Допрос несовершеннолетнего подозреваемого по упк рф

Рубрики Вопрос юристу

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого по упк рф

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Особенности проведения допроса несовершеннолетнего участника судебного процесса

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Участниками уголовного судопроизводства нередко становятся несовершеннолетние, как на стороне защиты, так и на стороне обвинения.

Целью допроса несовершеннолетнего участника судопроизводства является получение достоверных сведений по делу. В целях создания благоприятных (комфортных) условий для допрашиваемых несовершеннолетних и их ограждения от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, законодатель установил общие требования к процедуре допроса, указав на необходимость участия в определенных случаях законных представителей, педагогов и психологов.

В качестве законного представителя несовершеннолетнего допускаются родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждения (организации), на попечении которого он находится, либо органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ)

Участие педагога (психолога) законодателем предусмотрено в целях получения объективных показаний от несовершеннолетних и создания необходимой психологической обстановки в ходе их допроса. При этом законодателем педагог и психолог как специалисты уравнены, в связи с чем следователю предоставлено право выбора по их приглашению на допрос.

Представляется, что психолог должен приглашаться, если у подростка имеются признаки отставания в психическом развитии, ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (например, повышенные импульсивность, агрессивность, эмоциональность), либо если он страдает психическим расстройством.

По делам о преступлениях против половой неприкосновенности законодатель акцентировал внимание на необходимости участия при допросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей именно психолога, который способен помочь ребенку выйти из стрессовой ситуации, связанной с насилием над ним, вспомнить происходящее, сможет разговорить подростка и оказать ему помощь в даче показаний.

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого предусмотрены ст. 425 УПК РФ, в соответствии с которой допрос названных лиц не может продолжаться без перерыва более двух часов, а максимальная продолжительность одного допроса подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в общей сложности должна составлять не более четырех часов в день.

Участие защитника при допросе несовершеннолетнего подсудимого в соответствии с положениями ст. 51 УПК РФ является обязательным.

С учетом положений ст. 48, 426, 428 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. О допуске законного представителя к участию в деле следователь обязан вынести постановление (ч. 1 ст. 426 УПК РФ).

Привлечение в качестве законных представителей (при отсутствии родителей) близких родственников несовершеннолетних, не назначенных надлежащим образом их опекунами или попечителями, недопустимо. В таком случае в качестве законного представителя вызывается представитель органа опеки или попечительства.

Неявка своевременно извещенного законного представителя несовершеннолетнего подсудимого не приостанавливает рассмотрения уголовного дела.

Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигает совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются.

Если есть основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, по определению или постановлению суда он может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве (часть 2 ст. 428 УПК РФ). В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) обязательно в случаях, когда он:

— не достиг возраста 16 лет;

— достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством;

— отстает в психическом развитии (ч. 3 ст. 425 УПК РФ).

Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником.

Особенности проведения следственных действий с несовершеннолетним потерпевшим (свидетелем) предусмотрены ст. 191 УПК РФ, в соответствии с которой допрос указанных лиц в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

При допросе несовершеннолетних потерпевшего, свидетеля вправе присутствовать их законный представитель.

Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя, если это противоречит интересам допрашиваемого лица. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

При проведении допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. А по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности в отношении указанной категории несовершеннолетних обязательным является участие именно психолога.

В целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве законодателем в уголовно-процессуальный закон внесены изменения, в соответствии с которыми оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. О необходимости повторного допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд должен вынести мотивированное решение.

В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

Статья 426. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 426 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 426. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу

См. комментарии к статье 426 УПК РФ

1. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

2. Законный представитель вправе:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

3. Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.

4. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого по упк рф

Глава 50 УПК РФ содержит нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, возникают вопросы по применению ряда норм, отнесенных к данной категории.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в возрасте до 16 лет (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, чч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ). Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16-летнего возраста, а для подозреваемых (обвиняемых) в возрасте свыше 16 лет педагог приглашается по усмотрению следователя, а также по ходатайству защитника. На наш взгляд, присутствие педагога на допросе несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, должно быть также обязательным. Это требование обуславливается рядом факторов. Так, допрос для несовершеннолетнего стрессовая ситуация, любой несовершеннолетний испытывает состояние страха, напряжения, волнения, а педагог поможет ему переключить внимание, успокоиться и при даче показаний не упустить какие-то незначительные, на взгляд несовершеннолетнего, обстоятельства дела. Встречаются случаи, когда несовершеннолетний в силу стрессового состояния не способен понять значения не только юридических понятий, например зачитываемых следователем прав, но и вполне обыденной речи.

В пункте 58 ст. 5 УПК РФ раскрывается понятие участников уголовного судопроизводства, которыми являются лица, принимающие участие в уголовном процессе. Целесообразно было бы отнести к данным лицам педагога, принимающего участие в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего.

Однако в главах 6, 7, 8 УПК РФ, дающих в совокупности исчерпывающий перечень участников уголовного судопроизводства, их прав и обязанностей, педагог не упоминается, в отличие от таких участников уголовного судопроизводства, как защитник, законный представитель, специалист, чьи права и обязанности регламентированы в полном объеме. Права педагога в уголовном процессе оговариваются только в ч. 5 ст. 425 УПК РФ: «педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей», и ч. 3 ст. 280 УПК РФ: «педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю». В перечисленных статьях Уголовно-процес-суального кодекса Российской Федерации обязанности педагога как участника уголовного судопроизводства не определены. Не оговариваются также цели его присутствия на допросе, поэтому остается неясным, имеет ли право педагог прервать допрос, если считает это необходимым из педагогических соображений, повлиять на ход допроса. Фактически его право задавать вопросы является его единственной обязанностью, причем, поскольку он не является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, то не понятно, какие вопросы он вправе задавать.

Отсутствие специальной статьи дает возможность следователям достаточно произвольно трактовать термин «педагог». Согласно общепринятому определению педагог (греч. paidagogós — воспитатель, от páis, родительный падеж paidós — дитя и ágo — веду, воспитываю) — учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детском доме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др. Такое расширенное толкование позволяет привлекать в качестве педагога в уголовном процессе широкий круг лиц — от преподавателей вузов, никогда не работавших с определенными возрастными категориями несовершеннолетних, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью. На практике, как правило, в качестве педагогов привлекаются учителя общеобразовательных школ, имеющие диплом о педагогическом образовании. Встречаются случаи (и довольно часто), когда к участию в следственном действии привлекаются педагоги, у которых нет опыта работы с данной категорией несовершеннолетних, например педагоги начальной школы для участия в допросе несовершеннолетнего в возрасте от 11 до 18 лет.

Из норм УПК РФ неясно, для чего же необходимо участие педагога в следственных действиях. На наш взгляд, основная цель привлечения педагога к участию в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, — предоставление следователю возможности использовать педагогические и психологические знания как при подготовке к следственному действию, так и при его проведении и фиксации показаний. Педагог должен содействовать тому, чтобы вопросы формулировались следователем на привычном несовершеннолетнему языке, включали ясные и осознаваемые им понятия, были конкретными, не содержали двусмысленностей. Участие педагога в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, имеет важное значение для установления психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, получения от последнего правдивых показаний.

Введение в главу 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства» статьи «Педагог», в которой бы оговаривалось, что педагог — это лицо, обладающее специальными педагогическими знаниями, и устанавливался порядок привлечения лица в качестве педагога, аналогичный порядку привлечения лица в качестве специалиста, позволит определить статус педагога в уголовном процессе.

Тот факт, что педагог упоминается только в ст.ст. 191, 280 и 425 УПК РФ, дает возможность по разному трактовать вопрос о необходимости участия педагога в тех или иных следственных действиях.

Так, в научной литературе встречаются три точки зрения на эту проблему:
участие педагога необходимо только в допросах;
участие педагога необходимо в допросах и очных ставках;
участие педагога необходимо во всех следственных действиях, при проведении которых несовершеннолетний дает показания.

Следователи часто привлекают педагогов ко всем следственным и даже к иным процессуальным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего. Например, педагог привлекается к ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы, хотя никаких показаний несовершеннолетний в этот момент не дает. Примерно 67% опрошенных следователей считают, что при проведении опознания несовершеннолетнего присутствие педагога необязательно, поскольку показаний при этом несовершеннолетний не дает, 33% следователей считают присутствие педагога при опознании несовершеннолетнего необходимым, полагая, что хотя несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) в этом следственном действии активной роли не играет, он находится под психологическим влиянием и подвержен стрессам. Все это говорит о необходимости вывести права педагога из статей уголовно-процессуального кодекса, посвященных допросам, в отдельную статью с указанием как цели присутствия педагога, так и тех следственных действий, при производстве которых его присутствие обязательно.

Проанализировав ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в которой сформулировано требование обязательного участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетних, страдающих психическим расстройством, можно сделать вывод, что педагог должен иметь реальную возможность оградить психику несовершеннолетнего в определенных случаях. Однако права педагога, указанные в ч. 5 ст. 425 УПК РФ, а именно задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей, не дают возможности педагогу оградить психику несовершеннолетнего, даже если он видит, что это нужно сделать. В связи с этим, на наш взгляд, следует расширить права педагога, предоставив ему возможность не только задавать вопросы, но и информировать следователя, законного представителя и защитника о состоянии несовершеннолетнего, необходимости в связи с психическим состоянием последнего приостановить следственное действие, изменить характер его проведения. Введение такого права существенно защитило бы права несовершеннолетнего участника уголовного процесса. В связи с этим необходимо в главу 22 УПК РФ «Предварительное следствие» ввести статью «Участие педагога», аналогичную ст.ст. 168—170 УПК РФ. Появление нормы, обязывающей следователя выяснить отношение педагога к подозреваемому (обвиняемому), потерпевшему и свидетелю, аналогичной норме, касающейся специалиста (ч. 2 ст. 168 УПК РФ), будет гарантировать беспристрастное отношение к несовершеннолетнему.

Встречаются случаи, когда в небольших населенных пунктах несовершеннолетний посещает ту же школу, где работает педагог, они хорошо знакомы и зачастую находятся в конфликтных отношениях. Законный же представитель, наоборот, может быть связан с педагогом неформальными отношениями (дети учатся в той школе, где работает педагог, оказывается спонсорская помощь школе и т. д.). Это может привести к тому, что преподаватель, выступающий в роли педагога, будет не в состоянии объективно оценивать происходящее, в том числе возможное психологическое воздействие на несовершеннолетнего, что в целом может отрицательно сказаться на результатах допроса или иного следственного действия.

Зачастую следователями привлекаются разные педагоги для участия в нескольких следственных действиях. В законе не оговаривается, что с одним и тем же несовершеннолетним должно работать в качестве педагога одно и то же лицо. Неоднократно же привлечь к участию в следственных действиях одного педагога практически невозможно, поскольку в большинстве случаев педагоги неохотно соглашаются на участие в уголовном судопроизводстве. Порядок же обязательного привлечения конкретного педагога законом не предусмотрен. Обязательств по явке на следственные действия у лиц, выступающих в уголовном процессе в качестве педагога, в отличие от законных представителей и защитников, нет. .

Таким образом, в случае, когда педагог впервые видит несовершеннолетнего на следственном действии, не знает его психологического состояния, возраста, он не может активно участвовать в следственном действии и выбирает пассивную позицию. В связи с этим необходимо расширить права педагога по ознакомлению с психологическими и психическими характеристиками несовершеннолетнего до начала следственного действия. Целесообразно предусмотреть в ст. 119 УПК РФ право педагога заявлять ходатайства об ознакомлении с имеющимися в деле характеризующими данными несовершеннолетнего, а также о кратковременном свидании с несовершеннолетним и законным представителем до начала следственного действия. Естественно, при этом следователь должен будет предупредить педагога о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в порядке, предусмотренном ст. 161 УПК РФ.

Введение нормы о недопустимости разглашения полученной информации необходимо и потому, что встречаются ситуации, когда педагог, привлеченный к проведению следственного действия с участием несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в силу своих обязанностей узнает медицинскую тайну и получает реальную возможность «по секрету» сообщить об этом преподавателям, занимающимся воспитанием несовершеннолетнего в школе.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не исключает участия психолога, так как педагог приглашается для оказания помощи в урегулировании вопросов, связанных с особенностями несовершеннолетнего, для оказания положительного воздействия на него. В разрешении вопросов, связанных с выявлением психических недостатков, психологических особенностей несовершеннолетнего, следователю необходимо прибегнуть к помощи психолога. Привлечение к участию в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, психолога должно способствовать обеспечению дачи правдивых показаний, что является основой всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств совершенного преступления. Статья 421 УПК РФ предусматривает в качестве одного из обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, — определение уровня психического развития и иных особенностей личности несовершеннолетнего, а именно психология как наука занимается выявлением закономерностей функционирования и развития психики.

Все рассмотренные выше вопросы участия педагога в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, могут быть отнесены и к участию психолога. На наш взгляд, в УПК РФ необходимо также отразить, какое лицо может быть допущено в качестве психолога к участию в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего. Представляется, что это должно быть лицо, имеющее высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии и имеющее стаж работы по специальности не менее трех лет, на момент производства следственных действий работающее по данной специальности. На практике в качестве психологов часто привлекаются лица, имеющие соответствующий диплом, незначительный стаж работы, но к моменту производства следственных действий по каким-то причинам уже давно не работающие по специальности. Это совершенно недопустимо, поскольку функции как педагога, так и психолога не должны ограничиваться только присутствием на следственных действиях и подписанием протоколов. Их участие в следственных действиях можно расценивать как начальное звено цепочки социально-педагогической, психологической работы с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), которая должна быть осуществлена в интересах последнего, и в то же время способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

Список использованной литературы
1. Ароцкер, Л. Е. Права, обязанности и роль специалистов при производстве следственных и судебных действий // Вопросы криминалистики. — Вып. 6—7. — 1962. — С. 46—54.
2. Безлепкин, Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Б. Т. Безлепкин. — М. : ООО «ВИТРЭМ», 2002. — 832 с.
3. Бишманов, Б. М. Эксперт и специалист в
уголовном судопроизводстве / Б. М. Бишманов — М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. — 224 с. .

4. Дымов, Г. А. Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. — 2003. — № 5. — С. 43—47.
5. Гуев, А. Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. Н. Гуев.— М. : Контракт : ИНФРА-М, 2003. — 928 с.
6. Краткий толковый словарь русского языка / сост. И. Л. Городецкая [и др.] ; под ред. В. В. Розановой. — 4-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз., 1985. — 245 с.
7. Махов, В. Н. Понятие и формы использования специальных знаний при расследовании преступлений // Укрепление законности в уголовном судопроизводстве. — М. : НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка Прокуратуры СССР, 1986. — С. 49—59.
8. Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации : комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / А. В. Наумов ; под ред. Г. М. Резника. — М. : Волтерс Клувер, 2005.
9. Орлов, Ю. Лица, обладающие специальными познаниями, как субъекты уголовного процесса // Советская юстиция. — 1988. — № 8. — С. 14—15.
10. Павлов, Н. Е. Глава 22. Предварительное следствие // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. И. Радченко. — М. : Юстицинформ, 2003. — С. 381—403.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

СТ 425 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 Уголовно-процессуального кодекса

1. Основной целью допроса несовершеннолетнего является получение от него достоверных показаний при максимальном соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого.

Одной из таких гарантий является ограничение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, по сравнению с допросом в общем порядке. Закон ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего двумя часами без перерыва, а всего в день — не более 4 часов (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в ч. 1 ст. 191 УПК РФ в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вводятся временные ограничения допроса в зависимости от возраста несовершеннолетнего: в возрасте до семи лет — допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. В отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых таких ограничений не установлено.

2. УПК РФ предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии для несовершеннолетних при рассмотрении их дел судами общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел обязательным является участие защитника и законного представителя, призванных не допустить нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Право на государственную защиту несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) реализуется на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (если отсутствуют родители или лица, их заменяющие) или с их письменного согласия.

При этом участие в уголовном деле защитника и (или) законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не должно ущемлять права последних.

Отказ от защитника возможен только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту .
———————————
Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 5. С. 3 — 6.

3. Гарантией прав несовершеннолетних в уголовном процессе выступает то, что в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно. Закон предусматривает участие в допросе несовершеннолетнего или педагога, или психолога, но не определяет, когда необходимо участие педагога, а когда — психолога, оставляя решение этого вопроса на усмотрение участников уголовного судопроизводства. Участие именно психолога многим современным юристам представляется более обоснованным, так как именно психолог специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым, в то время как главная задача педагога — это обучение, а вовсе не наведение «психологических мостов» . Ряд правоведов полагают необходимым привлекать к работе с детьми на следствии еще и психиатра . Представляется, что следователь должен обладать свободой в выборе между психологом и педагогом, исходя из конкретных обстоятельств.
———————————
Дощицын А. Производство следственных действий с участием малолетних и педагога // Уголовное право. 2010. N 4. С. 94.

Гвоздева И.С. Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 12.

4. Обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обеспечивается либо следователем, дознавателем по своей инициативе или по ходатайству защитника. Заявленное защитником ходатайство об участии в допросе педагога или психолога должно быть обязательно удовлетворено следователем, дознавателем.

5. Участвующий в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог обладает следующими процессуальными правами:

1) задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Данное право может быть реализовано только с разрешения следователя, дознавателя;

2) знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данным правом можно воспользоваться только по окончании допроса.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. О разъяснении вышеуказанных прав делается отметка в протоколе допроса.

6. Следственное действие в виде допроса проводится в отношении несовершеннолетнего не только в ходе предварительного следствия и дознания, но и в ходе судебного разбирательства. УПК РФ предусматривает, что порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.