения желаемого правового результата. Однако постепенно складывалось понимание, что из всего разнообразия предусмотренных в статье 12 ГК РФ и других законах способов не всякий из них применим в той или иной конкретной ситуации и в конечном счете выбор способа защиты определяется характером спорных правоотношений, обстоятельствами нарушения прав заявителя, а в некоторых случаях способ защиты права от конкретного нарушения предопределен законом. Избрание истцом ненадлежащего способа защиты влечет от каз в удовлетворении иска, но не по причинам формального характера с указанием на то, что применению подлежал иной способ, а (в действительности) по тем мотивам, что в сложившейся ситуации используемый способ не приведет к защите нарушенного, по мнению истца, права.

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

СТ 131 ГК РФ

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 г.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к Ст. 131 Гражданского кодекса РФ

1. По смыслу комментируемой статьи ГК РФ в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. О понятии недвижимых вещей см. комментарий к ст. 130 ГК РФ.

Государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными органами, в Едином государственном реестре, в частности, подлежат:

— право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления;

— право пожизненного наследуемого владения;

— право постоянного пользования;

— иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Так, например, согласно ч. 3 ст. 33 ЖК РФ гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа.

Государственная регистрация вещных и иных прав на недвижимое имущество является своего рода дополнительным правовым основанием для того, чтобы недвижимая вещь приобрела оборотоспособность. Об этом делают вывод судебные органы при рассмотрении конкретных гражданско-правовых дел (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012).

По состоянию на 01.08.2016 основным актом, регулирующим в соответствии с ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав, является ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Однако здесь необходимо принимать во внимание ряд следующих изменений:

1) с 01.01.2017 в основной части (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки) вступает в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, с 01.01.2017 кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся на сегодняшний день в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В ЕГРН, в частности, войдут реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ (сведения о границах в настоящее время содержатся в кадастре недвижимости). Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах. Отметим, что на сегодняшний день кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, при этом последние имеют приоритет;

2) согласно ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы. Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. По состоянию на 01.08.2016 государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), а кадастровый учет — подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ;

3) в силу ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный до дня вступления в силу данного Закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Также по вопросу особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях см. ст. 70 указанного Закона;

4) со дня вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (см. ч. 6 ст. 72 данного Закона) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 данного Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Из чего следует, что осуществлять перерегистрацию ранее учтенных объектов недвижимости не нужно;

5) согласно ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»:

а) с 01.01.2017 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» изменит свое наименование — ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и будет регулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

б) с 01.01.2017 признаны утратившими силу главы I — IV, ст. 31 и глава VI ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

в) с 01.01.2020 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признан утратившим силу.

2. Законодательством могут быть установлены требования об осуществлении в отношении недвижимых вещей не только государственной регистрации, но и специальной регистрации или учета. Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида).

Так, например, в соответствии с ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» государственной регистрации подлежат права на воздушные суда и сделки с ними. В соответствии с данным Законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВзК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством РФ.

В рамках ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.

3. В силу п. 3 комментируемой статьи на уполномоченный государственный орган возложена обязанность по обеспечению удостоверения государственной регистрации вещного или иного права в отношении недвижимой вещи либо ограничения этого права, его возникновения, перехода и прекращения. Способов такого удостоверения два:

1) выдача документа о зарегистрированном праве;

2) совершение надписи на документе, представленном для государственной регистрации.

4. Информация о зарегистрированных на недвижимые вещи правах, а также об ограничениях прав, их возникновении, переходе и прекращении предоставляется уполномоченным органом любому лицу, к нему обратившемуся. Такая информация предоставляется в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Обратим внимание, что любому лицу предоставляется только та информация о зарегистрированных на недвижимые вещи правах, которая признана общедоступной. Сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав только по запросам субъектов, имеющих право на получение соответствующей информации.

Более подробно аспекты предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы в гл. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 22.12.2015 N 2791-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Лаптевой Нажмии Мухамедовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 292, статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 198, 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;

— Определение КС РФ от 23.06.2015 N 1529-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болявина Андрея Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом «к» пункта 9, подпунктом «к» пункта 21, подпунктом «е» пункта 45 и пунктом 46 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 17, 38);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (см. п. 1).

Новый Гражданский кодекс… На старт, внимание, марш!

Реформа гражданского законодательства началась официально. В декабре Президент РФ подписал закон, вносящий первую порцию изменений в самый главный кодифицированный нормативно-правовой акт России. Федеральный закон, небольшой по объему, выглядит как разминка перед более глобальными изменениями, самые скандальные поправки законодатели оставили на десерт.

С 1 марта 2013 г., за исключением отдельных положений, вступит в силу Федеральный закон от 30.12.12 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ). Закон представляет собой первую часть всего массива новелл (см. таблицу), оставшиеся части которого законодатели планируют принимать поэтапно.

В ГК РФ появился обход закона и принцип добросовестности

Усиленно критикуемый юристами «обход закона» все же остался в тексте Закона № 302-ФЗ в виде одного из способов зло­употребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ). Основной причиной критики этого нового для ГК РФ понятия является его неконкретность — в законе нет четких признаков отличия действий в обход закона от просто злоупотребления правом, между тем они могут повлечь за собой разные последствия.

Кроме того, новая редакция ст. 10 ГК РФ расширяет пределы судейского усмотрения в случаях, когда при рассмотрении дела устанавливается факт злоупотребления лицом своим субъективным правом. До сих пор последствием установления такого факта был отказ в судебной защите права. С 1 марта этого года диапазон последствий станет шире: суд может отказать в защите как полностью, так и частично. А для случаев, когда злоупотребление выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, законом могут быть предусмотрены и иные последствия.

Еще одна новелла — возможность требовать возмещения убытков, которые были причинены лицу в результате нарушения прав или законных интересов при злоупотреблении правом. Правда, по сути, эта норма ничего нового в себе не несет, а лишь конкретизирует положение ст. 15 ГК РФ.

Изменения претерпела и ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства». В ней закреплена обязанность субъектов гражданско-правовых отношений действовать добросовестно, а также недопустимость извлечения ими прибыли из своего неправомерного поведения. Этот запрет не раз озвучивал Президиум ВАС РФ при рассмотрении дел в надзоре, а теперь он нашел закрепление на законодательном уровне.

Среди других изменений в общие положения ГК РФ можно отметить указание на решения собраний как основание возникновения гражданских прав и обязанностей (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ), а также на признание недействительными таких решений — как способ защиты права (п. 12 ГК РФ). К предмету регулирования гражданского права также добавились корпоративные отношения (п. 1 ст. 2 ГК РФ). На наш взгляд, эти три изменения только закрепили действительное положение дел, содержательно не внеся ничего нового.

Государственная регистрация сделок уйдет в прошлое

Особого внимания, безусловно, заслуживают новеллы в сфере государственной регистрации прав на имущество. В Кодексе появится новая ст. 8.1, посвященная государственной регистрации прав на любое имущество, для которого такая регистрация обязательна. Для сравнения — в действующей редакции ГК РФ регистрации прав посвящена ст. 131, но в ней речь идет конкретно о регистрации прав на недвижимость. Более подробно вопросы государственной регистрации прав на недвижимость (ведь только права на это имущество подлежат регистрации) сейчас регулирует Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ).

Среди изменений, которые вносит ст. 8.1 ГК РФ, стоит отметить три наиболее интересных момента.

Во-первых, государственная регистрация станет единственной, в то время как государственная регистрация сделок осуществляться больше не будет. Все сделки, заключенные после 1 марта 2013 г., в настоящее время требующие государственной регистрации, такой регистрации больше не потребуют и будут считаться заключенными с момента передачи имущества или согласования сторонами всех существенных условий — в зависимости от типа сделки. Речь идет о договорах ренты, продажи жилых помещений, предприятий, дарения или аренды недвижимости, в том числе предприятий, а также зданий и сооружений на срок более года (п. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

Во-вторых, в новую редакцию не вошло требование об обязательном нотариальном удостоверении всех сделок, влекущих изменение, возникновение или прекращение подлежащих государственной регистрации прав на имущество. Справедливости ради стоит отметить, что законодатель оставил в данном случае лазейку, указав, что нотариальное удостоверение может быть обязательным в силу положений договора или закона. То есть полностью исключать обязательный визит к нотариу­су при совершении некоторых категорий сделок пока еще рано. Например, такое требование может позднее появиться в Основах законодательства о нотариате или в том же Законе № 122-ФЗ.

В-третьих, у лиц, право на имущество которых было зарегистрировано ранее, появится возможность требовать внесения в реестр прав отметки об их возражении относительно регистрации такого права. Срок действия отметки — три месяца, в течение которых заявившее об ее внесении лицо должно предоставить сведения об оспаривании права в суде. Если таких доказательств в регистрирующий орган представлено не будет, отметка аннулируется, и вторично это же лицо не сможет требовать ее внесения для этого объекта.

Правда, в ГК РФ не уточняется, относится ли эта норма только к лицу, которое значится в реестре предыдущим правообладателем, или же к любому лицу, соответствующее право на имущество которого было когда-либо зарегистрировано. В статье 8.1 есть оговорка о том, что такие отметки будут вноситься в реестр в порядке, установленном законом — возможно, именно в нем и будет содержаться ответ на этот вопрос.

Еще один неясный момент — нужно ли будет лицу, по требованию которого вносится отметка, каким-то образом подтвердить свои возражения. В статье 8.1 ГК РФ о таком обосновании не сказано ни слова. Возможно, и этот вопрос будет решен в законе, что, на наш взгляд, является необходимым.

Отметки о возражении против регистрации права можно рассматривать и как позитивное, и как негативное изменение, все будет зависеть от практики применения данной нормы. Например, внесение отметки о возражении (а по сути — отметки о высокой вероятности судебного спора) может отпугнуть потенциального покупателя или арендатора имущества, и таким образом сорвать крупную сделку. С другой стороны, при добросовестном осуществлении права на внесение таких отметок они помогут этим же субъектам обезопасить себя от недобросовестных продавцов (арендодателей).

Ущерб, причиненный правомерными действиями органов власти, будут возмещать

Очень важная новелла, внесенная Законом № 302-ФЗ, касается возможности компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу организации правомерными действиями государственных или муниципальных органов, их должностных лиц или иных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями (ст. 16.1 ГК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).

Ранее в российском законодательстве такая возможность не предусматривалась, и традиционно компенсации подлежал лишь ущерб, причиненный неправомерно. На сегодняшний день трудно сказать, насколько востребованной будет данная норма, но в любом случае ее принятие свидетельствует о повышении ответственности государства и муниципалитетов за свою деятельность.

Стоит обратить внимание на несколько моментов. Так, компенсации будет подлежать именно реальный ущерб, а не убытки. Это значит, что упущенную выгоду компенсировать не будут (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Кроме того, речь идет лишь о правомерных действиях, а значит ущерб, причиненный правомерным бездействием, также компенсации не подлежит. И, наконец, указанная норма ст. 16.1 ГК РФ носит общий характер, не имея прямого действия, поскольку в ней сказано, что компенсация ущерба будет осуществляться в порядке и случаях, установленных в законе. Так что весьма вероятно, что круг обстоятельств, при которых можно будет применить ст. 16.1, впоследствии станет уже.

Доходами «игроманов» смогут распоряжаться попечители

Претерпели заметные изменения и нормы главы 3 «Граждане (физические лица)». Главное новшество — возможность признать ограниченно дееспособным гражданина, который имеет зависимость от азартных игр, и установить над ним попечительство. Внесены поправки и в другие нормы, касающиеся дееспособности граждан, опеки и попечительства (ст. 29 и 30 ГК РФ). В частности, подробно урегулирован порядок «поворота» признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.

Кроме того, появилась возможность использования псевдонима или имени гражданина иным физическим лицом, только если это использование не вводит в заблуждение третьих лиц относительно тождества таких граждан, а также не влечет иного злоупотребления правом. Использование имени гражданина способом, который умаляет его достоинство или деловую репутацию, будет порождать право потерпевшего на опровержение, возмещение вреда и компенсацию морального вреда (ст. 19 ГК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).

Заметим, что почти все поправки, касающиеся недееспособности или ограниченной дееспособности граждан, вступят в силу лишь спустя два года после вступления в силу Закона № 302-ФЗ. Однако норма, предусматривающая возможность признания гражданина ограниченно дееспособным вследствие его пристрастия к азартным играм, начнет действовать в общем порядке, с 1 марта 2013 г.

Крестьянское фермерское хозяйство — организация или предприниматель?

Быстрее всех вступают в силу изменения в части регулирования деятельности крестьянских фермерских хозяйств (КФХ). Точнее, они уже начали работать со дня официального опубликования Закона № 302-ФЗ (31 декабря 2012 г., www.pravo.gov.ru). И хотя обновленные правила игры уже распространяются на все КФХ, перерегистрировать созданные до этой даты хозяйства не требуется (п. 7 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

Так, теперь КФХ может существовать в двух ипостасях: как организация (ст. 86.1 ГК РФ) и как объединение граждан, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Причем создать КФХ-организацию вправе только граждане, уже являющиеся участниками соглашения о ведении совместной деятельности в форме КФХ. Один гражданин может выступать участником только одного КФХ — юридического лица. Правда, из закона не совсем ясно, допускается ли создание КФХ-организации членами нескольких КФХ в виде объединения граждан без образования юридического лица, или же будет действовать правило «одно КФХ без создания юридического лица = одно КФХ в форме юридического лица».

Цели законодателя, исходя из которых были приняты данные поправки для КФХ, не особо ясны. Можно было бы предположить, что ведение деятельности КФХ в форме организации станет стимулом к развитию сельскохозяйственной деятельности, поскольку ответственность участников организаций (как минимум, участников ООО) ограничена. Однако если речь идет о КФХ-организации, это не так: его участники несут субсидиарную ответственность по долгам хозяйства (п. 4 ст. 86.1 ГК РФ).

Обзор поправок, внесенных Законом № 302-ФЗ в главы 1, 2 ГК РФ