Административный проступок коап

Рубрики Процессы

Административный проступок коап

Понятие административного правонарушения в законодательстве Украины определено ст9. КУоАП, которая раскрывает его сущность, юридическую природу, содержание и важнейшие признакии.

. Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом м предусмотрена административная ответственность (статья 9. КУоАП). В этом определении названы три характерные признаки правонарушения (проступка): противоправность, виновность и административная наказуемость. В тео рии административного права помимо этих трех признаков признается еще и общественная вредность (общественная опасность, антиобщественная направленностьь).

есть, наличие этих четырех признаков и составляет фактические основания административной ответственности.

Во противоправностью проступка необходимо понимать запрещении действий, предусмотренной конкретной административной нормой есть проступок направлен против норм права, в нашем случае против норм, урегулирован овуються административная ответственностью.

. Виновность означает, что административным проступком может быть только действие, совершенное лицом умышленно или по неосторожности, в пределах нарушенной нормы.

. Административная наказуемость проступка, как его признак заключается в том, что за его совершение лицо должно нести лишь административную ответственность. Следствием совершения проступка должна быть негативная реакция со стороны государственных орг нов в виде применения к виновному лицу взыскания, предусмотренного административным законодательством. Необходимо заметить, что из этого правила существуют некоторые исключения. Например, если установлены правила возбудила лицо, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов (военнослужащий, работник органов внутренних дел), или несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, к ним применяется не ад ативне взыскания, а другие меры воздействия есть в этих случаях административная наказуемость проступка отсутствует, хотя он и не перестает быть административнымвним.

. Общественная вредность (опасность, антиобщественная направленность) как признак означает, что административный проступок причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда объектам административно-правовой охраны.

Для того чтобы возникли правоотношения ответственности одних фактических оснований недостаточно, потому что необходимы еще и правовые основания, которыми являются конкретные юридические факты (юридические основания), т.е. наличие ь в действиях лица состава административного проступка.

Если понятие правонарушения (проступка) официально определены в административном законодательстве Украины, то определение его юридического состава существует лишь в теории права. Эти два понятия близки по своему сми. Истома, но не тождественны. Термин»правонарушения»включает в себя как элементы состава, так и признаки, которые не имеют значения для решения вопроса о возможности привлечения к юридической ответственности. Стекла д же правонарушение всегда конкретный и представляет собой совокупность главных, определяющих признаков, выделенных законодателем как типичные, необходимые и в то же время, достаточные для привлечения лица к юридической е дповидальности. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава исключает правовую ответственностьість.

. Административное правонарушение — это конкретное действие (факт, явление, событие), что произошло (имело место) в реальной действительности . В то же время состав административного правонарушения — это абстрактный описание деяния (события, факта, явления), что представляет собой фиксацию в законе типичных, чаще случаются, характерных признаков проступь. НКУ. Это описание еще не совершенного, а только предполагаемого или возможного деянияхя.

Юридические составы конкретных проступков имеют свои особые признаки, однако среди них есть такие, которые присущи каждому из них.

Эти признаки традиционно объединяются в четыре группы — признаки, характеризующие:

Исходя из этого, состав административного проступка можно определить как совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Административный проступок невозможен, если отсутствует объект, против которого он направлен.

. Объектом административного проступка являются общественные отношения, т.е. отношения, которые складываются в различных областях деятельности людей. Различают следующие объекты: общий; родовой; непосредственнойй.

Если общий объект административного проступка как совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного законодательства, на квалификацию проступка не влияет, то родовой и непосредственно осередний объекты являются теми элементами, от четкого и полного определения которых зависит точное установление признаков конкретного правонарушения, обусловливание его места в. Особенной части. КоАП. Установка р одов и непосредственного объекта имеет также важное значение для выяснения характера и степени вредности посягательства, его правильной квалификации, отграничения от других противоправных действий представляющее ки общей теории права и административно-правовой науки пришли к выводу, что общим субъектом административных проступков служат отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государствви.

. Родовой объект — это группы тождественных, однородных общественных отношений, которые в совокупности составляют общий субъект, охраняются комплексом административно-правовых норм и содержатся в. Особенной части. Кодекса Украины и об административных правонарушениях.

Одной из разновидностей родового является видовой объект, то есть самостоятельная группа общественных отношений, общих для ряда проступков.

. Непосредственный объект — это конкретные общественные отношения, поставленные под охрану закона, которым вызывается вред определенным правонарушением. Но посягательство на общественные отношения может осуществляться путем противоправного воздействия н на предметы, имеющие существенное значение для определения характера проступка, для правильной его квалификации и указываются в законе как обязательная сторона состава правонарушения (например, наличие хо лее холодных или огнестрельного оружия у организаторов или участников митинга, демонстрации и т.п.). Эти общественные отношения имеют свои особенности и обусловлены тем, что в административном законодательстве их определи ено. Для с»выяснения большинства из них необходим тщательный юридический анализ конкретных норм, а положение некоторых из них отсылают к другим нормам права — правил торговли (ст155. КоАП), правил административного ного надзора (ст187. КоАП), правил дорожного движения (ст125. КУпАП). Последние в свою очередь составляют разветвленную систему правовых предписаний, каждый из которых, при его нарушении, имеет свой юридический состав и без посредственный объ об’єкт.

Некоторые из административных проступков могут причинять вред не одному, а нескольким объектам. В этом случае один из объектов определяется главным, другие — дополнительными. Например, если главным безпосере едним объектом административного проступка, предусмотренного ст16160 2 . КоАП (незаконная торговая деятельность), являются отношения по осуществлению сделок купли и продажи товаров, то дополнительным непосредственным объектом выступают общественные отношения в области финансов и нало ткування субъект ведения предпринимательской деятельности. В данном случае дополнительный непосредственный объект, в отличие от главного, не относится к системе этих отношений, хотя неразрывно с ними связан. При этом главным непосредственным объектом выступают те общественные отношения, которые законодатель поставил под административно-правовую охрану в первую очередь и какие больше, чем другие объекты, определяют характер тер вредности проступкаку.

В теории права под предметом административного правонарушения принято считать вещи, предметы материального мира, деньги, ценные бумаги, по поводу которых возникают общественные отношения есть предмет проступка необходимо рассматривать как составную часть его объекта.

Предмет проступка, если он назван в конкретных нормах. КоАП, выступает обязательным признаком их объекта, отсутствие которой свидетельствует об отсутствии юридического состава проступка.

. Объективная сторона административного проступка — это совокупность внешних признаков проступка, которые определяют акт внешнего поведения правонарушителя. Это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону правопо орушення. Она дает характеристику общественной вредности проступка, его направленности, содержит ряд признаков, которые принято делить на основные и факультативныені.

К признакам объективной стороны относятся:

-. К основным относится административно-правовое деяние (действие или бездействие);

— факультативные: а) вредные последствия деяния б) причинная связь между противоправным деянием и последствиями в) время: г) место д) условия; е) способы и орудия совершения проступка.

. Административно-правовое действие — это противоправное, активная, сознательная и волевое поведение лица, причиняет или может создать реальную возможность причинения вреда охраняемого нормами административного права. Большинство проступков ков совершается путем противоправных действий. Например, незаконная торговая деятельность (ст16160 2 . КУоАП), предусматривает совершение противоправных действий в виде осуществления сделок купли-продажи товаров или иных предметов.

Часть проступков совершается в форме пассивной бездеятельности — когда человек, для того чтобы не допустить противоправного поведения, должна поступить позитивные действия, но она по каким-то причинам это не делает. Это, н например, неявка гражданина на вызов в военный комиссариат без уважительных причин (ст2111 1 . КУоАП). Необходимыми условиями бездействия является обязательность и возможность лица действовать в конкретной обстановкеі.

Все остальные признаки являются факультативными. В отличие от главных они учитываются при квалификации содеянного лишь в случаях, когда их прямо предусмотрено законом, а их отсутствие не всегда исключает наличие ь состава проступка. К таким признакам можно отнести вредные последствия деяния; причинная связь между противоправным деянием и последствиями, время, место, условия, способы и орудия совершения проступкаку.

Так, вредные последствия и причинная связь обязательны лишь в материальных составах. Для большинства административных проступков, предусмотренных. КоАП, эти признаки не характерны есть большинство складов формальными, в которых проступком признается само совершение противоправных действий. Причинная связь в большинстве случаев проходит через сознание людей, признавая при этом мотивы их поведения, направленные на достижения определенной цели. Большинство же административных правонарушений характеризуется несоблюдением различных правил, когда в противоправном деянии присутствует состав правонарушения независимо от на состояние ния вредных последствий. Это так называемые формальные составы правонарушенийушень.

Вредные последствия в правонарушениях с формальным составом хотя и могут наступать, но лежат вне их юридического состава и на квалификацию проступка почти не влияют.

Для некоторых проступков обязательным признаком является такой признак, как место совершения проступка (нарушение правил торговли на рынках (ст159. КоАП), торговля с рук в неустановленных местах (ст160. КоАП), нецензур рна брань в общественных местах (ст173. КУпАП) и т.д.. Для других проступков этот признак при квалификации играет дополнительную роллроль.

Под способом необходимо понимать приемы, средства, которые использует правонарушитель при совершении противоправного деяния. Способ совершения правонарушения представляет собой форму проявления антиобщественной действия или бездействия ьность. Каждое из правонарушений совершается тем или иным способом. Например, объективная сторона распространение ложных слухов (ст17.173 1 . КУоАП) заключается в распространении ложных слухов, которые могут вызвать панику среди людей или нарушение общественного порядка. Ложные слухи при этом могут распространяться любым способом: устно письменно (с помощью листовок, плакатов, объект объявлений, в средствах массовой информации, по радио, телевидению и т.д.).

В административном законодательстве вообще не существует деления средств совершения правонарушений на обязательные и факультативные, но именно средство выступает как квалифицирующий признак объективные стороны некоторых административных правонарушений (например, предусмотренных ст121. КУпАП). Такими средствами выступают транспортные средства, игровые устройства, оружие, а также специально приспособленные или подготовленные предметы которые могут быть использованы для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданамам.

Орудиями совершение проступков довольно часто выступают различные предметы, вещи, устройства, с помощью которых правонарушение было совершено либо использовались для облегчения его совершения, — гири, весов ги, измерительные линейки, всевозможные магниты, средства перевозки товаров, кассовые аппараты, запрещенные орудия охоты тощ.

В отличие от. Уголовного кодекса Украины, в административном законодательстве ничего не сказано относительно покушения на административное правонарушение, о приготовлении к нему, а также о соучастии в нем.

Как показывает практика, административной ответственности подлежат виновные лица уже на стадии покушения (например, при попытке провоза запрещенных предметов или грузов воздушным транспортом). Классическим примером, когда лица привлекаются к ответственности именно на стадии покушения, является нарушение порядка организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст1885 1 . КУоАП).

. Субъектом проступка выступают физические, вменяемые лица — граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, совершивших те или иные проступки, и которые достигли установленного законодательством возраста административной ответственно ости. Согласно ст12. КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возрастаку.

Субъекты бывают двух видов:

-. Общие — все граждане, которые проживают или находятся на территории Украины.

-. Специальные — должностные лица, несовершеннолетние, военнослужащие и военнообязанные, работники органов внутренних дел, народные депутаты Украины и некоторые другие.

Кроме общих признаков конкретных составов правонарушений, субъект может характеризоваться еще несколько специфическими особенностями. Такие субъекты называют специальными. К ним относят, например:д:

По признакам трудовой и служебной деятельности: 1) должностные (служебные) лица, 2) капитаны кораблей, 3) работники предприятий торговли и общественного питания, 4) водители б) предприниматели, 7) вийськовослу ужбовци и работники. ОВ.

По признакам противоправного поведения в прошлом: 1) лица, которые ранее привлекались к административной ответственности, 2) находились под административным надзором. ОВД; 3) больные наркоманией.

По признаку нахождения на специальном учете в военкомате: 1) призывник, 2) военнообязанный, 3) лицо, находящееся на военных сборах.

В названных случаях речь идет о специфическом правовом статусе тех или иных лиц, который и обусловливает закрепление за субъектом проступка следующих специальных признаков: 1) присущие только отдельным группам общин дан, 2) возникают на основании индивидуальных актов управления или других нормативных актов, 3) отражают специфику правового статуса этих субъектов; 4) закреплены в статьях. КоАП, 5) закрепляются с целью дифференцировать ответственность различных категорий община.

В законодательстве об административных правонарушениях не раскрывается понятие вменяемости, оно вытекает из определения невменяемости. Как указано в. Ст20. КоАП, под невменяемостью понимается состояние, в котором лицо н не могла осознавать свои действия или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Для признания лица невменяемым н еобхидно установить юридический и медицинский критериирії.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что вменяемость — это способность лица осознавать свои действия или руководить ими, а значит, и нести за них ответственность.

Для несовершеннолетних возраст, с которого может наступить административная ответственность, определяется не в день рождения лица, а с нуля часов следующего за днем ??рождения суток. Если точную дату дня рождения в установить невозможно, то обращаются за помощью к судебно-медицинской экспертизы, которая и определяет год рождения. В этом случае днем ??рождения виновного считается последний день. Если возраст определен минимальной и максимальной количеством лет, то следует исходить из минимального возраста, который предполагается. ЭКСПЕРТИЗАзою.

Следующим элементом состава административного проступка являются субъективная сторона под которой следует понимать психическую деятельность лица, связанную с совершением им общественно вредного воздействия. Субъективная сторона — это внутренняя сторона проступка, все психические процессы, которые происходят в в сознании субъекта, характеризующие его волю, разоблачают мысли, намерения. Субъективная сторона включает с себяе:

— вину (основной признак);

— цель совершения проступка;

. Вина как основной признак и обязательный признак субъективной стороны, выражается в психическом отношении лица к совершенному проступку и его последствий. Оказывается вина в форме умысла и неосторожностиі.

. Умысел — это необходимо для привлечения к административной ответственности отношение познавательной способности и воли субъекта к деянию, которое им осуществляется. Административное правонарушение признается сделаю еним умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (в 10. КУоАПП).

Понятие неосторожной формы вины раскрывается в ст11. КУоАП совершенное по неосторожности правонарушение признается тогда, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействующих ности, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидетьти.

К факультативным признакам субъективной стороны относятся мотив и цель совершения проступка. Если в диспозициях некоторых норм цель проступка (или ее отсутствие) нашла свое закрепление (например, в § 44,, 16160 2 , 176. КУоАП), то мотив на квалификацию этих проступков не влияет, поскольку в них не упоминается. Под мотивом проступка понимают те внутренние побуждения, которые влияют на его волю, которыми руководствуется субъект объект проступка при его совершении. В административно-правовой литературе до таких побуждений чаще всего относят корысть, жадность, месть, хулиганские побуждения, карьеризм и т.п.. При этом мотив н е следует путать с целью, как определенным результатом, к которому стремится правонарушитель. Она отражает мысленную модель будущего, которой хотел бы достичь субъект проступка, действуя определенным образом. Мотив и цель невиддил ьни от волевого поведения, они помогают раскрыть ее психологическую природу. Если целью выступает нажива, то мотивом противоправных действий является личная корысть и алчностьжадоба.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

О порядке применения административного взыскания (Извлечение)

Статьей 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено, что административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его выявления.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 июня 1988 года № 6 «О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях» постановлено, что при проверке соблюдения органом (должностным лицом) установленного статьей 38 КоАП Украины двухмесячного срока применения административного взыскания судам следует иметь в виду, что при длящихся правонарушениях (самоуправное занятие жилого помещения — статья 151 КоАП Украины, нарушение или невыполнение установленных правил пожарной безопасности — статья 175, неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей — статья 184 и др.) указанный срок исчисляется со дня выявления правонарушения.

В теории административного права различают продолжаемые и длящиеся административные правонарушения следующим образом.

Так, продолжаемым административным проступком называют ряд идентичных проступков, которые совершаются неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами, средствами действия и которые составляют в совокупности единое правонарушение (например, мелкое хищение государственного или коллективного имущества).

Однако длящимися административными проступками являются проступки, связанные с длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой (например, проживание без паспорта, самовольное строительство домов или сооружений и т. п.), прекращаются либо исполнением регламентированных обязанностей, либо привлечением виновного в неисполнении лица к ответственности. Очень часто эти правонарушения являются последствиями противоправного бездействия.

То есть длящиеся правонарушения характеризуются тем, что лицо, совершившее какие-либо определенные действия или бездействие, находится далее в состоянии непрерывного продолжения этих действий (бездействия). Эти действия непрерывно нарушают закон в течение какого-либо времени. Иногда такое состояние продолжается значительное время и все время виновный непрерывно совершает правонарушение в виде неисполнения возложенных на него обязанностей.

Таким образом, длящиеся правонарушения прекращаются, если факт этих правонарушений выявлен компетентным органом при проведении проверок (например, в случае выявления следующих проступков: отсутствия учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета (учета результатов предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства), бухгалтерского учета объектов налогообложения, ведения его с нарушением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других правонарушений, связанных с начислением налогов, и установить каковые можно только в ходе документальной проверки на основании первичных документов). Взыскание за такие административные правонарушения может быть наложено в срок не позднее чем через два месяца со дня его выявления (с даты составления и подписания акта проверки).

К административным правонарушениям, имеющим разовый характер, относятся следующие проступки: несвоевременное представление деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений на внесение платежей в бюджеты и государственные целевые фонды и т. п. День совершения правонарушения — это, например, нарушение предельного дня представления декларации о доходах в налоговый орган, нарушение предельного срока представления платежных документов в учреждения банков, относительно уплаты налогов, собраний и т. п.

Взыскание за такие административные правонарушения может быть наложено в срок не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения. При решении вопроса об отнесении административного правонарушения к категории длящегося правонарушения или правонарушения, носящего разовый характер, необходимо учитывать суть нарушения.

Заместитель Министра А. ИГНАТОВ

Что является административным проступком (виды)?

Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

  • Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
  • Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
  • Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
  • Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
  • Административный процесс более мобильный и простой.
  • Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

  • таможенного и бюджетного права — 2 года;
  • деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;
  • противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

  • В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
  • Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
  • Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
  • В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
  • Оскорбление и дискриминация.
  • В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

  • Нарушение запрета курения.
  • Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
  • В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
  • Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

  • Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
  • В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
  • В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб.
  • Проживание гражданина без паспорта.
  • Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
  • В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Административный проступок коап

  • ВОПРОС 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕГО ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ.
  • ВОПРОС 2. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

ВОПРОС 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕГО ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ.

В сфере государственного управления реализуются многообразные интересы государства, общества и граждан. Стабильность общественных отношений, возникающих в данной сфере, обеспечивается их закреплением в нормах права, среди которых значительное место занимают различные юридически обязательные правила, имеющие своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, непосредственно затрагивающих интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов: одни – всем гражданам и юридическим лицам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферы, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, общественных, коммерческих организациях.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Статья 2.1. КоАП Республики Беларусь раскрывает понятие административного правонарушения:

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выявить юридические признаки, которые присущи административному правонарушению.

К ним относятся:

1) общественная опасность (вредоносность),

2) административная противоправность,

4) административная наказуемость.

Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием или нет, ведутся уже давно. В юридической литературе сложилось три различных мнения об общественной опасности административного правонарушения.

Многие авторы считают, что общественная опасность может характеризовать только уголовное преступление; все другие правонарушения общественно не опасны, а характеризуются лишь вредоносностью, т. е. они общественно вредны (Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.).

Другие придерживаются мнения об общественной опасности всех административных правонарушений (Лунев А.Е., Попов Л.Л.).

С точки зрения некоторых, проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности, однако отдельные административные проступки действительно общественно опасны (Рябцев Л.М.).

Если бы административные проступки не влекли вредных последствий, не представляли опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для противодействия им.

Общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений (например, безбилетный проезд в общественном транспорте). Но взятые в массе, даже такие, на первый взгляд, безобидные проступки, дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.

Таким образом, сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Сам термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения. Общественная опасность означает, что как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям.

Степень общественной опасности определяется :

1. Особенностью объекта правонарушения;

2. Личностью правонарушителя;

4. Злостностью противоправного посягательства;

5. Наличием последствий и их тяжестью;

6. Характером вины

Общественная опасность – это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в таких нормах КоАП и Уголовного кодекса, как форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаки его субъекта и др. Понятие общественной опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку.

Противоправность деяния состоит в нарушении или невыполнении лицом установленных правил, норм, требований.

Административное правонарушение всегда противоречит правовым требованиям (предписаниям), сформулированным в правовой норме; оно есть несоблюдение тех или иных правил поведения, их нарушение.

Противоправным деянием может стать:

Действие – активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, нарушение правил и норм радиационной безопасности, управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, самовольное производство изыскательских работ, нарушение банком порядка открытия счета плательщику и т. д.).

Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах, нарушение срока представления налоговой декларации, уклонение от регистрации огнестрельного оружия либо постановки его на учет).

Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, т.е. действие, ставшее результатом проявления воли и разума действующего (или бездействующего) лица. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия.

Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершаемому противоправному действию или бездействию, его последствиям. Вина выражается в форме умысла или неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать себе отчет в них. Так, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное происшествие, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог управлять им.

Важный признак административного правонарушения — его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие признается административным правонарушением только в случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности . Применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Отсутствие этих признаков свидетельствует, что совершенное нарушение не является административным проступком.

В своей совокупности рассмотренные признаки образуют юридический состав. Вместе с тем юридические признаки административного правонарушения и юридический состав — явления не тождественные.

А как вы думаете, почему они не тождественны?

Потому что с помощью юридических признаков мы получаем юридическую характеристику административного правонарушения, а юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией и привлечением к административной ответственности.

Назначение юридического состава — быть основанием административной ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

В теории административного права (как и в теории уголовного права) под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РБ объективных и субъективных признаков характеризующих конкретное общественноопасное деяние как административное правонарушение.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава административного правонарушения — элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного виновного деяния или их отсутствие. В состав административного правонарушения входят следующие элементы:

К объективным элементам относятся :

К субъективным элементам относятся :

Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые являются наиболее значимыми для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.

В качестве объекта административного проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др. Так, санкция ст. 9.19 КоАП, устанавливая административную ответственность за нарушение законодательства о труде, защищает от противоправных посягательств общественные отношения, урегулированные трудовым правом.

Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений, охраняются санкциями административно-правовых норм. Законодательство об административных правонарушениях имеет своей задачей защиту человека, его прав и свобод, законных интересов; прав юридических лиц; окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения; установленного порядка осуществления государственной власти; общественного порядка, а также установленного правопорядка от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП).

Вся совокупность названных общественных отношений является объектом административных правонарушений. Любой административный проступок посягает на одно (или более) из общественных отношений, составляющих эту совокупность.

Множественность и разнообразие общественных отношений, образующих объект административного правонарушения, требуют их научной классификации, которая способствует уяснению структуры и содержания всей совокупности отношений, составляющих объект административного проступка, помогает определить объект каждого совершенного правонарушения и правильно его квалифицировать.

Объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Например, объектом мелкого хулиганства является общественный порядок, а оскорбления – честь и достоинство человека.

В юридической науке принято выделение общего, родового и непосредственного объекта.

Общим объектом административных проступков признаются правоотношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными санкциями. В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в ст. 1.2 КоАП общественных отношений.

В качестве родового объекта административного проступка выступают однородные, близкие по содержанию общественные отношения: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность и другие. Выделение родового объекта необходимо законодателю для того, чтобы систематизировать все имеющиеся составы административных правонарушений.

Разновидностью родовых объектов являются видовые объекты.

Видовые объекты – это части, группы правонарушений в системе родового объекта, имеющие свои специфические черты, свойства. Они имеют свой объект посягательства. Видовые объекты в КоАП не обособляются в какие-то структурные единицы, но определяются в названиях глав или статей. Так, в гл. 11 обособлены правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.

Каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному, конкретному общественному отношению. Это конкретное общественное отношение именуется непосредственным объектом (например: при мелком хищении — собственность (физического или юридического лица); при мелком хулиганстве — честь, достоинство гражданина, общественная нравственность).

В некоторых случаях при формулировании составов административных правонарушений законодатель называет предмет административного правонарушения или его отдельные характеристики: размер, стоимость и др. Так, в ст. 10.5 КоАП «мелкое хищение» называется максимальная стоимость имущества юридического лица, хищение которого может быть признано мелким (не превышающая 10-кратного размера базовой величины, установленной на день совершения деяния).

Объективная сторона – совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону проступка.

Любой административный проступок это акт внешнего поведения человека. Административное право, как и другие отрасли права, в частности уголовное, не признает правонарушением мысли и внутреннее переживание, психическое состояние человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение запрещенных действий или за невыполнение лицом правовых обязанностей.

Объективная сторона имеет:

— обязательный признак – деяние в виде действия или бездействия человека;

— факультативные признаки – последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, способ и средства совершения правонарушения, повторность.

Место совершения правонарушения – это определенная территория, пространство, где совершается правонарушение. В отдельных случаях оно используется как квалифицирующий признак при описании объективной стороны состава правонарушения (например, охота в запрещенных местах (ч. 1 ст. 15.37 КоАП), самовольный проезд в грузовом поезде (ч. 1 ст. 18.4 КоАП), невыполнение распоряжений командира воздушного судна лицом, находящимся на судне (ч. 1 ст. 18.6 КоАП)). Названные признаки содержатся во многих статьях КоАП, описывающих составы административных правонарушений, которые посягают на общественный порядок.

Время совершения правонарушения также закрепляется отдельными нормами права в качестве квалифицирующего признака (например, добыча рыбы или водных животных в запретное время (ч. 1 ст. 15.35 КоАП), охота в запретное время (ч. 1 ст. 15.37 КоАП)).

Факультативным признаком объективной стороны административного правонарушения является и способ совершения противоправного деяния, под которым понимается совокупность приемов и методов его выполнения.

Способ включен в конструкцию незначительного числа составов административных правонарушений и в большинстве случаев не имеет юридического значения, но в некоторых случаях он указывается законодателем. Например, мелкое хищение чужого имущества может быть совершено путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 10.5 КоАП). Если же мелкое хищение совершено путем грабежа, разбоя, вымогательства, то оно выходит за рамки состава административного правонарушения и квалифицируется по соответствующей статье Уголовного кодекса.

Одной из составляющих объективной стороны административного правонарушения является признак «другого лица», в той или иной форме участвующего в отношениях с правонарушителем. Так, в КоАП говорится о вовлечении несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ст. 17.4); неисполнении выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор (ст. 23.1); оскорблении должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5).

Среди «других лиц» различают потерпевших, участников, соучастников правонарушения, которым виновный оказал содействие (прием а работу без регистрации, передача управления автомобилем нетрезвому лицу и т. д.).

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность предусмотрена многими статьями КоАП Республики Беларусь.

Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП.

Систематическим считается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами.

Помимо вышеизложенных конструкций объективной стороны состава административного правонарушения встречаются так называемые длящиеся административные правонарушения. В ст. 2.6 КоАП под длящимся административным правонарушением понимается деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается в результате действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.

Данное правонарушение начинается с какого-либо одного действия или бездействия и осуществляется потом непрерывно либо путем неисполнения обязанности, либо пребывания лица в противоправном состоянии, например проживание лица без паспорта, либо по недействительному паспорту, либо без регистрации (ст. 23.53 КоАП).

Составы административных правонарушений подразделяют на:

— формальные (наличие правонарушения определяется независимо от негативных последствий — когда наступление отрицательных последствий совершенного деяния не обязательно, достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых мерами административной ответственности (например, ст.23.4 КоАП Республики Беларусь «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий») и

— материальные (учитываются негативные последствия противоправных действий или бездействия и причинная связь между ними — составы правонарушений, когда обязательно наступление отрицательных последствий (например, потрава посевов, повреждение зеленых насаждений).

Субъект правонарушения – вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (общий субъект), к которым относятся должностные лица, находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства (специальные субъекты), а также лица, на которых распространяется статус военнослужащего, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (особые субъекты); индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Субъектами административной ответственности также являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.

По действующему законодательству субъектами административной ответственности могут быть граждане Республики Беларусь, лица без гражданства и иностранные граждане, не обладающие дипломатической неприкосновенностью. В большинстве случаев административная ответственность наступает с 16-летнего возраста (ст. 4.3 КоАП), виде исключения — с 14 лет. В ряде случаев закон допускает изъятие из общего правила и устанавливает более высокий возраст и другие условия — состояние здоровья, трудоспособность и т.д. — необходимые, для того чтобы привлечь лицо к ответственности (статья 17.4. КоАП – Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение). Так, к ответственности за нарушение правил воинского учета могут быть привлечены лишь военнообязанные (с 18 лет), правил паспортного режима -лишь те лица, которые обязаны иметь паспорт, независимо от их возраста и т.д.

Должностные лица несут административную ответственность за несоблюдение правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Также решен вопрос об административной ответственности военнослужащих, рядового и начальствующего состава ОВД, служащих суда, прокуратуры и др. Они в соответствии со статьей 4.7 КоАП Республики Беларусь несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы – штраф.

В статье 4.8. КоАП республики Беларусь законодатель определил порядок и условия привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя и юридического лица:

физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части настоящего Кодекса. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части настоящего Кодекса для физического лица.

юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъекты административной ответственности многочисленны, но особую группы этих субъектов составляют несовершеннолетние. Несовершеннолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;

Статья 4.9 КоАП регламентирует ответственность собственника транспортных средств при фиксации превышения пределов скоростного режима техническими средствами слежения.

Статья 4.6 КоАП Республики Беларусь законодательно закрепляет ответственность несовершеннолетних: административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.

Объективная сторона правонарушений, влекущих юридическую ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителе предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, нормы, стандарты.

В число конструктивных признаков объективной стороны некоторых составов административных правонарушений входит средство его совершения – орудие или предмет, используемые для воздействия на объект посягательства. В качестве средства совершения административного правонарушения законодатель наиболее часто называет транспортные средства, огнестрельное оружие.

От предмета административного правонарушения средство совершения правонарушения отличается местом или ролью в механизме противоправного действия. Если предмет правонарушения испытывает противоправное воздействие, то с помощью средства осуществляется такое воздействие на объект административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психоэмоциональное отношение лица к деянию и предполагает выявление признаков:

вины в форме умысла или неосторожности

цель правонарушения, которые иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением).

Мотив — это побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее ответственность. Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3 КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. Так, например, состав административного правонарушения ст. 23.3 КоАП «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» требует наличия цели – воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели — добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения ст. 12.12 КоАП «Лжепредпринимательство» требует наличия цели — получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доход, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Цель – это достижение конечного результата ради чего было совершено деяние.

Мотив и цель тесно связаны между собой. Цель возникает на основе мотива и является вторичным явлением.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина , которая может проявляться в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Административным правонарушением, совершенным умышленно,признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом:

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административным правонарушением, совершенным по неосторожности,признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности:

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию,если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Приведенная характеристика состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию всех административных правонарушений, которые содержаться в КоАП.

Виду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует.

В качестве его выступает комплексный критерий, который включает в себя родовой объект:

· посягательства (например: общественный порядок, безопасность дорожного движения);

· отраслевую направленность (например: промышленность, транспорт, сельское хозяйство и так далее).

На основании данного критерия все административные правонарушения, содержащиеся в кодексе, объединены в 25 самостоятельных глав. Так, например, глава 10 – административные правонарушения против собственности, глава 17 – административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.

Кодекс об административных правонарушениях – это систематизированный законодательный акт, устанавливающий административную ответственность за совершенные административные правонарушения.

Мы уже говорили в начале о том, что административное правонарушение (проступок) может быть в следующих видах:

· оконченное административное правонарушение (статья 2.2 КоАП) — административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий. Административное правонарушение признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все элементы состава правонарушения: субъект правонарушения, объект правонарушения, субъективная сторона, объективная сторона. При этом в материальных составах правонарушений для признания правонарушения оконченным необходимо наступление общественно опасных последствий.

· продолжаемое правонарушение состоит из ряда сходных действий по их направленности, содержанию, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, порядка обязательного подтверждения соответствия табачного сырья и табачных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Длящееся правонарушение считается оконченным вследствие действия самого виновного, направленного на прекращение правонарушения, или при наступлении событий, препятствующих совершению правонарушения, а продолжаемое — в момент совершения последнего противоправного действия.

· покушение на административное правонарушение (статья 2.3. КоАП) — покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Законодателем определено понятие множественности административных правонарушений и конкретизировано определение повторности.

Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (статья 2.7 КоАП)

В административно-правовой теории выделяют два вида совокупности административных правонарушений: реальную и идеальную.

Под реальной совокупностью административных правонарушений понимается выполнение одним лицом разными действиями нескольких составов административных правонарушений. Например, когда лицо, распивающее алкогольный напиток в общественном месте, выражается при этом нецензурной бранью и не выполняет неоднократных требований сотрудника ОВД о прекращении правонарушений, оно совершает несколько административных правонарушений: распитие алкогольных напитков в общественном месте (ст. 17.3 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП), неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП).

Первым признаком реальной совокупности является растянутость во времени, поскольку виновным совершается несколько противоправных действий, а каждое из них занимает какое-то время. Разные составы проступков могут быть выполнены с минимальным интервалом времени между ними: через минуты, часы, дни и месяцы, но максимальный разрыв между каждой парой не может превышать давностного срока.

Второй признак реальной совокупности проявляется в том, что вся система противоправных действий имела место до принятия компетентными органами постановления о наложении административного взыскания хотя бы по одному из них.

Идеальная совокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов административных правонарушений. Например, лицо управляло транспортным средством, не имея права управления, и не выполнило требования сотрудника ОВД об остановке транспортного средства. одновременно совершаются два административных правонарушения: управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством (ст. 18.19 КоАП), и невыполнение требования сотрудника ОВД об остановке транспортного средства (ст. 18.21 КоАП).

Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.

Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части настоящего Кодекса, когда статья состоит из одной части.

В ч. 2 ст. 2.5 КоАП закреплено, что совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Повторности присущи все признаки, характерные для множественности административных правонарушений, но она обладает признаками, присущими только ей и позволяющими отграничить повторность от других форм множественности.

Совершаемые административные правонарушения являются либо тождественными, т. е. совпадающими по всем признакам основного состава административного правонарушения (например, мелкое хищение и мелкое хищение, заведомо ложное сообщение и заведомо ложное сообщение), либо однородными. Такое выделение видов повторности зависит от того, совершено новое административное правонарушение до наложения взыскания за предыдущее или после него.

Тождественной повторностью признается совершение одним лицом двух или более административных правонарушений в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, если это повторное правонарушение является квалифицирующим признаком. Этот признак четко обозначен в статьях Особенной части КоАП, как правило, во второй части статьи словами «то же действие», «то же деяние», с указанием «совершенное повторно».

Под однородной повторностью понимается совершение одним лицом двух и более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части КоАП, когда статья состоит из одной части, если не менее чем два из них совершены в течение одного года и ни за одно из них лицо не было привлечено к административной ответственности.

Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое (статья 2.5 КоАП).

Вывод по вопросу:

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права.