Что такое административное задержание рб

Рубрики Вопрос юристу

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

О некоторых вопросах содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2013 г. № 996 утверждены Правила содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание.

Указанными Правилами, в частности, установлены:

Правилами устанавливаются порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание на срок свыше трех часов, в месте, определенном органом, ведущим административный процесс.

Предусмотрено, что порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание на срок менее трех часов, определяются органом, ведущим административный процесс.

Установлено, что задержанные лица, принятые в места содержания, должны быть ознакомлены со своими правами и обязанностями, режимом содержания, порядком подачи ходатайств, предложений, заявлений и жалоб.

Основанием для содержания задержанных лиц в месте содержания являются:

Основанием для содержания задержанных лиц в изоляторе временного содержания или центре изоляции правонарушителей являются протокол об административном правонарушении и протокол административного задержания, а в случаях, дополнительно указанных в Правилах, – протокол административного задержания, санкционированный прокурором.

Установлено, что документы, являющиеся основанием для приема в места содержания, должны быть оформлены в соответствии с требованиями ПИКоАП, заверены подписями соответствующих должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, – скреплены гербовой печатью.

Что такое административное задержание рб

  • ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
  • ВОПРОС 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

ВОПРОС 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Меры обеспечения административного процесса применяются судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Принятые до начала административного процесса меры административного принуждения, предусмотренные законодательными актами, сохраняют свое действие до отмены органом, их применившим, или судом.

Статья 8.2. ПИКоАП регламентирует административное задержание физического лица.

Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

Административное задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс. Порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Административное задержание не допускается в отношении:

1) лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;

4) народного заседателя.

Эти лица, задержанные за совершение административного правонарушения, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

Административное задержание физического лица могут осуществлять только уполномоченные должностные лица:

1. должностные лица органов внутренних дел;

2. должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь;

3. старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны;

4. должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь;

5. должностные лица таможенных органов;

6. должностные лица органов государственной безопасности;

7. должностные лица органов финансовых расследований КГК Республики Беларусь;

8. должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (статья 8.3 ПИКоАП).

Сроки административного задержания физического лица регламентированы статьей 8.4. ПИКоАП.

1. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

1) физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;

3) военнослужащий — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.

3. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

3-1. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.

4. Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

5. Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.

6. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержаниясообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.

7. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.

8. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше десяти суток, срок административного задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.

В целях обнаружения на теле или в одежде задержанного орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса, проводится личный обыск задержанного. ( статья 8.6 ПИКоАП).

Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых. О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Статья 8.7 ПИКоАП регламентирует наложение ареста на имущество, которое проводится в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости судьей или должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях — и на пользование этим имуществом.

Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц — в присутствии двух понятых. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества. Арест на имущество не может быть наложен на предметы первой необходимости, перечень которых содержится в приложении к настоящему Кодексу. При наложении ареста на имущество может участвовать специалист, определяющий стоимость имущества. Стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, не должна превышать максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, по которой физическое либо юридическое лицо привлекается к административной ответственности. Стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде штрафа, может превышать указанный размер, если имущество относится к неделимым вещам и у лица, в отношении которого ведется административный процесс, не выявлено иного имущества, на которое может быть наложен арест и стоимость которого позволяла бы обеспечить исполнение такого административного взыскания. Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято и передано на хранение иному лицу, которое должно быть предупреждено об ответственности за сохранность имущества, о чем берется подписка. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами. При этом расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест, если иное не предусмотрено законодательными актами. Арест налагается на денежные средства, полученные от реализации скоропортящейся продукции, на которую наложен арест, до принятия решения о конфискации. Наложение ареста на имущество отменяется постановлением суда, органа, ведущего административный процесс, когда в этой мере отпадает необходимость. Наложение ареста на имущество оформляется протоколом описи арестованного имущества (статья 8.8 ПИКоАП).

Изъятие вещей и документов предусмотрено статьей 8.9 ПИКоАП.

Обнаруженные при административном задержании физического лица, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, изымаются должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При нарушении правил дорожного движения, за которое в соответствии с Особенной частью КоАП Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, у водителя изымается водительское удостоверение и талон к нему, а в виде штрафа — талон к водительскому удостоверению. Взамен изъятого водительского удостоверения и (или) талона к нему выдается временное разрешение на право управления транспортными средствами на срок до исполнения административного взыскания, но не более чем на месяц со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. В случае принятия решения о лишении права управления транспортными средствами водительское удостоверение и талон к нему хранятся в органе, осуществляющем контроль за безопасностью дорожного движения, до исполнения взыскания.

Об изъятии вышеуказанных вещей, предметов, имущества, доходов и документов, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, в протоколе осмотра, в протоколе о личном обыске или в протоколе административного задержания физического лица.

Изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется по санкционированному прокурором постановлению должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Статья 8.10. ПИКоАП — задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства , регламентирует полномочия работника Государственной автомобильной инспекции по производству задержание и принудительной отбуксировки транспортного средства и доставление его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 КоАП Республики Беларусь, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

При задержании и принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства проводится осмотр такого транспортного средства с соблюдением требований статьи 10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол.

В протоколе дополнительно указываются:

дата, время и место (адрес), с которого производится принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства,

тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак,

перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства,

адрес охраняемой стоянки, на которую будет помещено данное транспортное средство,

должность, фамилия, имя и отчество работника Государственной автомобильной инспекции, составившего протокол.

При помещении транспортного средства на охраняемую стоянку в протоколе указываются наименование организации, фамилия, имя и отчество лица, принявшего данное транспортное средство на хранение.

Протокол составляется в трех экземплярах , первый из которых остается у работника Государственной автомобильной инспекции, осуществившего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, второй — на охраняемой стоянке, третий — у собственника (владельца) транспортного средства.

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З (ред. от 11.07.2014) «О дорожном движении»

Статья 19-1. Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства. Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку (извлечение)

Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров) запрещены.

Лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, немедленно информирует оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.

За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2014 г. N 986 (в ред. от 09.07.2015 N 580) «Об утверждении инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства»

принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства — принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел, органам пограничной службы либо иным организациям, определенным законодательством, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, органа пограничной службы на охраняемую стоянку в случаях, установленных законодательными актами;

отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку — принудительное перемещение с использованием средства эвакуации либо без его использования транспортного средства с места его нахождения на расстояние не далее, чем это необходимо в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб;

блокировка колеса транспортного средства — использование сотрудником Государственной автомобильной инспекции технических средств для блокировки колеса транспортного средства, исключающей возможность движения транспортного средства, в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств;

уполномоченное собственником (владельцем) лицо — лицо, имеющее право распоряжаться или пользоваться транспортным средством, подтверждаемое заверенной в установленном порядке доверенностью, а также иное лицо, представившее свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства.

Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку

Решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и помещении его на охраняемую стоянку принимают сотрудники Государственной автомобильной инспекции, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Органы внутренних дел информируют органы пограничной службы об обнаруженных ими транспортных средствах вне населенных пунктов в пределах пограничной зоны для принятия решения об их принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку.

При принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства сотрудником Государственной автомобильной инспекции, органа пограничной службы проводится осмотр такого транспортного средства с соблюдением требований статьи 10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол. При наличии возможности производится фото- или видеосъемка транспортного средства, материалы которой приобщаются к делу об административном правонарушении, о чем делается отметка в протоколе.

В протоколе осмотра транспортного средства указываются:

дата и время проведения осмотра, составления протокола осмотра транспортного средства;

должность, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) сотрудника Государственной автомобильной инспекции, органа пограничной службы, составляющего протокол;

место (адрес), с которого производится принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;

тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак;

результаты осмотра, перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства;

высказанные участниками осмотра замечания (при их наличии);

наименование организации, которой принадлежит средство эвакуации, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, осуществляющего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства;

наименование организации, которой принадлежит охраняемая стоянка, адрес охраняемой стоянки, куда будет помещено транспортное средство, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, принявшего это транспортное средство на хранение.

Протокол подписывается лицами, указанными в части первой настоящего пункта. В случае изменения состояния транспортного средства в протоколе делается соответствующая отметка.

Протокол составляется в трех экземплярах, первый из которых остается у сотрудника Государственной автомобильной инспекции, органа пограничной службы, осуществившего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, второй — на охраняемой стоянке, третий, предназначенный для собственника (владельца) транспортного средства, хранится на охраняемой стоянке и вручается ему либо уполномоченному им лицу при возврате транспортного средства.

Доступ собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица к принудительно отбуксированному (эвакуированному) транспортному средству, находящемуся на охраняемой стоянке, производится круглосуточно в присутствии работника, осуществляющего его охрану.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по их первому требованию работником, осуществляющим его охрану. Невозврат транспортного средства в связи с неисполнением постановления о наложении административного взыскания, отказом от оплаты работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и его хранению не допускается.

При получении транспортного средства его собственник (владелец) или уполномоченное им лицо должны предъявить работнику, осуществляющему его охрану:

свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства;

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством). Указанные в настоящем абзаце документы не требуются, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им.

При отсутствии хотя бы одного из документов, указанных в части первой настоящего пункта, транспортное средство не возвращается.

Работник, осуществляющий охрану транспортного средства, при наличии оснований полагать, что лицо, прибывшее за транспортным средством, находится в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, обязан сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел и до прибытия сотрудников органов внутренних дел не возвращать транспортное средство.

Собственник (владелец) транспортного средства или уполномоченное им лицо при получении транспортного средства расписывается в протоколе осмотра транспортного средства.

При возврате транспортного средства в случае требования собственника (владельца) или уполномоченного им лица осуществляется осмотр транспортного средства , по результатам которого составляется акт. В акте отражаются основания для проведения осмотра, а также перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается собственником (владельцем) транспортного средства или уполномоченным им лицом и работником, осуществлявшим охрану транспортного средства.

Оплата работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства на охраняемой стоянке осуществляется собственником (владельцем) отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства или уполномоченным им лицом органу внутренних дел или иной организации, которому (которой) принадлежит средство эвакуации и (или) охраняемая стоянка.

В случае отказа от уплаты средств, затраченных на выполнение указанных работ (оказание услуг), они взыскиваются в судебном порядке.

Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку

Решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач принимают:

старшие по должности сотрудники органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органа государственной охраны, органов пограничной службы, Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь, Следственного комитета, таможенных органов, Транспортной инспекции, старшие по должности сотрудники, имеющие специальные звания, и лица гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз, работники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, находящиеся в транспортном средстве оперативного назначения;

уполномоченный медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи либо выездной бригады, обеспечивающей забор органов и тканей человека;

должностное лицо Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации или филиала «Узел специальной связи» республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта», ответственное за доставку корреспонденции;

должностное лицо, ответственное за выполнение функций, возложенных на дорожно-эксплуатационные, коммунальные службы, на территории, с которой осуществляется отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

Лица, указанные в части первой настоящего пункта, до отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку должны принять возможные меры по информированию собственника (владельца) транспортного средства о необходимости устранения им созданного препятствия.

При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку проводится внешний осмотр такого транспортного средства на предмет установления его видимых дефектов и повреждений в присутствии не менее двух совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра. По результатам осмотра лицом, принявшим решение о такой отбуксировке, составляется акт осмотра транспортного. При наличии возможности производится фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем указывается в акте осмотра.

При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в связи с проведением аварийно-спасательных работ в случае непосредственной угрозы жизни людей допускается составление акта осмотра без участия совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра.

В акте осмотра должны быть отражены время и место проведения осмотра, его результаты, а также высказанные участниками осмотра замечания, если они имеются, марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак, должность, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, принявшего решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, наименование организации, средства эвакуации которой использовались для такой отбуксировки, а также место (адрес), в которое отбуксировано транспортное средство.

При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку акт осмотра составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у лица, принявшего решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, второй — помещается на лобовом стекле транспортного средства в упаковке, препятствующей его порче вследствие атмосферных осадков.

Акт осмотра с материалами фото- или видеосъемки (при их осуществлении) хранится в организации, сотрудник (работник) которой принял решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, в течение трех лет.

Взимание платы с собственника (владельца) транспортного средства за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку не допускается.

Запрещается отбуксировка транспортного средства в место, в котором в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961), запрещается остановка и стоянка транспортных средств.

Физическое лицо, управляющее транспортным средством, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения от управления транспортным средством. (Статья 8.11. ПИКоАП — отстранение от управления транспортным средством).

Статья 8.11-1. Блокировка колес транспортного средства

При совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18.22 КоАП, сотрудник Государственной автомобильной инспекции вправе применить блокировку колес транспортного средства, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

О применении блокировки колес транспортного средства немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совершения административного правонарушения.

Снятие блокировки колес транспортного средства осуществляется в присутствии собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица по первому требованию.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2014 г. N 986 (в ред. от 09.07.2015 N 580) «Об утверждении инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства»

Блокировка колеса транспортного средства

Сотрудник Государственной автомобильной инспекции в случаях, установленных законодательными актами, вправе произвести блокировку колеса транспортного средства, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Блокировке подлежит переднее левое колесо транспортного средства, а при невозможности его блокировки — любое колесо транспортного средства, доступ к которому наиболее удобен.

О применении блокировки колеса транспортного средства немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совершения административного правонарушения.

В случае, если блокируется не переднее левое колесо транспортного средства, принимаются меры по информированию его собственника (владельца) о применении такой блокировки.

Ущерб, связанный с повреждением технического средства для блокировки колеса, а также транспортного средства при его установке, возмещается в порядке, установленном законодательством.

Снятие блокировки колеса транспортного средства осуществляется в присутствии собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица по их первому требованию после предъявления документов:

свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства;

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством). Указанные в настоящем абзаце документы не требуются, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им.

Статья 8.12. ПИКоАП регламентирует порядок осуществления привода. В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали.

Привод не может производиться в ночное время.

Не подлежат приводу:

— несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет,

— больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом,

— лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу.

Привод осуществляется уполномоченными лицами органов внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лиц, указанных в части 1 настоящей статьи. О невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе, которое приобщается к делу об административном правонарушении.

Статья 8.13. ПИКоАП — удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении производится з а нарушение порядка при рассмотрении дела об административном правонарушении, неподчинение законным распоряжениям судьи или должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Участник административного процесса может быть удален из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. Удаление не может быть применено в отношении защитника. Несовершеннолетний, в отношении которого ведется административный процесс, может быть удален из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств этого дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.

Вывод по вопросу:

Таким образом, Глава 8 ПИКоАП Республики Беларусь предусматривает возможность применения девяти мер обеспечения административно-деликтного процесса. Полномочиями применять указанные меры в конкретных ситуациях обладают должностные лица, уполномоченные осуществлять подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Вывод по лекции:

Таким образом, меры обеспечения административного (административно-деликтного) процесса применяются в целях пресечения правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении. Применение и процессуальное оформление мер обеспечения административно-деликтного процесса регламентировано Главой 8 ПИКоАП Республики Беларусь.