Досмотр транспортных средств на предприятиях

Рубрики Вопрос юристу

Организация пропускного режима на объекте охраны — одна из важных составляющих системы безопасности организации. Поэтому сегодня редакция журнала «Охранная деятельность» предлагает для обсуждения один из ключевых вопросов обеспечения пропускного режима частной охранной организацией — осмотр транспортного средства и имущества при въезде (выезде) входе (выходе) на объект (с объекта) охраны.

Пропускной режим вводят для обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность и охраняемую информацию. Таким образом, сохранность материальных и информационных ресурсов являются одним из ключевых моментов пропускного режима. Добиться выполнения целей пропускного режима можно, обеспечив санкционированный проход в помещения и на территорию компании сотрудников и посетителей, ввоз (вывоз) продукции и материальных ценностей. Это позволяет исключать незаконный проход лиц на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения), бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств.

Порядок осуществления пропускного режима устанавливается инструкцией. Она определяет систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешающий порядок прохода на объект. В инструкции подробно оговаривают порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты, обязанности охранников пропускных пунктов. И здесь важно, чтобы лица, осуществляющие контроль, действовали в строгом соответствии с нормами права.

Федеральный закон от 15.11.2010 №298-ФЗ «О внесении изменения в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определил, что, частные охранники по договору на оказание охранных услуг, заключенному охранной организацией с клиентом, имеют право, в частности, требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов (понятия «внутриобъектовый режим» и «пропускной режим» раскрываются Федеральным законом от 15.11.2010 №301-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»); осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими соответствующих документов; производить на объектах охраны осмотр въезжающих транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, при подозрении, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством РФ.

Действия частных охранников должны быть регламентированы должностной инструкцией, типовые требования к которой утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Сегодня появилось немало публикаций в которых смешиваются понятия досмотр и осмотр транспортного средства и имущества.

Чем различаются два этих понятия?

Не лишним, думаю, будет и обращение к Толковому словарю Ожегова: «Осмотр – посмотреть на кого-либо, что-либо с разных сторон, обозреть, оглядеть. Досмотр – проверочный осмотр, просмотреть до конца, до какого-либо предела».

Мы можем видеть, что данные термины не идентичны по главному признаку – методу их внедрения, то есть указанные действия проводятся совершенно по-разному.

Действующие нормы административного права определяют досмотр как обследование транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности. Поскольку, согласно КРФоАП, досмотр является мерой административного обеспечения и ограничивает права граждан (согласно ч.3 ст.55 Конституции),то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст.27.9 КРФоАП (а это все тот же протокол и понятые).

Основаниями для досмотра являются:

— ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий,

— отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза;

— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления, орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Статья 27.1 КРФоАП содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делу:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности.

Как мы видим осмотр транспортного средства в перечне отсутствует. Таким образом, осмотр не является мерой обеспечения производства по делу.

Досмотр — это мера обеспечения производства по делу, в связи с чем КРФоАП (в отличие от осмотра) устанавливает порядок проведения, гарантии, права.

Порядок проведения. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых, по результатам составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (ст.27.9 КРФоАП, п.156, 163 Административного регламента). В силу п.2 ст.1.6 КРФоАП, применение уполномоченными на то органом или должностным лицом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Согласно ч.2 ст. 27.9 КРФоАП, досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

Гарантии. В соответствии с ч.3 ст.1.6 Кодекса при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Как установлено в ч.1 ст.1.6 Кодекса, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Соответственно, в ч.2 ст.27.1 Кодекса установлено, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В п.27 постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005г. №5 разъяснено, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч.2 ст.27.1 Кодекса), подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Права. Согласно п.1 ч.4 ст.28.1 Кодекса с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении.

В силу п.1 ст.25.1 КРФоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом

И самое главное — досмотр имеют право осуществлять только сотрудники государственных органов, уполномоченные законодательством на осуществление данной процессуальной нормы.

Осмотр также может являться процессуальным действием (глава 24 УПК). Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Но это не относится к рассматриваемому нами вопросу.

Частному охраннику представляется право проведения осмотра, как непроцессуального действия, которое можно определить как визуальное обследования транспортного средства и перевозимого (переносимого) имущества.

Осмотр проводится добровольно, как правило, в светлое время суток или на специально освещенной площадке и не предполагает физического контакта охранника с работником (посетителем, другими гражданами) и его (их) вещами, а так же ввозимым (вывозимом) имуществом.

Осмотр транспортного средства и груза проводится в присутствии водителя или сопровождающего (транспортирующего) его человека, о его проведении процессуальные документы не составляются.

Гражданин может отказаться от осмотра без объяснения причин, однако это не является основанием для проведения досмотра.

Действующим законодательством не запрещено использование при осмотре специального оборудования, металодетекторов, анализаторов плотности материалов или состава воздуха, иных технических средств. Установление такого права (как и оборудование КПП) может быть отнесено к Положению о пропускном режиме, разработанному заказчиком охранных услуг.

Основаниями для проведения осмотра транспортного средства и имущества, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого (вносимого, выносимого) имущества, могут являться:

— требования Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

— требования Положения о пропускном режиме, разработанного заказчиком охранных услуг;

— информация (ориентировки, указания) правоохранительных органов, администрации объекта охраны о возможных фактах хищения для пресечения неправомерно вывозимого (выносимого) имущества (товароматериальных ценностей);

— необходимость проведения сверки государственных номерных знаков транспортного средства с записями в регистрационных документах; наполнения кузова (багажника) автомобиля грузом; спецификации, количества и номенклатуры имущества (товароматериальных ценностей) с товаротранспортными (сопроводительными) накладными (материальными пропусками);

— наличие признаков несоответствия перевозимого (выносимого) груза данным, указанным в документах на перемещаемый груз.

В случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих имущество, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится осмотр транспортного средства в присутствии представителя администрации охраняемого объекта (администрации заказчика).

При осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник охраны сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.

При выявлении несоответствия вывозимого (выносимого) имущества сопроводительным документам дальнейшее движение транспортного средства ограничивается, груз и товаротранспортные документы передаются представителям администрации объекта охраны, о выявленных нарушениях информируется генеральный директор ЧОО, ответственный сотрудник администрации заказчика, при достаточных основаниях — правоохранительные органы (милиция).

По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других контрольных действий (пересчет, перевес), дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Из анализа указанных норм права, можно сделать вывод о том, что и при осмотре и при досмотре сотрудник совершает обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности (то есть, снимать обшивку, бампер и т.п сотрудник не имеет права).

Отличия начинаются с того, что осмотр — это акт доброй воли. КРФоАП не наделяет гражданина при этом правами, предусмотренными в ст.25.1 КРФоАП (конечно, если к нему до этого не применили меру обеспечения производства по какому-либо делу, например, задержание), не регламентирует процедуру, не предоставляет гарантии, введен законодателем с целью ускорить и облегчить процедуру выявления правонарушений.

Данная статья является проблемной и предлагается для обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Редакция журнала будет благодарна всем участникам дискуссии по предложенному вопросу.

Досмотр транспортных средств на предприятиях

5. Организация пропускного режима

5.1. Пропускной режим устанавливается администрацией предприятий, учреждений и организаций и предусматривает порядок прохода лиц и проезда транспортных средств на территорию объекта и обратно, выноса (вноса), вывоза (ввоза) материальных ценностей.
Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и по отдельным его корпусам, зданиям, цехам, отделам, лабораториям, хранилищам и другим помещениям.
Осуществление пропускного режима возлагается на работников охраны.
5.2. С учетом специфики производства и установленного внутреннего трудового распорядка администрацией объекта разрабатывается и утверждается по согласованию с начальником отдела охраны инструкция о пропускном режиме.
5.3. Документом, дающим право на вход (выход) рабочих, служащих и других лиц на территорию (с территории) объекта является пропуск, ввоз (вывоз) грузов — товарно — транспортная накладная, внос (вынос) грузов — накладная, а на вынос (вывоз) имущества и ценностей, не связанных с производством, — материальный пропуск.
Пропуска и накладные являются документами строгой отчетности. Их выдача, учет и списание производится в установленном порядке.
5.4. Пропуска на право входа (выхода) по срокам действия подразделяются на постоянные, временные и разовые. По внешнему виду они должны отличаться друг от друга.
Постоянные пропуска выдаются рабочим и служащим, принятым на постоянную работу. Временные — лицам, выполняющим на объекте временную работу. Срок их действия определяется администрацией объекта.
Разовый пропуск служит для однократного посещения объекта и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. При групповом посещении разовый пропуск выписывается на руководителя группы с указанием количества следующих с ним лиц и приложением поименного списка.
При выходе с объекта разовые пропуска с подписью должностных лиц и заверенные штампом или печатью изымаются на контрольно — пропускном пункте и по окончании рабочего дня сдаются в бюро пропусков либо администрации объекта.
5.5. При проходе посетителя на объект (с объекта) работник охраны должен сверить соответствие пропуска образцу, а фотокарточку на нем — с личностью предъявителя.
5.6. В нерабочие дни (нерабочее время) допуск лиц на территорию объекта производится только по письменному разрешению его руководителя или уполномоченных им на это работников.
5.7. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных событиях специальный транспорт с персоналом, а также аварийные бригады пропускаются на территорию беспрепятственно. Контроль при выезде указанного транспорта и выходе персонала и аварийных бригад производится в порядке, установленном руководителем объекта по согласованию с отделом охраны.
5.8. На территорию охраняемого объекта без пропусков по предъявлении служебного удостоверения пропускаются лица, которым такое право предоставлено действующим законодательством и собственником.
5.9. Порядок прохода на территорию объекта рабочих и служащих с хозяйственными сумками, чемоданами, свертками, а также проезда транспортных средств личного пользования определяется руководителем объекта.
5.10. При пропуске транспортных средств через контрольно — пропускной пункт работники охраны проверяют соответствие вывозимых (ввозимых) грузов данным сопроводительных документов согласно условиям договоров (по наименованию, количеству, весу и т.п.) и тщательно осматривают транспортное средство на предмет выявления возможного укрытия похищенной продукции, а при пропуске опломбированных (опечатанных) грузов сверяют пломбы (печати) с указанными в накладных.
5.11. Товарно — транспортные накладные регистрируются в книге учета (отдельно на ввозимые и вывозимые грузы) в строгом соответствии с порядком их поступления.
5.12. Для прохождения контроля транспортное средство устанавливается напротив эстакады (смотровой площадки). При необходимости администрация представляет охране схемы размещения грузов.
5.13. При выявлении несоответствия наименования или количества транспортируемого груза данным сопроводительных документов, транспортное средство и сопровождающие груз лица задерживаются; с участием представителей администрации проводится контрольная проверка и составляется акт (произвольной формы), который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений. Акт вместе с товарно — транспортной накладной под роспись передается руководителю объекта для принятия мер.
5.14. В случае установления контрольной проверкой факта хищения материальных ценностей старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны немедленно докладывается в отдел охраны, орган внутренних дел и в установленном порядке составляется протокол (Приложение 9) с регистрацией в книге учета досмотров и правонарушений. Похищенное изымается, сдается по накладной представителю администрации объекта и хранится до принятия в установленном порядке решения. Протокол с прилагаемыми сопроводительными документами на груз и накладной в течение суток направляется в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.
5.15. Обнаруженные охраной подготовленные к хищению материальные ценности на территории объекта регистрируются в книге учета досмотров и правонарушений и сдаются по накладной материально — ответственным лицам в порядке, установленном администрацией объекта.
5.16. Книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно — материальных ценностей и протоколы являются документами строгой отчетности. Эти книги прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью отдела охраны, по заполнении сдаются в архив и хранятся три года. Бланки протоколов пронумеровываются типографским способом.
5.17. Контрольно — пропускные пункты (КПП) должны быть удобными для прохода людей, проезда транспорта и осуществления охраной пропускного режима. Они оборудуются комнатами для досмотра, камерами хранения личных вещей рабочих и служащих, турникетами, эстакадами, смотровыми площадками (ямами), механизированными воротами, шлагбаумами, вышками, предупредительными дорожным знаками, оснащаются досмотровой техникой, средствами пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией.
В помещении КПП должна быть необходимая служебная документация: инструкция по пропускному режиму, технике безопасности; образцы всех видов пропусков, накладных, подписей лиц, которым дано право их подписывать; оттиски печатей, пломб, штампов; книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно — материальных ценностей; бланки протоколов, актов, образцы их заполнения; план — схема расположения охраняемых обособленных помещений на территории объекта с указанием маршрута безопасного движения работников охраны; список телефонов всех дежурных служб, центрального и соседнего постов, руководителей объекта и подразделения охраны.
5.18. На случай пожаров и стихийных бедствий на объектах определяются места для прохода людей и проезда транспортных средств, которые должны быть закрыты и опечатаны (опломбированы) администрацией объекта. Ключи от них хранятся в опечатанном виде в караульном помещении или на КПП и передаются по сменам охраны под расписку.
5.19. Для выполнения работ по учету, оформлению и выдаче пропусков на объекте может быть организовано бюро пропусков, а там, где оно отсутствует, эту работу выполняет лицо, назначаемое руководителем объекта.
5.20. Бюро пропусков размещается в изолированном от производственной территории помещении, состоит из рабочей комнаты и комнаты посетителей, оборудуется средствами связи, сигнализации, обеспечивается необходимым инвентарем и имуществом. Допуск в рабочую комнату строго ограничивается.
5.21. Бланки всех видов пропусков хранятся в металлических шкафах (сейфах), выдаются и учитываются с регистрацией в специальных книгах (Приложения 10, 11).
5.22. Изъятые из обращения, погашенные, утерянные, но найденные после выдачи дубликата пропуска, испорченные бланки, утратившие силу образцы пропусков хранятся в течение установленного руководителем объекта срока, после чего уничтожаются по акту.
В акте на списание пропусков указывается дата, состав комиссии, количество уничтоженных пропусков раздельно по каждому виду и их номера. Акт подписывается членами комиссии, скрепляется печатью и утверждается руководителем объекта.
5.23. Правильность учета, хранения бланков и выдачи пропусков проверяется начальником военизированного или сторожевого подразделения не реже одного раза в квартал, а инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем объекта.
5.24. Для оформления всех видов пропусков бюро пропусков обеспечивается круглой рельефной металлической печатью для скрепления постоянных и временных пропусков, круглой каучуковой или треугольной — для скрепления разовых пропусков, штампами — «погашен», «образец», «временный» и др.
На все имеющиеся в бюро пропусков печати и штампы составляется опись, в которой против оттиска каждого штампа и печати дается описание его содержания и назначения, опись утверждается руководителем объекта и находится на хранении у руководителя военизированного или сторожевого подразделения.

6. Правила производства досмотра

6.1. Досмотр вещей лиц, находящихся в помещениях или на территории предприятий, организаций, а в исключительных случаях и личный досмотр производятся в целях пресечения мелких хищений имущества собственников и изъятия похищенного, при наличии у администрации или работников, осуществляющих охрану, достаточных данных о совершении хищения.
Досмотр производится в случаях:
— когда лицо застигнуто в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения;
— наличия признаков совершения хищения в виде следов на одежде и вещах;
— когда очевидцы прямо укажут на данное лицо, как на совершившее хищение;
— нарушения пропускного режима;
— когда имеются показания технических средств.
6.2. Досмотр производится начальниками подразделений охраны объектов и лицами, непосредственно осуществляющими охрану, а также лицами, специально уполномоченными на это администрацией.
6.3. Досмотру должно предшествовать предложение лицу, в отношении которого имеются данные о совершении хищения, предъявить предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации.
6.4. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних и отвечающих требованиям санитарии и гигиены.
Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.
6.5. После производства личного досмотра, а также в случае обнаружения при досмотре вещей каких-либо предметов, не подлежащих выносу из помещений и с территории предприятия, организации, лицом, производившим досмотр, составляется протокол, который подписывается им и понятыми, присутствовавшими при досмотре. Протокол регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений и передается администрации предприятия, организации.
Обнаруженные у досматриваемого лица предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации, изымаются, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
6.6. В случае установления факта совершения мелкого хищения старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны составляется протокол, который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений.
Направление протокола и сдача товарно — материальных ценностей осуществляется в соответствии с п. 5.14 настоящего Наставления.
6.7. Лица, производящие личный досмотр, а также досмотр вещей, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении досматриваемых, не должны допускать действий, унижающих их достоинство, и не вправе разглашать сведения, связанные с производством досмотра.
Лица, подвергнутые досмотру, могут обжаловать действия лиц, производивших досмотр, в установленном законом порядке.

Коллеги из ентого документа.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 марта 1993 г. N 121
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ И СТОРОЖЕВЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Полагаю у них на предприятии вневедомственная охрана.

да нет, наверное, из вопроса следует, что собственная служба безопасности.

так что там с ответами?

Закон ? 2487-1
Статья 14. Охранно-сыскные подразделения на предприятиях

Предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее — службы безопасности).
Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Если в уставе есть полномочия СБ о проведении досмотра и это согласовано с МВД, полагаю проблем нет.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

Досмотр транспортного средства. Порядок проведения

Досмотр транспортного средства. Порядок проведения.

Обычная ситуация – водителя транспортного средства, например, легкового автомобиля, останавливает инспектор ГИБДД. Инспектор представился и попросил Вас передать ему документы для проверки. Ничего странного в этом нет, и Вы передаёте ему документы. Водительское удостоверение имеется, свидетельство о регистрации в порядке, тех. осмотр пройден, страховка действующая. Правила дорожного движения Вы не нарушали. В такие ситуации Вы попадали сто раз и уже знаете, что да как. И вот Вы ждёте заветного « Счастливого пути!», но вместо этих слов слышите от инспектора ГИБДД « Необходимо произвести досмотр автомобиля». Тут в голове у Вас всё переворачивается с ног на голову и возникает большая груда вопросов: «Кому необходимо? Что делать? Могу ли я отказаться? А как досмотр будет проводиться? В чём меня подозревают?»

Конечно, лучше, чтобы такое действие инспектора ГИБДД не ставило Вас врасплох. Ко всему надо быть готовым заранее. Поэтому, желательно внимательно прочитать эту статью, и узнать, каков порядок проведения досмотра вашего транспортного средства. Многие думают, что им совсем необязательно знать обязанности инспектора ГИБДД при проведении досмотра транспортного средства и, что можно легко положиться на порядочность инспектора. Только пусть потом не удивляются, когда при досмотре у них в багажнике обнаружат то, чего там не было… И так, тому, кому тема данной статьи небезразлична, посвящается.

Для начала следует различать такие понятия как: «осмотр», «обыск», «досмотр» транспортного средства. С осмотром всё просто: он бывает только техническим. Если инспектор сообщает Вам, что он будет производить не «досмотр», а «осмотр» и никакие понятые не нужны, сообщите ему, что осмотр бывает техническим, т.е. тех. осмотр автомобиля. А для досмотра необходимы понятые. Если же в вашем автомобиле хотят провести обыск, то Вы вправе требовать от лиц, проводящих обыск, санкцию следователя на обыск. Также убедитесь в том, что обыск проводится в присутствии двух понятых и все действия при обыске фиксируются в протоколе. При обыске могут нарушить конструктивную целостность вашего автомобиля, т.е. разобрать двери, снять обшивку и т.д.

Теперь плавно переходим к досмотру транспортного средства. Что же это такое? Понятие досмотра ТС дано в статье 27.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации(КоАП РФ). Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

И так, инспектор ГИБДД хочет произвести досмотр вашего автомобиля. Первое, что инспектор обязан Вам сообщить — это основание досмотра. Досмотр автомобиля и вещей пассажиров может проводиться только при наличии достаточных оснований полагать, что именно вы совершили какое-либо правонарушение. Об этом сказано и в статье 27.7 КоАП РФ и в пункте 13.17. приказа МВД « об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации», где сказано, что досмотр транспортного средства производится при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях. Основаниями можно считать нарушение правил дорожного движения, подозрение в причастности водителя или пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях. Т.е. какое бы огромное желание у сотрудника ГИБДД произвести досмотр вашего авто не было, а основания он должен всё-таки назвать. Допустим, основание произвести досмотр есть — нахождение похожего транспортного средства в розыске. И инспектор ГИБДД приступает к досмотру. Второе, в чём Вы должны убедиться, это то, что досмотр проводится в присутствии двух понятых. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, т.е. сотрудники ГИБДД понятыми быть не могут.

Понятые присутствуют. Третье на что Вы должны обратить внимание, это то, что о досмотре транспортного средства составляется протокол.

В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру. Также в протоколе подробно описываются вещественные доказательства, обнаруженные при досмотре. Понятые вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

Протокол подписывается инспектором, который проводил досмотр, собственно Вами и двумя понятыми. Не забудьте потребовать, чтобы вам предоставили копию протокола. Собственно на этом досмотр и оканчивается. И вот Вы со спокойной душой можете ехать дальше, ничего противоправного в вашем авто не обнаружили. И не стоит даже в мыслях ругаться на инспектора ГИБДД, который решил досмотреть ваш автомобиль. Это их работа. Лучше всего постараться понять, что кроме добропорядочных граждан по дорогам ездят множество преступников. А бдительность милиционера может помочь в раскрытии или предотвращении какого-либо преступления. Надеюсь данная статья поможет Вам предотвратить произвол со стороны сотрудников ГИБДД при прохождении досмотра транспортного средства.

ПОРЯДОК ДОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автомобиль стал частью одежды, без которой мы чувствуем себя неуверенными, неприкрытыми и незаконченными!

Общая характеристика досмотра транспортных средств как меры административного принуждения, применяемой сотрудниками органов внутренних дел

С учетом того что постоянно происходит техническое обновление конструкций и моделей транспортных средств, которое влечет возникновение новых мест для оборудования тайников, используемых для скрытной перевозки запрещенных предметов, возрастает количество случаев использования транспортных средств для подготовки и проведения террористических актов. В данном параграфе рассмотрены общие вопросы досмотра транспортных средств как меры административного принуждения, применяемой сотрудниками полиции.

Осмотр транспортных средств, досмотр транспортных средств, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, основания осмотра транспортного средства, правила досмотра транспортного средства инспектором ДПС Госавтоинспекции, понятой.

воправнои деятельности выявить лиц, подготавливающих или совершивших преступление, обнаружить вещественные доказательства и похищенное имущество. Поэтому необходимо четко разграничивать эти два смежных понятия.

Досмотр — представляет собой обследование (проводимое без повреждения конструктивной целостности) транспортного средства на предмет обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения [1] . Таким образом, для проведения досмотра необходим факт наличия административного нарушения или владелец транспортного средства должен быть подозреваемым на предмет использования каких-либо предметов в противоправных целях. Свое подозрение инспектор ДПС ГИБДД должен четко аргументировать. Досмотр — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем КоАП РФ (в отличие от осмотра) устанавливает порядок проведения, гарантии, права.

В соответствии с законодательством основанием для проведения досмотра транспортного средства является [2] :

• подозрение, что автотранспортное средство используется в противоправных целях;

• наличие достаточных данных о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, подозреваются в совершении преступления или административного правонарушения, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

• пересечение транспортным средством границы зоны проведения контртеррористической операции;

• пересечение автотранспортным средством границы участка местности, оцепленной (блокированной) по решению начальника органа внутренних дел (органа полиции) или его заместителя при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу предприятий транспорта и связи, при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Если имеются достаточные основания для досмотра, может проводиться и осмотр транспортного средства и груза. Результаты проведения досмотра оформляются в соответствии с законодательством. Статья 27.9 КоАП РФ предусматривает процессуальный порядок проведения досмотра транспортных средств.

Статья 27.1 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В противовес этому осмотр транспортного средства в перечне отсутствует. Таким образом, осмотр не является мерой обеспечения производства по делу. Осмотр — визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза, проводится в присутствии владельца транспортного средства, о его проведении процессуальные документы не составляются. Осмотр проводится в целях обнаружения признаков противоправных действий и других фактических данных, необходимых для предотвращения и пресечения административных правонарушений, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также выполнения иных обязанностей, возложенных на полицию. Сотрудники дорожно-патрульной службы при проведении осмотра проверяют соответствующие документы, выявляют очевидные технические неисправности транспортных средств, осуществляют сбор данных, необходимых для установления виновников административных правонарушений, а также сбор доказательств о причастности осматриваемого транспорта к дорожно-транспортным происшествиям. Владелец транспортного средства может отказаться от осмотра без объяснения причин, однако это является основанием для проведения досмотра.

Основаниями для осмотра транспортного средства и груза могут быть:

• ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;

• необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;

• наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;

• наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.

При осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник Госавтоинспекции сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб. По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других процессуальных действий дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Проводить действие по досмотру автомобиля дозволено следующему кругу лиц согласно ст. 27.2,27.3 КоАП РФ: сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие и другие представители внутренних войск МВД России, представители органов по надзору и контролю за соблюдением правил пользования транспортом и выполнения требований законодательства по охране окружающей среды, представители военной автомобильной инспекции, военнослужащие, пограничники или другие представители правоохранительных органов, на которых возложена обязанность охраны Государственной границы Российской Федерации, сотрудники дорожностроительных и инженерно-технических воинских частей.

Рассмотрим правила досмотра транспортного средства инспектором ДПС Госавтоинспекции. До начала досмотра должностные лица, уполномоченные на это в обязательном порядке, должны предложить лицу, во владении которого находится транспортное средство, предъявить документы или иные вещи, являющиеся предметом или орудием совершения административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства должен осуществляться в присутствии двух понятых, однако если есть весомые основания для утверждения, что при данном физическом лице — владельце транспортного средства имеются предметы, применяемые в качестве оружия, или же само оружие, то наличие понятых не является обязательным условием для проведения досмотра. По результатам досмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Досмотр должен проводиться в присутствии владельца-собственни-ка автомобиля. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствии указанного лица. В случае необходимости применяются фото- и видеосъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О необходимости досмотра груза, находящегося под таможенным контролем, а также иного опломбированного груза, сотрудник докладывает в дежурную часть и действует по указанию дежурного.

В состоянии крайней необходимости (для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не может быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред) на основании ст. 2.7 КоАП РФ вскрытие опломбированного груза (за исключением находящегося под таможенным контролем) может быть осуществлено в присутствии двух понятых сотрудником самостоятельно.

При обнаружении в ходе досмотра транспортного средства признаков преступления, сотрудник докладывает в дежурную часть для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, доставлении лиц, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел. По факту обнаружения признаков преступления сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения полиции.

Профессия инспектора ГИБДД настолько древняя, что даже на наскальных рисунках каменного века видно, как инспекторы преследуют и штрафуют мамонтов и других «нарушителей дорожного движения»!

  • [1] См.: Часть 1 ст. 27.9 КоАП РФ.
  • [2] См.: Пункт 155 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».