Форма правления российской федерации конституционное право

Рубрики Наша практика

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Конституционное право

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Таким образом, Конституция наделяет Президента правом ведения переговоров и подписания соглашений не только с руководителями иностранных государств, международных правительственных организаций, но и с полномочными представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обширные полномочия Президента России проистекают из закрепленного Конституцией положения (п. 2 ст. 80) о том, что он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

К особенностям формы правления следует отнести и то, что не будучи формально главой исполнительной власти, Президент Российской Федерации имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти. Такой вывод следует из закрепленного в Основном законе страны права Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства, участвовать в определении персонального состава Правительства РФ и организации его работы. В самом деле, п. «а»—«д» ст. 83 прямо говорят о том, что Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и т. п.

В отношении других государственных органов Президент России также уполномочен п. «е»—«м» ст. 83 представлять кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного

194 Глава IX. Формы правления и политический режим

Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и другие высокие и ответственные государственные посты.

Конституция РФ закрепляет (ст. 84) достаточно широкие полномочия Президента России в сфере обеспечения деятельности парламента страны и принятия федеральных законов, в сфере реализации внешнеполитических функций и обороны страны.

Специфика формы правления на современном этапе проявляется и в особенности конституционного закрепления правовой природы и сущности Федерального Собрания как представительного и законодательного органа страны. Наделенный правом принимать общеобязательные для исполнения на всей территории страны правовые акты, парламент России, тем не менее, не является «единственным законодательным органом», как он именовался по ранее действовавшей Конституции, в силу действия принципа разделения властей.

Особенности политического режима складываются исторически в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил общества на том или ином этапе его развития. Что касается нормативно-правовой стороны вопроса, то в число основ конституционного строя Российской Федерации включено положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3). В действующей Конституции находят свое освещение проблемы, связанные с правовым регулированием проведения референдума как основной формы непосредственной демократии, а также вопросы проведения и организации выборов.

Существенным элементом политического режима является факт конституционного закрепления легальных возможностей деятельности партий и других общественных объединений. Основной закон страны закрепляет использование государством широкого спектра демократических средств и методов взаимодействия с общественными организациями и движениями в рамках политической системы. Однако в отношении тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), Конституция устанавливает ограничения и запреты.

Образовательный портал — все для студента юриста.

III.Общее понятие о форме российского государства.

1. Форма правления Российской Федерации.

Форма правления Российской Федерации — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства (статья 80 Конституции РФ).

— Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 4 года (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.

2. Политический режим Российской Федерации.

Политический режим Российской Федерации — это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.

Политический режим РФ:

— Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).

— Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).

— В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).

— В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).

— В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).

— В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).

3. Форма государственного устройства Российской Федерации.

Форма государственного устройства Российской Федерации — это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации.

В соответствие со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является государством с федеративной формой государственного устройства.

Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства:

— Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ).

— Территория РФ — совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ).

— Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык (статья 68 Конституции РФ).

— Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ).

— Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ).

— Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).

Законодательство Российской Федерации

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

  • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики;
  • Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • федеральное коллизионное право;
  • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  • федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент Российской Федерации:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

  • назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
  • распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Форма правления российской федерации конституционное право

Форма правления современной России

Исходя из весьма значительных полномочий, которыми в соответствии с Конституцией РФ наделяется Президент России, постсоветское российское государство может характеризоваться как президентская республика.

В государственном механизме современной России институт президентства, который был учреждён в 1991, фактически всегда играл и продолжает играть ведущую роль. В формально-юридическом плане Президент РФ со всеми его властными полномочиями не входит ни в одну из традиционных для теории разделения властей ветвей власти– ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Согласно Конституции Президент России является главой государства и в этом качестве выполняет особые функции как по отношению к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом к государству. Проявляясь одновременно в двух порою трудно различимых «ипостасях»– в качестве особого го сударственного органа и высшего долж ностного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. В соответствии с Кон ституцией он принимает меры по охра не суверенитета Российской Федерации, её государственной целостности и независимости; определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государ ства; обеспечивает согласованное фун кционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России. Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юридической конституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к одной из ветвей власти, но и не стоит над этими ветвями власти. Конституция РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном законе страны особо подчёркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 80, п. 3; ст. 90, п. 3). Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правитель ства Российской Федерации настояще му Кодексу или иному закону приме няется настоящий Кодекс или соответ ствующий закон» (ст. 3, п. 5). Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государства, со гласно Конституции, уступают по сво ей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны– парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоят дела не только с законодательной властью и осу ществляющими её высшими органами, но и с судебной властью и реализующими её органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 118; п. 3; ст. 120, п. 1).

По-иному в практическом плане обстоит дело с исполнительной влас тью и характером её взаимоотношений с президентской властью. Анализ природы и функций президентской власти даёт возможность сделать вывод, хотя и с определёнными оговорками относительно особенностей нормотворческой деятельности Президента, о том, что президентская власть обладает теми же самыми общеродовыми признаками, что и исполнительная власть. Имеются в виду признаки, которые связаны с преимущественно правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регу лятивного воздействия на экономиче ские, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Принимаются во внимание наряду с этим факты прямого подчинения Президенту России т.н. силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностранных дел. В этом смысле президентская власть в практическом плане выступает как центральное звено исполнительной власти и именно в таком качестве соотносится со всеми остальными ветвями власти– государственными властями.

Исходя из огромной важности института президентства для жизнедеятельности российского общества и государства, Конституция РФ и законодательство, помимо других вопросов, уделяют значительное внимание требованиям и условиям, предъявляемым к кандидатам на пост Президента, порядку их выдвижения и регистрации, выборам, а также вступлению в должность и прекращению полномочий Президента.

Согласно Конституции РФ Президент России избирается сроком на четыре года «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81, п. 1). Выборы проводятся на альтернатив ной основе в соответствии с федераль ным законом о выборах Президента РФ от 31.12.1999 (Собрание Законов РФ, 2000, № 1, ст. 11).

Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. В постановлении Конституционного суда от 5.11.1998 по поводу возникшего спора относительно порядка ис числения срока пребывания Президен та у власти в связи с принятием но вой Конституции подчёркивалось, что принятие Конституции в данный пери од не является основанием для исчисления нового президентского срока.

Рис. Москва, Кремль. Вид на резиденцию Президента Российской Федерации Штандарт Президента Российской Федерации

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или же избирательными объединениями (блоками). Для официальной регистрации кандидата требуется предварительно собрать 1 млн подписей избирателей, проживающих в разных частях страны. При этом число подписей избирателей от отдельного субъекта Федерации не должно превышать 70 тыс. При досрочных выборах Президента России общее число подписей в поддержку кандидата на этот пост сокращается наполовину. Кандидат на пост Президента должен представить в Центральную избира тельную комиссию (ЦИК) сведения об имуществе и доходах, а также имуще стве и доходах членов своей семьи за два года, которые предшествовали выборам.

Для победы на выборах кандидату на пост Президента России требуется набрать абсолютное большинство, т.е. более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вступление в должность Прези дента РФ согласно закону происходит на тридцатый день после официального объявления ЦИК результатов прошедших выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу. Её текст содержится в Конституции РФ. Присяга приносится «в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации» (ст. 82, п. 2). К исполнению своих обязанностей Президент РФ приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента– «в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности» (ст. 92, п. 2). При этом выборы нового Президента должны быть проведены в течение трёх месяцев со дня досрочного прекращения исполне ния полномочий прежним Президен том. Во всех случаях, когда Президент Ф не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. На временно исполняющего обязанности Президента РФ распространяются все полномочия Президента, кроме права распускать Государственную думу, назначать референдум и вносить, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.

Это, во-первых, полномочия, связанные с выполнением Президентом функций гаранта Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Осуществляя данные функции. Президент решает, в частности, такие вопросы, как помилование, предоставление политического убежища, гражданства, присвоение почётных званий, награждение государственными наградами России и др.

Во-вторых, полномочия, касающиеся внутренней политики российского государства и безопасности страны. В соответствии с Конституцией РФ Президент не только определяет основные направления внутренней политики государства, но и принимает меры по их осуществлению. Одновременно, являясь Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ, он наделяется определённы ми полномочиями по укреплению обо роноспособности страны, охране её государственной целостности и независимости. Это, в частности, полномочия назначать и освобождать высшее командование Вооружённых сил; утверждать военную доктрину РФ; фор мировать и возглавлять в соответствии с федеральным законом, совет безопасности России; вводить в случае агрес сии или непосредственной угрозы агрессии против России на территории всей страны и в отдельных её мест ностях военное положение «с незамед лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе» (ст. 87, п. 2); вводить при обстоятельствах и в порядке, предусмотрен ных федеральным конституционным законом, чрезвычайного положения во всей стране или в отдельных её частях и др.

В-третьих, полномочия, связанные с формированием внешней политики российского государства и её осуществлением. Так же как и в отношении внутренней политики, Президент не только определяет основные направления её развития, но и принимает конкретные меры по её реализации. Согласно Конституции РФ Президент 440 осуществляет руководство внешней политикой России; ведёт переговоры и подписывает международные договоры России; подписывает (после принятия законов Государственной думой о ратификации международных договоров) ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей других государств. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

В-четвёртых, полномочия, касаю щиеся отношений с парламентом стра ны и с другими государственными органами.

Полномочия Президента России в отношениях с Федеральным собранием заключаются в том, что он: назначает в соответствии с Конституцией и федеральным законом выборы Государственной думы; распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную думу; подписывает и обна родует федеральные законы; представ ляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Рос сии; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от долж ности Председателя Центрального банка; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и др.

По отношению к органам исполнительной власти полномочия Президен та заключаются прежде всего в том, что он полностью формирует Правительство России, назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства, а также федеральных министров. Президент определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

В отношениях с судебными органами полномочия Президента ограни чиваются тем, что он представляет Со вету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

Осуществляя свои полномочия, Президент России формирует свои исполнительные органы в виде Администрации Президента и Управления делами; создаёт различные совещательные органы, важнейшим из которых в настоящее время является образо ванный в 2000 Государственный совет; назначает и освобождает своих полномочных представителей. При разрешении разногласий и споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации Президент мо жет использовать согласительные процедуры. В случае недостижения согла сованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

В процессе реализации своих полномочий Президент Российской Федерации издаёт установленные Конституцией юридические акты– указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это– властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государ ственного органа.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные и ин дивидуальные акты. Нормативные ука зы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определённый круг лиц. Наряду с Кон ституцией и федеральными законами нормативные акты Президента создают правовую основу для издания правительственных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.

Индивидуальные акты Президента– указы и распоряжения издаются по конкретным вопросам и касаются лишь строго определённого круга лиц. Это, в частности, акты о присвоении воинских званий, о назначении на должность, о награждении тех или иных лиц, о смещении с занимаемой должности.

Все акты Президента, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 90, п. 3).

Конституционность актов Президента обеспечивается Конституционным судом РФ, который наряду с рас смотрением актов других государствен ных органов на предмет их соответствия Конституции России, разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента. В случае признания актов Президента или их отдельных положе ний неконституционными они немедленно утрачивают юридическую силу.

В соответствии с действующим законодательством акты Президента России, имеющие нормативный харак тер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования, если иное не указано в самом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно, после их подписания. Официально все акты Прези дента публикуются в информационном издании «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете».

Президент Российской Федерации во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкос новенностью. Однако в то же самое время он, как высшее должностное лицо и как представитель государства, за свои действия несёт ответственность. Так, Президент выступает в качестве ответчика в Конституционном суде при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан– физических лиц и различных объединений и организаций– юридических лиц. Наконец, Президент может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией (ст. 93, п. 1), заключается в отрешении его от должности. Отрешение Президента от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний послуживших основанием отрешения от должности.

Процедура отрешения Президента от должности определена и закреплена в статье 93 Конституции РФ. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный усложнённый характер. В процедуре отрешения от должности Президента участвует несколько высших государственных органов: Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд. Срок решения вопроса об отрешении Президента от должности ограничивается тремя месяцами после выдвижения обвинения против Президента. Инициатива выдвижения обвинения против Президента и, соответственно, начала процесса отрешения его от должности может исходить только от Государственной думы. Для этого требуется специальное обращение депутатов думы в количестве не менее 150 чел., т.е. не менее одной трети депутатского состава. При наличии такого обращения Государственная дума обязана, согласно Кон ституции, создать специальную комис сию (на основе пропорционального представительства в ней фракций) для подготовки проекта обвинительного аключения. Данное заключение Думы должно быть принято двумя третями голосов от общего числа её депутатов. В соответствии со статьёй 93 Конституции решение думы направляется в Верховный суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления, а затем в Конституционный суд РФ для заклю чения о соблюдении установленного по рядка выдвижения обвинения. После этого документ направляется в Совет Федерации, который решает вопрос об отрешении Президента от должности. Решение принимается большинством в две трети голосов от общего числа чле нов данной палаты. Если в трёхмесяч ный срок после выдвижения обвинения против Президента решение Совета Федерации не будет принято, то «обвинение против Президента считается отклонённым» (ст. 93, п. 3).