44 фз статья 15 для бюджетных учреждений

Рубрики Вопрос юристу

44 фз статья 15 для бюджетных учреждений

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. Об этих особенностях и пойдет речь в нашей статье.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным учреждением, установлены пунктом 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее — ЕИС), данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.
Как следует из Письма Минэкономразвития России от 24.04.2017 г. N ОГ-Д28-5175 бюджетные учреждения применяют положения Закона N 44-ФЗ, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, такие учреждения вправе применять положения Закона N 223-ФЗ.
Специалисты финансового ведомства в Письме Минфина России от 28.02.2017 г. N ОГ-Д28-2626 напомнили, что согласно пункту 25 статьи 112 Закона N 44-ФЗ для осуществления закупок с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ начиная с 2014 года бюджетные учреждения вправе были принять положение о закупке до 01.04.2014 г.
Для осуществления закупок в 2015 году бюджетному учреждению необходимо было принять и разместить в единой информационной системе положение о закупке до 01.01.2015 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Включать ли в план закупок средства приносящие доход деятельности. Если учреждение работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Вопрос-ответ по теме

Учреждение работает одновременно по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Нужно ли включать в план закупок только бюджетные средства или так же средства, от приносящей доход деятельности, ведь в плане финансово-хозяйственной деятельности, после утверждения, которого мы обязаны опубликовать план, присутствуют и бюджетные и внебюджетные средства.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Необходимость ежегодного переутверждения учредителем положения о закупке бюджетных учреждений и принятия решения об осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ

В случае, если учреждение является бюджетным, то согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

Читайте также:

1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 — 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

При этом в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Согласно ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, краткий анализ действующего законодательства РФ показывает, что для бюджетных учреждений не установлено требования о ежегодном переутверждении органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения положения о закупке. При этом, по нашему мнению, бюджетное учреждение ежегодно, на основании ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должно принимать решение об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Учитывая изложенное, в случае если бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2014 году, его положение о закупке было утверждено в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещено до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также было принято решение об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2014 году, и такое бюджетное учреждение собираетесь осуществлять закупки в рамках Закона № 223-ФЗ в 2015 году, то им должно быть принято на основании ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ соответствующее решение об этом.

При этом, если органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения не установлен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то в этом случае бюджетное учреждение, по нашему мнению, можете принять соответствующее решение самостоятельно без переутверждения положения о закупке у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в том числе, например, путем издания приказа.

Если же указанный порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ предусматривает обращение к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения для согласования такого решения, в том числе путем переутверждения положения о закупке, то бюджетному учреждению необходимо обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Поэтому, если у бюджетного учреждения не определен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ на 2015 год, то советуем такому бюджетному учреждению обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения для соответствующего разъяснения порядка и возможности осуществления закупок в 2015 году в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ и необходимости переутверждения положения о закупке такого бюджетного учреждения.

Рекомендация:

Бюджетное учреждение работает и по Закону № 44-ФЗ и по Закону № 223-ФЗ. Возможно ли проведение закупки в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ, но при этом указать два источника финансирования (субсидия на выполнения государственного задания и внебюджетные средства)?

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 — 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Следует обратить внимание, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает ограничения для заключения контракта, в случае если при осуществлении закупок используются два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств, иной приносящей доход деятельности).

Однако следует помнить, что объем внебюджетных средств, которые в том числе подлежат оплате по такому контракту, следует учитывать в совокупном годовом объеме закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ.

При размещении извещения об осуществлении такой закупки бюджетному учреждению указывает два источника финансирования (бюджетные средства и внебюджетные средства).

В плане закупок по Закону № 44-ФЗ необходимо учесть и бюджетные средства и внебюджетные средства в следующих случаях:

1) для одной закупки предусмотрено смешанное финансирование (например, субсидии из бюджета + средства от иной деятельности, приносящей доход);

2) закупка осуществляется за счёт бюджетных субсидий;

3) закупка осуществляется за счёт средств, перечисленных в пунктах 1-3 части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ и принято решение в 2017 г. осуществлять закупки за счёт средств, указанных в пунктах 1-3 части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Утверждение положения о закупках для бюджетных учреждений

Вопрос-ответ по теме

У нас в университете разработано и утверждено положение по закупкам по 223-фз. В настоящее время имеется много разъяснений о том, что данное положение необходимо утверждать ежегодно у учредителя и размещать его на официальном сайте. Скажите пожалуйста необходимо ли нам переутверждать положение у учредителя, на 2017 год если в положение не вносилось никаких изменений.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В случае, если учреждение является бюджетным, то согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Читайте также:

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 — 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

При этом в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Согласно ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, краткий анализ действующего законодательства РФ показывает, что для бюджетных учреждений не установлено требования о ежегодном переутверждении органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения положения о закупке. При этом, по нашему мнению, бюджетное учреждение ежегодно, на основании ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должно принимать решение об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Учитывая изложенное, в случае если бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2014 году, его положение о закупке было утверждено в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещено до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также было принято решение об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2014 году, и такое бюджетное учреждение собираетесь осуществлять закупки в рамках Закона № 223-ФЗ в 2015 году, то им должно быть принято на основании ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ соответствующее решение об этом.

При этом, если органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения не установлен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то в этом случае бюджетное учреждение, по нашему мнению, можете принять соответствующее решение самостоятельно без переутверждения положения о закупке у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в том числе, например, путем издания приказа.

Если же указанный порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ предусматривает обращение к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения для согласования такого решения, в том числе путем переутверждения положения о закупке, то бюджетному учреждению необходимо обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Поэтому, если у бюджетного учреждения не определен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ на 2015 год, то советуем такому бюджетному учреждению обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения для соответствующего разъяснения порядка и возможности осуществления закупок в 2015 году в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ и необходимости переутверждения положения о закупке такого бюджетного учреждения.

Краткий анализ действующего законодательства РФ показывает, что для бюджетных учреждений не установлено требования о ежегодном переутверждении органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения положения о закупке.

НО бюджетное учреждение ежегодно, на основании ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должно принимать решение об осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ.

При этом, если учредителем не установлен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то в этом случае бюджетное учреждение, по нашему мнению, может принять соответствующее решение самостоятельно без переутверждения положения о закупке у учредителя, в том числе, например, путем издания приказа.

Если же указанный порядок принятия решения об осуществлении закупок по 223-ФЗ предусматривает обращение к учредителю для согласования такого решения, в том числе путем переутверждения положения о закупке, то бюджетному учреждению необходимо обратиться к учредителю.

Поэтому рекомендуем Вам обратиться к учредителю для соответствующего разъяснения порядка и возможности осуществления закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ и необходимости переутверждения положения о закупке.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Предмет регулирования статьи

Статья 15 определяет особенности госзакупок некоторыми государственными и муниципальными организациями и отдельными юрлицами, а также поясняет специфику деятельности:

  1. Бюджетных организаций.
  2. Автономных учреждений.
  3. Унитарных предприятий.
  4. Юридических лиц.
  5. Государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос».

С 06.08.2017 действует последняя редакция статьи 15 44-ФЗ.

На каких юридических лиц ориентирована

По общему правилу, бюджетники проводят закупочную деятельность за счет бюджетных субсидий. Однако при наличии специального документа и размещения своевременной информации в Единой информационной системе (это нужно сделать до начала нового года) они могут работать по правилам закона о закупках № 223-ФЗ. Условия:

  • получение грантов;
  • привлечение сторонних лиц по договору в рамках исполняемого контракта;
  • доход от деятельности (помимо медицинской помощи).

Аналогичные права имеют автономные учреждения в случаях капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.

Унитарные предприятия проводят закупки по закону о контрактной системе, либо по 223-ФЗ. Исключение представляют ФГУП с существенным значением для интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких организаций установлен отдельным Распоряжением Правительства от 31.12.2016 № 2931-р (далее — Распоряжение).

Если предоставляются бюджетные инвестиции на проекты по строительству и реконструкции юрлицу, надлежит руководствоваться бюджетным законодательством и 44-ФЗ. Указанные организации, а также корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут передать полномочия заказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Связь с другими статьями

Во взаимодействии ст. 15 44-ФЗ с комментариями и отсылками положения ч. 3 ст. 2 и иные нормы закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также утвержд6енный Распоряжением.

Когда вносились последние изменения

В текущей редакции ст. 15 44-ФЗ с изменениями добавлено условие проведения закупок аптеками. Редакция действует с мая 2017 года.

Закупки бюджетного учреждения по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Обязано ли государственное бюджетное учреждения здравоохранения, оказывающее услуги по полюсу обязательного медицинского страхования (оплата которых осуществляется из фонда обязательного медицинского страхования), при расходовании полученных за указанные услуги денежные средства применять положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ и осуществлять закупки за счет указанных средств в соответствии с Законом 44-ФЗ? То же касается средств, полученных ГБУЗ за счет оказания платных услуг населению.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Частью 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетные учреждения при наличии правового акта, принятого таким бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вправе осуществлять в соответствующем году закупки с соблюдением требований Закона №223-Ф3.

Среди случаев определены, в том числе, случаи, когда БУ осуществляет закупку за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Таким образом, если речь идет о расходовании средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, то применяются нормы Закона № 44-ФЗ.

Если речь идет об иных платных услугах не в рамках ОМС, то возможно применение Закона № 223-ФЗ на установленных условиях.

Вправе ли учреждение, которое работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ, тратить собственные доходы по 44-ФЗ

Законодатель предоставил заказчику право выбора, по какому закону тратить собственные доходы. Вывод следует из части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает Минэкономразвития России в письме от 28 декабря 2015 года № Д28и-3713.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки за счет средств. перечисленных в ч.2 ст.15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

То есть, если, бюджетное учреждение, например, в 2014 г. приняло, утвердило и разместило до 1 апреля 2014 г. положение о закупках/приняло решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках, то такие закупки (за счет перечисленных средств) в 2014 г. должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках. И по тому, и по другому закону указанные средства одновременно расходоваться, по мнению экспертов, в таком случае не могут.

При этом остальные закупки (за счет каких-то иных внебюджетных средств, не указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, если они предполагаются и имеются у бюджетного учреждения) могут при этом осуществляться по Закону № 44-ФЗ.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Что касается возможности осуществления закупок «единоразово» на сумму до 300 тыс. руб. без проведения торгов, т.е. у единственного поставщика», то данное право должно быть предусмотрено в Положении о закупке (то есть такие закупки возможны, если это предусматривается положением). При этом не имеет значения, что по Закону № 44-ФЗ учреждение ограничено покупками у единственного поставщика на сумму до 100 тыс руб.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.