Досмотр пассажирки

Рубрики Вопрос юристу

Для обеспечения безопасности в аэропорту предусмотрен ряд правил предполетного досмотра перед посадкой на борт воздушного судна. Основная задача — своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут стать причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории РФ (п. 5 Приказа Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007г. №104).

Сотрудники службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством РФ (п.3. статьи 84 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ).

На международных авиалиниях предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с ФЗ «О полиции» проводится после пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами — после иных видов контроля (п.2. статьи 85 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ).

Предполетный и послеполетный досмотр пассажиров в международном аэропорту Воронеж

Предполетный и послеполетный досмотр обязаны пройти пассажиры, члены экипажей, авиационный персонал гражданской авиации. Сотрудники службы авиационной безопасности с участием представителей линейного отделения полиции на воздушном транспорте также проводят досмотр багажа пассажиров, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

Досмотр в аэропорту проводится в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионные интроскопы, металлоискатели, определители паров взрывчатых веществ) и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра. Кроме того, могут использоваться служебные собаки кинологических подразделений.

Предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно — правовой формы и формы собственности. Предполетный досмотр при выполнении международных полетов проводится после регистрации пассажиров, санитарно — карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, пограничного, таможенного, миграционного и иного контроля.

Досмотр вещей, находящихся при пассажире, проводится в его присутствии. Досмотр багажа может производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие. При задержке отправления пассажира, связанной с проведением предполетного досмотра, должностные лица администрации аэропорта, осуществляющие досмотр совместно с эксплуатантом, принимают меры для отправки пассажира очередным рейсом. Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.

При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым (п.3. статьи 85 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ).

Во время предполетного досмотра не следует допускать неуместных шуток. Подобные высказывания рассматриваются как угроза совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и влекут за собой снятие пассажира с рейса, расторжение договора воздушной перевозки и привлечение к уголовной ответственности (ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»).

Запрещается принимать от посторонних лиц чемоданы, посылки и другие предметы для перевозки на борту воздушного судна, а также оставлять свой багаж без присмотра или доверять незнакомым гражданам (п.47 Приказа Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007г. №104).

В соответствии с ч.III п.16 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» в контролируемой зоне аэропорта не допускается:

  • использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото и видеоаппаратуры;
  • курение и разведение огня.

В соответствии с Приказами Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 года № 104 (в ред. от 13.06.2017) и от 23 июля 2015 года № 227 ЗАПРЕЩЕНО перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в ручной клади, следующие опасные вещества и предметы:

1) взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;
патроны боевые (в том числе малокалиберные);
патроны к газовому оружию;
капсюли (пистоны) охотничьи;
пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.;
2) сжатые и сжиженные газы:
газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т.д.;
3) легковоспламеняющиеся жидкости:
ацетон;
бензин;
пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;
метанол;
метилацетат (метиловый эфир);
сероуглерод;
эфиры;
этилцеллозола;
4) воспламеняющиеся твердые вещества:
вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой:
калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и т.д.;
фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;
5) окисляющие вещества и органические перекиси:
нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя;
нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25% спирта;
нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или 20% воды и т.д.;
6) токсичные вещества;
7) радиоактивные материалы;
8) едкие и коррозирующие вещества:
сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;
9) ядовитые и отравляющие вещества:
любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
бруцин;
никотин;
стрихнин;
тетрагидрофурфуриловый спирт;
антифриз;
тормозная жидкость;
этиленгликоль;
ртуть за исключением ртути, содержащейся в термометре медицинском, тонометре ртутном в стандартном футляре, барометре ртутном или манометре ртутном, упакованных в герметичный контейнер и опечатанных пломбой отправителя;
все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и т.д.;
другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров, экипаж воздушного судна, а также создающие угрозу полета воздушного судна;
10) оружие:
пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи, за исключением случаев и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11) средства фейерверочные;
12) средства пиротехнические имитационные, учебно-имитационные и прочие;
13) предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты:
соединения и изделия с радиоактивными изотопами;
источники альфа- и нейтронного излучения;
источники бета-излучения;
источники гамма- и тормозного излучений;
источники образцовые альфа-излучения;
источники образцовые бета-излучения;
источники гамма-излучения (на основе изотопов цезия, кобальта);
источники образцовые рентгеновского излучения;
источники тепла закрытые радионуклидные;
источники тепла закрытые радионуклидные на основе радионуклидов альфа-излучения;
источники тепла закрытые радионуклидные на основе радионуклидов бета-излучения.
14) предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты:
3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон;
адамсит;
азотная кислота;
аконит;
аконитин;
аммиак;
ангидрид уксусной кислоты;
арсин;
ацеклидин (3-хинуклидинилацетат);
би-зет — Хинуклидил-3-бензилат (от англ. BZ) — 3-хинуклидиловый эфир бензиловой кислоты;
бромистый водород;
ви-газ, ви-экс (от англ. VX), EA 1701 — O-этил-S-2-диизопропиламиноэтилметилфосфонат;
гексафторид вольфрама;
гиосциамин — основание, камфорат (L-тропилтропат (камфорат), сульфат (L-тропилтропат (сульфат);
глифтор (1,3-Дифторпропанол-2 (1) 70 — 75%, 1-фтор-3-хлорпропанол-2 (2) 10 — 20%);
горчичный газ (иприт);
жидкость И-М (этилцеллозольва 50%, метанола 50%);
жидкость, содержащая хлорид натрия, нитрат уранила, 4-хлорбензальдегид;
зарин и зоман;
змеиный яд;
диборан;
изосафролкарбахолин (N-(бета-карбамоилоксиэтил)-триметиламмония хлорид);
лизергид;
люизит;
малеиновый ангидрид;
меркаптофос;
метиловый спирт;
мышьяковистый ангидрид и его производные, включая их лекарственные формы в разных дозировках;
мышьяковый ангидрид и его производные, включая их лекарственные формы в разных дозировках;
новарсенол (5-(3-амино-4-оксифениларсено)-2-гидроксианилинометилсульфоксилат);
перфторизобутен;
пиперональ;
промеран (3-хлорртуть-2-метоксипропилмочевина) и его лекарственные формы в разных дозировках;
пчелиный яд очищенный;
рицин;
ртуть металлическая, а также соли ртути;
сафрол;
сернистый газ;
серная кислота;
сероводород;
сероуглерод;
си-эн (от англ. CN) — хлорацетофенон;
си-эс (от англ. CS) — динитрил o-хлорбензилиденмалоновой кислоты;
си-ар (от англ. CR) — дибензоксазепин;
скополамина гидробромид;
спирт этиловый синтетический, технический и пищевой, непригодный для производства алкогольной продукции;
сумма алкалоидов красавки;
соли пирофосфорной кислоты;
соли цианистой и роданистоводородной кислот;
таллий и его соли;
тетракарбонил никеля;
тетраэтилсвинец и его смеси с другими веществами (этиловая жидкость и прочие), кроме этилированных бензинов;
треххлористый фосфор;
трифторид бора;
фосген и дифосген;
фосфид цинка;
фосфор белый (фосфор желтый);
ферроцианиды;
фтор и фторзамещенные сильные органические кислоты;
фтористый водород (плавиковая кислота);
формальдегид;
хлороформ (Трихлорметан);
хлор и хлорзамещенные сильные органические кислоты;
хлорид бора;
хлористый водород (соляная кислота);
хлорпикрин;
цианистый водород;
циановая и циануровая кислоты, замещенные фторированные и хлорированные;
цинхонин;
щавелевая кислота;
экстракт чилибухи;
эргометрин и его соли;
эрготамин и его соли;
этилмеркурхлорид;
этиленоксид;
этиленгликоль.
15) предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты:
а) бактерии (включая риккетсиозы и хламидии):
Bacillus anthracis, A22 (сибирская язва);
Bartonella quintana, A79.0 (окопная лихорадка);
Brucella species, A23 (бруцеллез);
Burkholderia mallei, A24.0 (сап);
Burkholderia pseudomallei, A24 (мелиоидоз);
Franciscella tularensis, A21 (туляремия);
Salmonella typhi, A01.0 (брюшной тиф);
Shigella species, A03 (шигеллез);
Vibrio cholerae, A00 (холера);
Yersinia pestis, A20 (чума);
Coxiella burnetii, A78 (лихорадка Ку);
Orientia tsutsugamushi, A75.3 (клещевой тиф);
Rickettsia prowazekii, A75 (эпидемический сыпной тиф);
Rickettsia rickettsii, A77.0 (пятнистая лихорадка Скалистых гор);
Chlamydia psittaci, A70 (пситтакоз).
б) грибки:
Coccidiodes immitis, B38 (кокцидиоидомикоз).
в) вирусы, вызывающие болезни:
болезнь, вызванная вирусом Хантаан/корейская и другие виды геморрагической лихорадки, A98.5;
другая вирусная пневмония, J12.8;
крымская геморрагическая лихорадка (вызванная вирусом Конго), A98.0;
лихорадка Рифт-Валли, A92.4;
болезнь, вызванная вирусом Эбола, A98.3;
болезнь, вызванная вирусом Марбург, A98.4;
лимфоцитарный хориоменингит, A87.2;
хунин, A96.0 (Аргентинская геморрагическая лихорадка);
Магупо, A96.1 (Боливийская геморрагическая лихорадка);
лихорадка Ласса, A96.2;
клещевой вирусный энцефалит/русский весенне-летний энцефалит, A84.0/A84;
лихорадка Денге, A90/91;
желтая лихорадка, A95;
омская геморрагическая лихорадка, A98.1;
японский энцефалит, A83.0;
западный лошадиный энцефаломиелит, A83.1;
восточный лошадиный энцефаломиелит, A83.2;
болезнь, вызванная вирусом Чикунгунья, A92.0;
лихорадка О’Ньонг-Ньонг, A92.1;
Венесуэльский лошадиный энцефаломиелит, A92.2;
Variola major, B03 (оспа);
инфекции, вызванные вирусом обезьяньей оспы, B04;
белая оспа (разновидность вируса оспы);
грипп и пневмония, J10,11.
г) простейшие:
Naeglaeria fowleri, B60.2 (неглериаз);
Toxoplasma gondii, B58 (токсоплазмоз);
Schistosoma species, B65 (шистосомоз).
16) изделия, конструктивно сходные с оружием, а также способные применяться при совершении АНВ в качестве таких видов оружия:
а) холодного оружия, включая:
кастеты всех видов;
метательное оружие;
клинковое, древковое, режущее, рубяще-режущее, колющее и колюще-режущее оружие с длиной клинка или заостренной твердой части более 6 см;
ударное, рубящее или ударно-раздробляющее оружие массой более 200 грамм.
Предметы, имеющие на упаковке знак опасного груза, к перевозке в ручной клади и багаже не допускаются.

Вещи, не подлежащие перевозке в качестве багажа:
холодильники; стиральные машины, швейные ножные машины; мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, спортивные и охотничьи лодки, моторы к ним; громоздкие механизмы и запасные части (образцы промышленных изделий, оборудование, приборы, предназначенные предприятиям, организациям); крупногабаритные вещи и предметы домашнего обихода (размеры которых превышают 500×500×1000 мм); телевизоры, магнитофоны, радиоприемники массой свыше 10 кг.

РАЗРЕШЕНО перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:
— в зарегистрированном багаже:
арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия;
хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;
алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, — не более 5 л на одного пассажира;
жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;
аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого, в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл — не более 2 кг или 2 л на одного пассажира;
термометр медицинский, содержащий ртуть, в стандартном футляре — один на пассажира;
— в ручной клади:
термометр медицинский, не содержащий ртуть;
тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;
барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
одноразовые зажигалки — одна на пассажира;
сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов — не более 2 кг на пассажира;
3% перекись водорода — не более 100 мл на пассажира;
жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:
в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л — один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично. Исключение по перевозке имеют лекарства, специальные диетические потребности, детское питание, в том числе материнское молоко, в количестве, необходимом на время полета.

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Решением аэропортовой комиссии по авиационной безопасности от 27.07.2015 г., протокол №1, запрещена перевозка в ручной клади пассажирами следующих предметов:

1. Различные муляжи оружия и боеприпасов;
2. Игрушки и предметы, имитирующие оружие и боеприпасы;
3. Многоразовые зажигалки.

В ручной клади разрешается провозить все виды литий-ионных аккумуляторов, предназначенных для обычного пользования (до 100 ватт-часов).
В ручной клади разрешается провозить два литий-ионных аккумулятора средней мощности (100-160 Вт-ч каждый). Это могут быть резервные аккумуляторы для переносных компьютеров, а также большинство литий-ионных аккумуляторов для профессионального аудио/видео оборудования.
Воздушная перевозка малогабаритных средств для личного передвижения (моноколёса, сегвеи (мини–сегвеи), ховерборды, гироскутеры, электросамокаты) возможна в качестве зарегистрированного багажа при условии отсутствия в средстве передвижения литиевой батареи.Извлечённая из средства передвижения литиевая батарея допускается к перевозке только в ручной клади при условии, что мощность батареи не превышает установленной нормы – 160 Ватт-час (Втч, W/h).Малогабаритное средство с встроенной (не извлекаемой) литиевой батареей можно провозить при оформлении его в качестве «опасного груза» через грузовой склад аэропорта.

Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:

штопоры;
иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);вязальные спицы;
ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм;
тонометры ртутные;
барометры или манометры ртутные.

В случае их обнаружения, администрация аэропорта или авиаперевозчик вправе отстранить пассажира от полета.

Более подробную информацию можно получить по телефону +7 (473) 210-78-78

Рамки навсегда

Аэропорты России обяжут проводить тотальный досмотр пассажиров

Как стало известно «Газете.Ru», российские чиновники решили обязать все аэропорты страны проводить сплошной досмотр пассажиров и их вещей на входе в терминал, независимо от уровня террористической угрозы. Сейчас досмотр на входе проводится на основании введенного в 2011 году повышенного уровня безопасности. Однако в случае его снижения аэропорты продолжат проверку всех посетителей аэровокзала.

Минтранс России подготовил поправки к Воздушному кодексу, которые обяжут российские аэропорты проводить сплошной досмотр пассажиров и багажа на входе в аэровокзал, говорится в документе (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

«В целях обеспечения безопасности посетителей и персонала аэропорта, предупреждения противоправных действий, могущих повлечь за собой материальный ущерб либо создать угрозу наступления таких последствий, обязательному досмотру на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта подлежат все входящие в аэровокзальный комплекс лица и находящиеся при них вещи», — говорится в документе. В Минтрансе подтвердили, что такие поправки готовятся, подчеркнув, что «при отказе лица от досмотра на входе доступ ему в аэровокзальный комплекс не разрешается».

Аэропорты Египта в апреле в третий раз проверят на безопасность

В России существует три уровня безопасности, которые были утверждены правительством в 2008 году. Так, первый уровень подразумевает защищенность транспортного комплекса от потенциальных угроз, второй — от непосредственных угроз. И третий, самый высокий, — это совокупность факторов, которые создают реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства. При этом в России не бывает нулевого уровня безопасности. Правительство в 2008 году постановило, что первый уровень действует постоянно, если не объявлен второй или третий уровень безопасности.

Сейчас досмотр людей на входе в московские аэропорты проводится на основании второго уровня безопасности транспортной инфраструктуры, который был объявлен Минтрансом в январе 2011 года, спустя несколько дней после теракта в московском аэропорту Домодедово.

Этим же документом было рекомендовано проведение тотального досмотра на входах в терминалы всех аэропортов России. При этом порядок проведения досмотра Минтранс регламентировал только в 2014 году.

Для сравнения: во многих странах Европы отсутствует досмотр на входе в аэропорт. Однако охрану объекта осуществляет полицейский орган. По данным Airpol Network (проект по работе полицейской охраны в аэропортах различных стран), полицейская охрана аэропортов осуществляется как минимум в 18 странах Европы.

Ространснадзор усилил проверки иностранных лоукостеров в аэропортах России

Например, в Испании для обеспечения безопасности в аэропортах привлекается гражданская гвардия Испании, а во Франции — авиатранспортная жандармерия. Такие же органы выделены, например, в Австралии, Ирландии и Великобритании. Стоит отдельно отметить охрану аэропорта Бен-Гурион в Израиле. В этом аэропорту все объекты находятся в огороженной и охраняемой зоне, то есть свободного доступа в аэропорт фактически нет.
Однако после теракта в аэропорту Брюсселя, который произошел 22 марта текущего года, европейское отделение Международной ассоциации аэропортов (ACI Europe), в которую входят около 500 аэропортов из 45 стран Европы, сообщило, что страны Евросоюза рассматривают введение тотального досмотра пассажира и багажа на входе в аэропорт. При этом ассоциация подчеркивала, что ужесточение требований к досмотру по факту создает новые уязвимости для системы безопасности аэропортов, так как сбор пассажиров и гостей аэровокзала на входе «лишь двигает цель (террористов. — «Газета.Ru»), а не защищает ее».

«Законодательно необходимость проведения сплошного досмотра на входах в аэровокзалы не была закреплена ни после терактов в 2004 году, ни после трагических событий 2011 года. Принятие такого документа — запоздалая, но необходимая реакция на сложившуюся за предыдущие годы практику», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Он подчеркивает, что позиция экспертов по вопросу сплошного досмотра на входах в аэровокзалы однозначна: мишенью для террористов может стать любое скопление людей, в том числе и очередь около рамки.

«Взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде подтвердил, что рамки сами по себе не панацея. Поэтому аэропортам придется создавать избыточную и дорогостоящую инфраструктуру, обеспечивающую запас по пропускной способности даже в пиковых ситуациях. С другой стороны, законодательное закрепление и подробная регламентация процедур входного контроля позволят операторам аэропорта точно рассчитывать дополнительные расходы на его обеспечение и обосновывать перед Федеральной антимонопольной службой необходимость повышения сборов за авиационную безопасность», — поясняет Олег Пантелеев.

Правила и методы досмотра пассажиров в аэропорту

Сотрудники аэропорта, пограничной службы, экипаж на борту самолёта имеют право на досмотр Ваших личных вещей.

Первичный досмотр

Когда Вы входите в аэропорт, то первым делом Вы проходите первичный контроль багажа с помощью багажной ленты и рентген-аппарата. Здесь Вас могут попросить открыть чемодан или же сумку — ручную кладь и продемонстрировать что-либо, что кажется сотрудникам подозрительным. Работники этой службы досмотра не должны беспокоиться о том, что Ваш багаж уже упакован и замотан полиэтиленовой лентой. Если у них возникают вопросы по содержанию Ваших личных вещей, Вы обязаны открыть сумку и продемонстрировать (а иногда и аргументировать) то, что Вас просят. В противном случае Вы не будете допущены в аэропорт и можете быть выведены под конвоем, если потребуется.

Прохождение рамки металлоискателя

При прохождении рамки металлоискателя Вам нужно снять с себя все металлическое и сложить в специальный пластиковый контейнер, который проходит досмотр вместе с багажом на рентгене. Обычно служба досмотра просит пассажиров заранее снимать ремни, наручные часы, очки, выкладывать из карманов ключи, мелочь и др. Если в Вашей ручной клади обнаружится жидкость больше дозволенного (обычно это 100 мл) или колюще-режущие предметы, Вы ещё можете переложить их в багаж. Если Вы не хотите этого делать, Вам придётся выбросить запрещённые к провозу вещи (опять же, сотрудникам аэропорта неважно, будь то золотые ножницы или дорогая брендовая косметика). Если Вы “пропищите” под рамкой металлоискателя, Вас проверят с помощью дополнительного ручного сканера и попросят предъявить, что пропищало (застёжки на бюстгальтерах и металлические пластины или штыри демонстрировать не просят).

После сдачи багажа на стойке регистрации Вы отправляетесь на паспортный контроль, а после и на ещё один досмотр уже с ручной кладью или без неё. В большинстве аэропортов установлен более детальный сканер для человеческого тела (например, в Борисполе и Домодедово) и ещё один рентген для ручной клади и металлических вещей. В некоторых аэропортах, в частности, в Домодедово, пассажиры даже разуваются и одевают бахилы на ноги, чтобы пройти сканер.

Внимание! Если при входе в аэропорт Вы ещё можете отстоять себе бутылочку воды, аргументировав это тем, что выпьете и выбросите её перед посадкой, то на втором досмотре уже абсолютно ВСЕ лишние, запрещённые вещи у Вас будут изъяты и выброшены в мусорную корзину. Будьте внимательны, мелкие вещи могут западать под подкладку сумок и т. д., осуществляйте тщательную проверку, если дорожите своими вещами. Вопреки тому, что многие считают жидкостями только воду и парфюмы, к ним относятся, и крема, и шампуни, и зубные пасты, и подобные вещества. Их нельзя проносить на борт самолёта!

Проверка на борту самолёта

Существует ещё и возможность третьей проверки — на борту самолёта. После того как пассажиры погружены на борт и все выходы из самолёта закрыты, самолёт считается взлетевшим и на его борту действуют правила, определяемые капитаном воздушного судна. Если Вас заподозрили в чем-то, что может помешать или угрожать безопасности пассажиров, капитан вправе провести Ваш досмотр и даже произвести Ваш арест, в случае необходимости. Часто такое случается из-за неподобающего поведения пассажиров на борту.

Примеры из личного опыта

1. Арест при входе в аэропорт. Один немолодой мужчина решил вывезти сувенир из своей гостиницы в Турции. Если обычно такими сувенирами становятся полотенца, шампуни, карандаши, пилочки и т. д., то в этот раз турист украл из номера отеля телевизор. Несмотря на то, что поместил он его в багаж, сотрудники службы досмотра попросили его открыть чемодан и предоставить на технику документы. Таковых у человека не оказалось. После подключения телевизора в аэропорту, представители службы контроля увидели заставку в виде названия гостиницы, где отдыхал мужчина. Он был арестован местной полицией, был наложен штраф и лишение свободы до проведения судебного разбирательства. Дальнейшая судьба туриста, к сожалению, неизвестна.

2. Досмотр после паспортного контроля. Так как в службах досмотра работают люди, иногда их можно уговорить пронести бутылку дорогого спиртного на борт самолёта в ручной клади — на первом досмотре. Когда же доходит очередь до второго досмотра, никто не посмотрит на стоимость провозимых Вами сувениров, в случае, если они запрещены (или не были куплены в Duty Free). То же самое относится к косметике и даже к лекарствам. Так как в аэропорту работает не один человек, будьте внимательны и не доверяйте тому, что Вас пропустили при первом досмотре. Впереди ещё, как минимум, один.

В российских аэропортах могут отменить повторный досмотр пассажиров

Минтранс и департамент промышленности и инфраструктуры правительства России рассматривают возможность отмены повторного досмотра пассажиров транзитных рейсов и их багажа в российских аэропортах.

Это станет возможным в случае заключения с государствами — членами Международной организации гражданской авиации соглашений о взаимном признании норм авиабезопасности, пишет газета «Известия».

«11 сентября в Минтрансе состоялось совещание, посвящённое вопросу заключения со странами — участницами ИКАО межгосударственных соглашений о взаимном признании применяемых стандартов авиационной безопасности», — сообщил исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. По его словам, участники встречи посчитали целесообразным изучение экономической составляющей и определение правового формата необходимых изменений законодательства.

Кроме того, в департаменте промышленности и инфраструктуры правительства в конце августа поручили Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и Международной ассоциации аэропортов сформировать согласованную позицию по отмене досмотра транзитных пассажиров и направить её в правительство.

С предложением отменить дополнительный предполетный досмотр трансферных пассажиров и багажа на международных рейсах в марте выступил «Аэрофлот». Тогда гендиректор авиакомпании Виталий Савельев написал соответствующее письмо на имя Аркадия Дворковича, который занимал должность вице-премьера и отвечал в правительстве, в том числе, за транспортную отрасль.

В авиакомпании считают, что эта мера позволит уменьшить стыковочное время между международными рейсами, а также снизит процент потери пассажирами стыковок. Кроме того, отмена повторного досмотра поможет полноценно использовать возможности аэропорта Шереметьево как международного пересадочного узла.

О досмотре на таможне пассажира и его багажа

Информационный материал разъясняет порядок досмотра пассажира и находящегося при нем багажа на таможне.

Одной из задач Налогово-таможенного департамента (в дальнейшем – НТД) является защита экономики и общества, пресечение контрабанды, ввоза и/или вывоза опасных и запрещенных веществ и предметов. Законодатель возложил также на НТД ответственность за обеспечение уплаты взимаемых при ввозе товаров налогов и осуществление надзора за соблюдением таможенных правил.

Нарушениями таможенных правил являются, например, доставка декларируемого товара через таможенную границу с уклонением от таможенного контроля, недекларирование товара или иные действия мошеннического характера.

В деле пресечения контрабанды таможне приходится заниматься в основном следующими товарами: наркотические вещества, сигареты, алкоголь, оружие, товары, нарушающие право интеллектуальной собственности, и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений (товары CITES).

На внутренних и внешних пограничных пунктах Европейского Союза, находящихся в международных портах/аэропортах (в т.ч. в транзитных зонах) или на сухопутной границе, таможенным досмотром и надзором за пассажирами занимаются таможенники.

Досмотр пассажира и его багажа производится в случае, когда у таможни есть основания полагать, что пассажир скрывает в багаже, в своей одежде, на теле или в теле подлежащий декларированию (т.е. связанный с ограничениями или запрещенный) товар.

Если у таможенника есть основания подозревать совершение правонарушения, то он для предупреждения или установления правонарушения применяет необходимые меры надзора. Они также направлены на конкретное лицо, которое подозревается в нарушении таможенных правил.

Для проверки пассажиров применяются опрос, вскрытие багажа, досмотр багажа или его просвечивание и досмотр пассажира.

Пассажиров просят с пониманием относиться к действиям, связанным с таможенным контролем, потому что таможенники выполняют свою работу в интересах благополучия и безопасности населения государства.

Досмотр багажа

Таможенник при исполнении своих служебных обязанностей имеет право требовать от пассажира предъявления багажа, последнего для досмотра и досматривать его.

Багаж означает все предметы, которые пассажир все равно каким способом носит во время передвижения при себе, например, сумки, чемоданы, пакеты, ящики, папки и пр., и содержащиеся в них предметы. Багаж пассажира может находиться и в транспортном средстве. Багажом пассажира может быть и моторное транспортное средство.

Личные вещи – это предусмотренные для использования или потребления пассажиром во время поездки предметы, которые находились в собственности или владении пассажира еще в начале поездки. Приобретенные во время поездки вещи считаются товаром.

Пассажир несет ответственность за весь багаж, который у него с собой на момент пересечения границы.

Досмотр багажа осуществляется в присутствии пассажира. При досмотре лицо обязано предъявить багаж, открыть его для проверки, а по окончании досмотра – само упаковать его обратно.

Если лицо отказывается присутствовать при досмотре или от вскрытия багажа, таможенники вправе в присутствии одного понятого досмотреть багаж и в отсутствие владельца.

Понятыми не могут быть участники процесса досмотра, их коллеги и близкие.

Досмотр пассажира (лица)

При подозрении, что пассажир скрывает подлежащий таможенному контролю товар, спрятанный на теле или в теле, таможенный чиновник имеет право, если он/она одного с пассажиром пола:

  • провести досмотр лица в отдельном помещении. Таможенник вправе в ходе досмотра ощупывать предметы одежды лица и при необходимости просить лицо раздеться;
  • направить лицо в лечебное учреждение для досмотра тела изнутри.

О ходе и результатах досмотра составляется акт досмотра, с которым лицо имеет право ознакомиться до его подписания. В случае несогласия с актом пассажир вправе дополнить его своими письменными возражениями.

Таможеннки при проведении таможенного контроля:

  • руководствуются при исполнении ими служебных обязанностей правовыми актами;
  • представляются;
  • вежливы и относятся к лицу непредвзято;
  • задают только относящиеся к делу вопросы;
  • информируют лицо о причинах досмотра и знакомят с порядком досмотра;
  • могут:
    • проверять документы пассажира;
    • просить лицо распаковать и упаковать багаж;
    • досматривать находящиеся с лицом товар и личные вещи;
    • приглашать пассажира на проверку.

Пассажир имеет право:

  • требовать, чтобы:
    • досмотр лица проводился в отдельном пригодном для этого теплом помещении в присутствии одного понятого того же пола и чтобы при досмотре находился выбранный им из числа присутствующих свидетель;
    • ему предоставлялся один экземпляр акта досмотра.
  • представлять протест на таможенный досмотр в течение 30 дней.
    Таможня рассматривает протест в течение 30 дней с момента его принятия. Если необходимо дополнительное расследование обстоятельств данного случая, срок может быть увеличен еще не более чем на 10 дней, и об этом лицо извещается.
  • Лицо иностранного государства имеет право пользоваться услугами переводчика.

При нарушении таможенных правил:

  • возбуждается дело о проступке;
  • назначается денежный штраф или
  • в предусмотренных законом случаях конфискуется являющийся объектом проступка товар.

Если объектом проступка является товар в больших количествах или лицо имеет еще действующее наказание за такой же проступок решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается и в случае, если через границу таможенной территории или государственную границу Европейского Сообщества доставляется товар, на который наложены ограничения, или запрещенный товар.